Эксклюзив
06 июня 2011
9630

Вячеслав Ухов: Страхование логистических систем

Логистические системы (ЛС) включают в себя множество разнородных элементов, которые находятся под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Их функционирование сопряжено с достаточно большим количеством рисков. Вследствие этого, одним из основных принципов логистики считается надёжность. Риски должны быть нейтрализованы или сведены к минимуму.

Одним из направлений обеспечения безопасности ЛС, является их страхование. Риск - основное понятие страхования. Под ним понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Понятия риска и страхового случая в Теории страхования соответствуют понятиям вероятности отказа и надежности системы в Теории надежности.

Страхование ЛС представляет собой процесс обеспечение их юридической и фактической безопасности. Для его осуществления необходимо разрабатывать и периодически обновлять комплекс организационных и технических мероприятий.

Динамика ЛС - это процесс движения материальных ресурсов, осуществляемый в сферах производства и продвижения продукта. Исходя из этого, будем считать, что ЛС состоит из двух взаимосвязанных подсистем:
- производственной (получение готового продукта), где возможны риски, вследствие ненадлежащей работы производственного оборудования, перегрузочных машин, транспортных средств и персонала;
- коммерческой (распределение готового продукта), где характерными являются риски логистических каналов, по которым происходит движение товаров и денежных средств. Это закупка, реализация (сбыт), транспортировка, хранение (складирование), информационные и финансовые услуги, договорные отношения и человеческий фактор.

Риски присутствуют везде, они сложны и разнородны. Проклассифицируем их по следующим условным группам:
- технические риски, связанные с эксплуатацией технических средств ЛС;
- риски, которые обусловлены хищениями товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств;
- риски возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности;
- коммерческие риски, выражающиеся в срыве поставок или недопоставках продукции, нарушении сроков поставок, невыполнения финансовых обязательств, потери части доходов (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировок и хранения;
- экологические риски, выражающиеся в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции;
- риски утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, включая стихийные бедствия.

Обеспечение безопасности ЛС от логистических рисков, учитывая их специфические особенности, целесообразно осуществлять силами специализированных страховых организаций. Взаимоотношения между логистическими и страховыми компаниями регулируются договорами страхования.

Договор страхования предусматривает участие в нём двух сторон:
- страхователя, организатора логистического процесса. Например, владельца товаров (грузов) или транспортных средств;
- страховщика - юридического лица, принимающего на себя ответственность за те или иные риски.

Примерная структура рисков и предметов договоров приведена в табл.1.
 

Согласно договору страхования, страхователь уплачивает так называемые страховые премии страховщику, а последний возмещает ущерб, в случае наступления страхового случая.
Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, т.к. кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. Страхового возмещения оказывается недостаточно для полной ликвидации ущерба. Поэтому, задача состоит в недопущении наступления страхового случая. Её решение возлагается на персонал, поскольку ЛС функционирует как система "человек-машина". Таким образом, в системе страхования, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы, центральное место занимает управление.

Можно выделить две группы факторов, определяющих эффективность управления ЛС:
- качество системы обслуживания и обеспечения процесса товародвижения, комплекса логистической инфраструктуры;
- целенаправленность и разнообразие управляющих воздействий на процессы товародвижения материальных и финансовых ресурсов.

В оценке качества управления ЛС следует ориентироваться на целевую установку её функционирования. Она тоже не однозначна. Её основными целями являются:
- сбалансированность спроса и предложения;
- обеспечение конкурентоспособности произведенного продукта и системы его распределения;
- надежное материально-техническое снабжение;
- обеспечение заданных параметров перемещения материальных ресурсов в логистических каналах с минимальными затратами;
- возмещение товаропроизводителями и другими участниками логистического процесса произведенных ими затрат.

Достижение этих целей обеспечивается введением в действие следующих управляющих воздействий:
- регламентацией использования материальных ресурсов, в том числе нормированием их расхода или потребления;
- ускорением продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям;
- использованием резервов компаний, оперативным маневрированием материальными ресурсами;
- изменением траекторий движения логистических потоков;
- изменением частоты поставок;
- оперативными закупками материальных ресурсов;
- эшелонированием материальных запасов;
- консигнацией товаров и грузов через деловых посредников;
- профилактикой и резервированием технических средств логистического процесса;
- сервисным сопровождение логистического процесса;
- предварительной комплектацией товаров (грузов) согласно требованиям покупателей;
- поставками по системе: "точно в срок";
- диспетчеризацией движения товаров и транспортных потоков.

Арсенал управляющих воздействий не исчерпывается приведенным перечнем. Его расширение повысит надежность логистических операций и логистического процесса в целом.

Логистическая инфраструктура, как и любая другая инфраструктура, условно подразделяется на три вида: техническую (производственную), институциональную и социальную.

Техническая инфраструктура предусматривает наличие и функционирование транспорта, дорог, зданий, сооружений, складов, терминалов и пр.

Институциональная инфраструктура - это деятельность банков, таможни, органов сертификации, страхования и др., непосредственно связанная с обслуживанием процесса товародвижения.

Социальная инфраструктура - это персонал, занятый в процессе движения материальных потоков.

Специализированные страховые компании, являются самостоятельными субъектами страхового рынка. Вместе с тем, выполняя свои задачи, они становятся частью институциональных логистических инфраструктур.

Инфраструктура играет определяющую роль в экономике в целом и в логистике в частности. Её наличие - необходимое условие эффективного функционирования ЛС. Поэтому, при формировании системы страхования, следует обращать внимание на состояние инфраструктуры ЛС, параметры которой должны соответствовать требованиям конкурентоспособности.

Viperson

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован