09 декабря 2014
3467

В Подмосковье прошел II Всероссийский съезд молодых учителей

Форум `Молодой учитель – школе будущего` работал в Электростали в течение трех дней. Его организаторами выступили Минобрнауки России и Всероссийское педагогическое собрание. Участники обсудили актуальные вопросы современной педагогики, проблемы молодых учителей и пути их решения.

Показываем пример

Съезд не случайно прошел на подмосковной земле. Как заметила в своем выступлении министр образования Московской области Марина Захарова, в регионе накоплен большой опыт по привлечению молодых педагогов в школы, а также по созданию для них комфортных условий работы. Именно молодые педагоги Подмосковья становились на протяжении двух лет - в 2012 и 2013 годах - победителями конкурса `Учитель года России`.

В форуме приняли участие более 500 делегатов. С представителями нового поколения педагогов в рамках форума встретились министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Светлана Журова, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. Работали дискуссионные площадки, диалог-клубы, `круглые столы`. Параллельно проходили обучающие семинары, мастер-классы и открытые уроки.

О проблемах начистоту

Проблем у начинающих педагогов немало. Сегодня, по данным мониторинга Российской академии образования, 30 - 50 процентов молодых учителей покидают школу в первые два года работы. Главные причины: сложности в коллективе, недостаток навыков, дополнительная нагрузка к учебной работе, отсутствие жилья и низкая зарплата.

В `Прямом разговоре` с министром образования Дмитрием Ливановым, который состоялся в последний день форума и подвел его итоги, молодые педагоги говорили о том, что зачастую остаются один на один со своими профессиональными проблемами. Они настаивали на возрождении института наставничества или тьюторского сопровождения молодых специалистов в учебных заведениях. Еще одна проблема - повышение квалификации и уровня образования. Как выяснилось, в педвузах очень мало бюджетных мест заочной магистратуры. В то же время зарплаты молодых педагогов во многих регионах не позволяют учиться за свой счет.

Третья проблема, о которой неоднократно говорили на форуме, - недоступность льготной ипотеки, которая, даже при низкой кредитной ставке, съедает весь учительский заработок.

Много обсуждали возможности профессионального роста. В результате предложили министерству рассмотреть введение дополнительных категорий и статусов, сопутствующих карьерному росту педагогов: учитель-исследователь, учитель-методист, учитель-наставник и других.

Есть решения

Со времени первого съезда молодых учителей, прошедшего два года назад, ситуация изменилась в лучшую сторону. В рамках национального проекта `Образование` в 2011 - 2013 годах в регионах реализована программа модернизации образования, на которую израсходовано 120 млрд рублей. При этом зарплата учителей в целом по стране выросла за два года на 20 процентов. В видеообращении к участникам съезда заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец сообщила, что за это время российское образование значительно помолодело.

-В школах увеличилась доля преподавателей до 30 лет. Вырос конкурс на педагогические специальности в вузы, - отметила зампред.

Если пару лет назад количество педагогов до 30 лет во многих школах России составляло лишь 8 -10 процентов, то сегодня эта цифра равняется 16 - 19 процентам. В то же время доля учителей до 35 лет выросла до 23 процентов.

По итогам съезда подготовлен большой список рекомендаций как для федеральных органов власти, так и для региональных министерств. Среди них необходимость выделить отельным направлением решение жилищной проблемы для молодых педагогов, создание единой образовательной социальной сети, увеличение объемов практики в учебных заведениях при подготовке педагогических кадров, введение интернатуры на базе лучших школ страны, разработка базового стандарта социальной поддержки молодых педагогов и многое другое.

 "Раньше работать в педагогическую профессию шли не самые лучшие выпускники вузов. Сейчас ситуация меняется. Для этого недостаточно поднимать заплату, хотя и это очень важно. Надо создавать условия для каждого молодого учителя: для профессионального, личностного роста, решения конкретных бытовых и материальных проблем" 
— Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ
Анастасия Орлова
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован