13 ноября 2008
3555

Владимир Дмитриев: Светлана Крючкова. Режиссерские чаяния

Народная артистка России, актриса БДТ им.Г.А.Товстоногова Светлана Крючкова предстала в новом качестве - в амплуа режиссера-постановщика спектакля "Домой" по пьесе Людмилы Разумовской.

Пьеса посвящена памяти культовой рок-певицы Янки Дягилевой, которая в 30 лет покончила с собой и которая по трагизму, по энергетическому заряду сродни Марине Цветаевой. Пьеса очень страшная, социально острая. Пьеса о детях, живущих в Питере на чердаках, в подвалах, - и в итоге почти все они погибают. Спектакль Крючкова делает со студентами своего 4-го курса (она - профессор и мастер курса Гуманитарного университета профсоюзов), и ребята с удовольствием работают над этой пьесой. Им помогают студенты социологического факультета, которые опекают обитателей приюта "Маленькая мама", где живут несовершеннолетние мамы со своими детьми. Так вот, пьеса настолько сильно перекликается с жизнью, что уже появилась идея объединить этот спектакль и акцию "Маленькая мама", потому что одной из героинь пьесы - 15 лет, и она умирает при родах...

- Светлана Николаевна, вы продолжаете активно сниматься в кино и на телевидении, у вас множество театральных ролей. Вы учите молодежь и читаете русскую поэзию на поэтических вечерах, проводите творческие встречи. И вот новая ваша задумка, новая идея претворяется в жизнь. Что подвигло вас на режиссерский дебют?

- У нас давно не было остросоциальных спектаклей. Причем, к слову социальный я отношусь в позитивном его значении - это то в чем мы живем, где существуем и от чего напрасно отмахиваемся. Пьесу "Домой" ставили за границей, поставили ее и у нас в театре А. Джигарханяна. Но я считаю, что эту пьесу должен ставить русский человек. Это наша жизнь, более того, это - питерская история. Питер обладает особой аурой, особой атмосферой климатической и психологической. Мы, живущие в этом городе, можем об этом сказать так сильно, так пронзительно, как никто. Даже декорации мы делаем в форме некоей дороги, которая принимает форму креста. Дети уходят из этой жизни по этой дороге, а в финале она подымается, и мы видим наш питерский разводной мост, слышим шум нашего дождя, стук колес нашего трамвая. Я вся погружена в эту работу, и мне очень хочется, чтобы спектакль "прозвучал". Но вот деньги на такие пьесы в Петербурге дают очень неохотно, быстрее дадут на какую-то пошлятину, где насилуют, убивают. И еще (очень прошу это напечатать), я бы очень хотела посоветовать нашим питерским журналистам отучится от одной дурной привычки - они громогласно ругают все, что делается в Питере. Если я буду говорить, что мой ребенок дебил, то он, ни у естественно, кого не вызовет интереса. И нельзя все сводить до уровня скандалов. А москвичи все свое очень хвалят, у них уровень PR очень высок, и в этом у них можно поучиться! Да и политика городских властей по отношению к актерам, к творцам, к сожалению, способствует тому, что люди отсюда уезжают. Я слышала, что Москва зовет Спивака. Если он уедет, это будет катастрофа. Но помочь его театру никто не собирается! Сцену придется арендовать, и я с радость могу отметить, что люди нам все-таки помогают - ведь денег на этот студенческий спектакль у нас нет. Нам выделят ткань и другие материалы для декораций, хореограф Николай Реутов бескорыстно поставит несколько пластических номеров, Наталья Колесник, директор Театра "Дом", где идут антрепризы с моим участием, оказывает поддержку в аренде помещений для репетиций, в подготовке рекламного обеспечения. Старший сын Дмитрий (20 лет - прим.авт.), который учится на 5-м курсе Гуманитарного университета профсоюзов на факультете звукорежиссуры, музыкально оформил уже два моих антрепризных спектакля, и сейчас помогает мне в этой работе.

- Остается ли время на театр, кино, телевидение, на другие проекты?

- Больше всего сейчас меня волнует мой спектакль, который мы должны выпустить в сентябре. Но от текучки куда денешься? У меня серьезные работы в антрепризах. Главная роль в спектакле "Прекрасен чуден божий свет" по пьесе А. Фугарта "Здесь живут люди". Приходится констатировать, что мы чуть было не испортили репутацию спектакля, поручив поставить его режиссеру Т. Казаковой. Мы сыграли премьеру, хотя я была недовольна всем: и декорациями, и смысловым решением - у него не было начала и не было финала. Я забрала эту пьесу, и отдала ее другому режиссеру. Сейчас это - добрый, светлый спектакль, несущий оптимистичный заряд. Там совершенно другие декорации и музыка, другие артисты за исключением меня и Саши Демича. В другом антрепризном спектакле "Ваша сестра и пленница" по пьесе Л. Разумовской Илза Лиепа играет Марию Стюарт, а я - в роли Елизаветы Тюдор. Спектакль идет, в основном, в театре Эстрады у Г.Хазанова, - там полноценная двухэтажная декорация, исторические костюмы (на выезде сыграть сложно). Ну, и, конечно, "Голубки", где играют сразу пять народных артисток. С московским режиссером Сергем Яшиным начали работу над пьесой Т.Дорна "Марлени" о последнем дне жизни Марлен Дитрих. В ней два действующих лица (Дитрих и скандально-известная режиссер-документалист Леня Рифеншталь), и играть мы будем в паре со Светланой Брагарник. Только что закончились съемки двухсерийного телефильма "Серебряная свадьба" по замечательному сценарию Валентина Азерникова. Лирическая комедия, где, как в старые добрые советские времена, нет киллеров и проституток. В главной роли Игорь Бочкин. Я играю самую старую из жен персонажа - женщину очень нерешительную, зависимую. И в этом плане мне было очень интересно показать такой типаж, давно ничего подобного не играла. В фильме заняты также Вера Алентова, молодая актриса Алена Бабенко, Зоя Буряк, Леонид Куравлев. Скоро начну сниматься в следующей картине. Это 10-серийная эпопея Владимира Фокина по сценарию Эдуарда Володарского "Охотник за черепами" (существует такой термин по отношению к журналистам, занятым сбором компромата). Я появляюсь в шестой серии и играю главного бухгалтера мощной холдинговой компании, богатую умную женщину, отсидевшую 5 лет за своего мужа.

- Существуют ли идеалы, которых должен стремиться достичь артист в своей работе, каких принципов он обязан придерживаться?

- У каждого артиста своя кухня: все должно быть индивидуально, вкусово. Для меня лично самое главное правило заключается в том, что я каждый раз выхожу на сцену, как в первый раз. Артист не должен использовать свою фамилию, спекулировать своими былыми заслугами, - надо постоянно доказывать зрителям свою состоятельность, открывать заново свои способности. Чем-то потрясти, удивить людей, чтобы это запало, осталось у них в душе.

Владимир Дмитриев

beatle2.narod.ru

13.11.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован