Эксклюзив
13 января 2011
8194

Вячеслав Ухов: Системный подход в логистике

Объектом изучения дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки, а также их экономика. Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа, синтеза и совершенствования. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.

В энциклопедическом словаре приведено следующее определение этого понятия: "Система (от греч. - целое, составленное из частей, соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство". Данное определение хорошо отражает наши представления о системах, однако целям анализа и синтеза логистических систем оно не удовлетворяет. Для более точного определения понятия "система" воспользуемся следующим приемом: перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой.

Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой:

-    первое свойство (целостность и делимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это - объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми;

-    второе свойство (взаимосвязи). Между элементами системы имеются связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегрированные качества этой системы. Они могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать;

-    третье свойство (внутренняя организация). Наличие системообразующих факторов предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо наличие упорядоченных связей, т.е. определенную структуру, организацию системы;

-    четвертое свойство (интеграционные качества). Это - наличие у системы качеств, присущих ей в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

ПРИМЕР: возьмем обычную шариковую ручку и посмотрим: имеет ли она перечисленные признаки системы?

Первое - ручка состоит из отдельных элементов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д.

Второе - между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым.

Третье - связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы связать и ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но эти связи не были бы упорядоченными. Такая ручка не имела бы нужных нам качеств.

Четвертое - ручка имеет интеграционные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов. Ей можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль. студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются системами.

Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса.

Очевидно, что методологической основой "сквозного" управления материальными потоками является СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, реализация которого в концепции логистики поставлена на первое место.

МЕТОДОЛОГИЯ - это учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности. Это всё, что отвечает на вопрос: "Как?". Современная теория логистики, в концептуальном плане, базируется на четырех методологиях: общей теории систем, кибернетике, исследовании операций и прогнозе развития. Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений:

1. Логистическая система (ЛС), с движущимися в ней потоками материалов, продуктов и информации, объективно представляет собой сложную систему и может быть исследована средствами общей теории систем.

2. ЛС являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза, которые могут быть изучены, решены и смоделированы современными IT - методами.

3. Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимальных решений и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций.

4. Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоками немыслима без перспективного планирования и изучения тенденций развития. Такие задачи решаются на основе прогнозов.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (анализ + синтез) - это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения в объектах. Его основными задачами являются:
-    задача декомпозиции: представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;
-    задача анализа: нахождение различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;
-    задача синтеза: на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создание модели системы, определение ее структуры и параметров,, обеспечивающих эффективность её функционирования.


Основные функции системного (научного) подхода в рамках описанных трех основных задач представлены в табл. 1.

Табл.1

Структура системного (научного) подхода
ДекомпозицияАнализСинтез
Определение и декомпозиция общей цели, основной функцииФункционально-структурный анализРазработка модели системы
Выделение системы из средыМорфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов)Структурный синтез
Описание воздействующих факторовГенетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование)Параметрический синтез
Описание тенденций развития, неопределенностейАнализ аналоговОценка системы
Описание как `черного ящика`Анализ эффективности
Функциональная, компонентная и структурная декомпозицияФормирование требований к создаваемой системе

 Одним из основных принципов системного подхода является выявление конечной цели, который заключается в следующем:

- для проведения системного анализа и синтеза необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;
- анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;
- при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы следует оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели.

Применение системного подхода в логистике позволяет:

-    определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи, ресурсы ЛС, и определить структуру ЛС;
-    выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение;
-    выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;
-    выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;
-    формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;
-    выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;
-    разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие "проигрывать" возможные варианты действий и т.п.

В качестве примера рассмотрим движение сахарного песка от завода - изготовителя, через торговых посредников, до магазинов. Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло несогласованное с логистическими цепями решение о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты, что улучшило его производственные показатели. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой. В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

ВЫВОД: функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри них самих, так и в их отношениях с окружающей средой. Без комплексного системного подхода, эффективно решать задачи продвижения любой продукции не представляется возможным.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован