24 февраля 2015
3111

Владимир Гусев: Козы и овцы до нашей эры (8000- 1) (4 часть)

Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение коз, разведение и отбор животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Приручение животных резко изменило жизнь людей новокаменного века. Отныне они не зависели от удачи или неудачи на охоте, всегда имели одежду и пищу, ухаживая за домашними животными. При приручении козы были приручены свиньи, овцы, коровы, зародилось придомное раннескотоводческое хозяйство. Это была "экономическая революция, величайшая в истории человечества". Ныне Прикаспий многими исследователями рассматривается как область самого раннего скотоводства.
К тому времени уже сложились современный рельеф и современные растительные зоны. Стоянки и поселения древнейших обитателей нашего края располагались по берегам озёр, водоёмов и рек. Древние люди жили вместе в небольших общинах, занимались собиранием растений, рыболовством и охотой на диких животных. Люди стали всё больше внимания уделять козоводству и овцеводству, чему способствовали удобные пастбищные угодья. В астраханских урочищах Нарымбай, Таутюбе, Кок-Мурун, Шошак III, Караузек, Кошалак паслись огромные стада коз и овец. Многие поселения, где обитали козы, овцы и другие домашние животные, были небольшими, по площади приблизительно не больше 200 квадратных метров. Население степей "до прихода скотоводов было крайне редким". Численность скотоводов стала расти неуклонно.
В позднем палеолите (35 000 - 8 000 годы до н. э.) на территории края возникает развитый ритуал и культ - тотемизм животных. Тогда господствует человек современного физического типа. Все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных, и потому-то чаще всего тотемами являются животные. Каждый из жителей Астраханского края считал своим тотемом особое животное (волк, собака, коза, овца, корова, осётр и т. д.). Многие древние народы ассоциировали себя с животными, у каждого племени был свой тотем.
9000 - 3000 лет до н. э. шла капсийская культура. Ассирийские рисунки (начиная с 2400 лет до н.э.) изображают коз с вислыми ушами, что коренным образом отличает их от дикого предка.
Около 6000 - 5 000 лет до н. э. мезолит был сменён неолитом. В этот период на территории Астраханского края появились ослы, кошки, курицы.
4000 - 3000 лет до н.э. в странах Древнего мира имелись "специализированные козьи породы, как селекция и племенная работа, технологии переработки продуктов животноводства". Если вспомнить, что "южная граница нашей страны всегда представляла собой северный форпост античного мира, более того - житницу Римской, а позднее - Византийской империи", то можно смело представить гипотезу о том, что сельское хозяйство, козоводство и овцеводство как в этих краях, так и на территории Астраханского края находилось на высокой ступени развития, "соответствующей передовым достижениям аграрной науки".
В эпоху энеолита (медный век ), то есть в переходный период от каменного к бронзовому веку (4000 - 3000 лет до н. э.) в Астраханском крае появились первые одомашненные животные: буйвол, лошади, одногорбые верблюды. Заводились куры, гуси и утки. При этом племена Астраханского края продолжали заниматься охотой и рыболовством, но козоводству, овцеводству и иному скотоводству с этого периода всё же уделяется огромная роль. Первобытные скотоводы замечали, что в стадах не все животные одинаковы. Тех, которые быстрее подрастали, меньше болели, лучше понимали приказы пастухов, больше весили, люди сохраняли для разведения. Остальными питались. Люди желали, чтобы в их стадах были самые лучшие животные и разводили тяжёлых свиней, пушистых коз, выносливых ослов, покорных и крепких коней. Стада становились больше, животные - лучше . Племена не переставали заниматься охотой и собирательством, потому что скотоводство давало им пока что не слишком много пищи. Труд первобытных людей продолжал оставаться "тяжёлым, изнурительным". Немногие люди доживали до 50 лет, а в 40 выглядели стариками. Выделяются вожди и знать из общества и теперь стали сосредоточивать в своих руках власть и богатство. Появилась частная собственность на коз и овец, а также на коров, свиней, лошадей, верблюдов и домашних птиц.
В период 3600-2300 лет до н. э. древнеямная культурно-историческая общность в раннем бронзовом веке распространялась на территорию Астраханского края. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами мотыжного земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Мотыги при этом изготавливались из рогов баранов, козлов и иных животных. Характерной чертой ямной культуры является "захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями". С ними же захоронены овцы, козы, коровы, свиньи, верблюды и лошади. Иногда овец, коз, собак погребали вместе с хозяевами. Класть в могилу пищу в виде рыб и мяса овец, коз и других домашних животных стало обычаем на протяжении более 1300 лет. У ямных племён быстро развивалась частная собственность на скот и выделялась "патриархальная семья как хозяйственная единица".
На протяжении 2500 - 2000 лет до н. э., в эпоху катакомбной культуры (этнокультурное объединение эпохи средней бронзы), распространённой в степной и лесостепной местностях территории Астраханского края, приручение домашних животных завершается. При этом одним из главных богатств считались по-прежнему овцы "как регулярные поставщики высокосортного мяса, шерсти, молока". Сосредоточение этого богатства в руках отдельных семей привело к возникновению богатых и бедных. Катакомбные племена культурно-исторической общности жили в родовых посёлках, с обширными пастбищами и отарами овец и коз и охватывали весь Маныч, низовья Дона и астраханские степи до нижнего течения Волги. Овцеводство и козоводство у катакомбных племён было довольно развитым. В степи укоренилось пастушеское или отгонное скотоводство кочевого типа, которое было основано на разведении овец, коз, коров. Использовалась пряслица для шерсти овец и коз, шилась одежда из текстиля. Велась торговля с регионами Кавказа и Передней Азии. Для детей изготовлялись не одни сотни овечьих и козьих астрагалов, которые служили "игральными костями". Из костей животных делали кольца, бусы, бляхи, браслеты, височные подвески, курильницы и различные украшения. Каждый курган служил кладбищем отдельной семьи. Курганные могильники были невысокими до 1 метра, без кремации. Баранов, коз, коров, лошадей, буйловов, яков и других животных загребали в роскошные могилы знатных людей, оружейников, литейщиков, колесников, кожевников, воинов, художников, служителей культа. Погребенные лежали "в скорчённом положении на левом боку, головой на восток, юго-восток, юг". В богатые могилы клали баранину, козлятину и мясо других животных.
На протяжении 1800 - 1200 лет до н.э. срубная культурно-историческая общность (этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы) распространена в степной и лесостепной полосе Астраханского края. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях, где паслись овцы и козы. Основой хозяйства оседлого срубного населения эпохи поздней бронзы являлось стойловое и отгонное скотоводство. В прикаспийских степях и полупустынях практиковалось полукочевое скотоводство, в лесостепи - земледелие и придомное скотоводство. Преобладали овцы и козы на развеянных дюнах у сёл Болхуны, Сероглазово, в Ахтубинском районе.
С 1500 лет до н.э. срубные племена разводили овец, коз на первых пойменных террасах по берегам рек и степных озёр, переходили от пастушеского овцеводства к кочевому, становились срубниками как ранними кочевниками. Они не могли сидеть на одном месте из-за недостатка воды и кормов. Зимние метели заставили кочевников передвигаться на юг к "чёрным землям", где снег выпадал меньше, и овцы и козы могли лёгко добывать себе корм.
На протяжении 1000 лет до н.э. у срубных племён из-за значительного роста численности населения возникла необходимость в освоении обширных новых территорий - новых пастбищ. Изготовлялись изделия из кости: псалии, шилья, лощила, проколки, иглы, спицы, наконечники стрел. Они широко распространялись.
Только оптимальные условия коза находит в таких полузасушливых районах, как в нашем регионе. Астраханские степи располагали обширными пастбищами и заливными лугами, отличаются до наших дней резким континентальным климатом, традиционно с той поры занимаются разведением овец и коз, так как биологические особенности этих животных в способности в этих условиях давать высокоценное шёрстное, шубно-меховое и кожевенное сырьё для производства, мясо и молоко для питания человека. Коз использовали для выполнения садовых работ.
На полупустынных солончаковых участках паслись, как правило, козы и овцы, а крупный рогатый скот лишь перекочевал с места на место с покровом типчаково-полынной растительности. Коза - "нетребовательное животное, довольствуется часто очень скудными пастбищами". Козы "прекрасно лазают, могут пастись в местах, недоступных для другого скота". Продолжительность жизни 9-10 лет, максимально 17 лет; средний срок хозяйственного использования 7-8 лет. Разведение коз "не сложный процесс, тем более, что спустя примерно 2 недели коза снова готова к случке". Благодаря этому увеличивается поголовье молодняка. Только для этого нужно хорошо кормить козу, правильно содержать её. После родов у молочных пород коз козлят отнимают и выкармливают их самостоятельно. Полезное молоко, шерсть, шкуры и "не нужно больших коровников". Домашние козы оказались "очень удобными и выгодными домашними животными", поэтому быстро распространились в наших степях, в которых сформировались свои традиции разведения этих животных, и на заре человеческой жизни "коза была верным спутником хозяина". О любви и поклонении козе людей говорит тот исторический факт, что "на дельфийских монетах её изображали рядом с могучим богом Посейдоном".
Древние люди на основе овечьего молока готовили масло, сыр, кефир и простоквашу. Молоко овцы имеет высокую питательную ценность, оно сладковато на вкус, нежно по консистенции. Они научились доить животных, практически не мыслили кухню без молока, ведь в нём есть всё, что необходимо человеку для нормального роста и развития. Люди доили коров и кобылиц, верблюдиц и олених, буйволиц и ослиц, самок яков и зебу, пили даже молоко свиней. Молоко животных не знакомо ни жителям Индокитая, ни чёрнокожим обитателям Африки, ни индейцам и эскимосам - коренному населению Америки...
За 1000 лет до н.э. в погребениях встречаются деревянные повозки в районе посёлка Лола, в Элистинском могильнике, в зоне Чограйского водохранилища.

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован