17 октября 2007
4068

Юрий Любашевский: Рефлексирующий PR

1. PR в России стал модной профессией, которой все возрасты покорны. Люди интуитивно чувствуют, что таинственное и эфемерное дело PR может вполне реально обеспечить успех и карьеру. Народная интуиция угадала правильно - PR станет одной из самых престижных профессий XXI века. Те, кто выбирает эту профессию, не прогадают. Если справятся.
2. О наступлении новых информационных технологий сказано немало, но все больше о технической стороне дела.
Важнее во всех этих процессах другое - изменение предмета производства, предмета труда. Человек всегда зарабатывал себе на жизнь, изменяя природу. Информационные технологии сделали наиболее прибыльным и коммерчески эффективным производством преобразование человеческого сознания - как индивидуального, так и массового.
Дело это, в общем, не новое. Разница в том, что современные информационные технологии впервые удешевили и упростили технологии формирования сознания до такой степени, что они стали практически общедоступны. По крайней мере, по первому впечатлению. Отсюда популярность PR.
3. Превращение формирования сознания в наиболее выгодный бизнес - не частный вопрос коммерции. Оно изменяет сам характер общественного развития. Если раньше люди по возможности изменяли окружающий мир, то теперь - они перешли к изменению самих себя. Возможно, это происходит из-за того, что антропогенная нагрузка на биосферу приблизилась к критическому, а то и катастрофическому уровню.
Технологии этого изменения, по аналогии с традиционными высокими технологиями, направленными на изменение окружающей среды - hi-tech, уже получили название high-hume. Можно говорить и о PR-hi-tech.
4. В силу эффективности, влиятельности и привлекательности своей деятельности, PR-сообщества очень быстро становятся элитой информатизированного общества. Такое PR-сообщество, обладающее специфическими мировоззрением, системой ценностей и стилем поведения, неминуемо обособляется, а его члены приобретают социальное влияние и даже могущество. PR и смежные профессии становятся модными и престижными, притом не только из-за высокой оплаты - реальной или даже выдуманной. Важнее другое. Создавая и внедряя новые представления, формируя сознание других людей, человек чувствует себя всемогущим творцом. Сочетание творчества с безответственностью создает невиданное удовлетворение от повседневной работы. Это может подтвердить любой практикующий пиарщик.
5. Но не все радостно в этом деле. При использовании сложных и мощных PR-технологий и для самих пиарщиков, и для общества возникают опасности, требуют рефлексивного анализа.
6. Возможно, самое главное - возникает глубокое противоречие между "информационной элитой", формирующей общественное и индивидуальное сознание, и основной массой населения, в том числе высоко обеспеченного и образованного, но не имеющей доступа к информационным технологиям. Это безусловное большинство становиться исключительно объектом применения новейших технологий.
7. С этим противоречием связано почти неизбежное ущемление демократии. Оказывается, что для формирования сознания общества достаточно воздействовать на элиту. Целенаправленные усилия PR-сообщества изменяют сознание элиты, в результате оно существенно отличается от сознания общества. В этом случае элита отрывается от большинства и теряет эффективность влияния. Такое общество обречено на застой и гибель. Или на революцию - хрен редьки не слаще.
8. Третья опасность - герметизация PR-сообществ. Это связано с превращением деятельности по формирования сознания в эффективный и самодостаточный бизнес. Управляющая система может потерять обратную связь с объектом воздействия, что приведет к непредсказуемым и возможно печальным последствиям для любого объекта воздействия, в том числе и для целой страны.
9. Потеря обратной связи вызывает снижение ответственности управляющих систем. Работая с образами, с представлениями, с "виртуальной реальностью", профессионал почти неминуемо перестает чувствовать, что его работа влияет на реальную жизнь реальных людей. Он может просто забыть об их существовании. В сочетании с высокой эффективностью PR-технологий эта деятельность становиться прямой угрозой для людей.
Кроме того, возникает стремление и привычка решать проблемы реального мира только путем воздействия на сознание. Это ведет к потере реальной управляемости социальными процессами. Примеров в новой России более чем достаточно.
10. Мед и деготь обязательно присутствуют в любом деле, в том числе и в профессии пиарщика. Но, как известно, все "что нам гибелью грозит", имеет особое притяжение, по крайней мере для людей с игровой, а то и авантюрной жилкой. Именно такие люди будут использовать новые технологии, проводить смелые эксперименты и добиваться успеха, именно они станут учениками, учителями и практиками PR. Они обязаны обладать навыками и привычкой к рефлексивному анализу - иначе PR может стать источником повышенной опасности для общества.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован