Первое крещение Руси и визит святого Кирилла в Итиль в 860-е годы

                                                              Посвящаю статью замечательному другу,  

                                                                 астраханскому писателю Никитину Юрию 

                                                                                                  Анатольевичу      

 

               I в. н. э. - первые немногочисленные христианские общины среди русов Подонья стали появляться ещё при апостолах Андрее и Варфоломее.

 

I в. н. э. - согласно преданиям, апостол Андрей Первозванный, ученик Христа, согласно жребию пошёл в ранее неизвестные евреям страны, в Скифию, на Северный Кавказ, в страну аланов, затем в страны абасков (абхазов) и зигов (адыгов).

 

I в. н. э. - апостол Андрей Первозванный, ведя миссионерскую деятельность среди скифов, побывал в Русских землях. Он предрек строительство Киева и, почти наверняка, проповедовал христианство среди местных славянских племён. Нельзя сказать точно, какими оказались итоги, ибо сегодня мы знаем о русах, как о язычниках.

 

С 550 г. славянские племена начали выплачивать хазарам дань.

 

VII г. - Итиль возник на месте зимовника как первое селение (деревня), позже как ханская ставка. Вероятно, являлся первым городским поселением в низовьях Волги.

  

650-969 г. - славяне и Русь – данники хазар фактически составляли часть Хазарского каганата в качестве вассала. «Весь Рус выплачивал ему [кагану] харадж [налог]».

 

737 г. - Итиль стал столицей Хазарского каганата. К началу XI в. город представлял собой, по словам ал-Бируни, развалины. Дальнейшая его история неизвестна.

786-969 г. - иудаизму был придан статус государственной религии.  Иудаизм стал в Хазарии  господствующей религией  и религией господ.  Иудеев было меньшинство в Хазарии, но это было сконцентрированное  в Итиле и других городах организованное, сплочённое, сильное, богатое правящее меньшинство. 

 

1-я пол. IX в. - Русский каганат - гипотетическое государственное образование русов, хронологически предшествовавшее Древнерусскому государству (с 862 г.).

IX в. - несмотря на иудейство хазар и на преследование ими христиан, Византия держалась за них и старалась, насколько возможно, не обострять отношений; она ещё считала полезными союзные связи с хазарами, рассчитывая на их хотя бы моральную и дипломатическую поддержку в своих бесконечных войнах с арабами.

 

839 г. - первые сведения о государстве русов относятся к 1-й трети IX в.: в 839 г. упомянуты послы кагана народа рос, прибывшие в Константинополь. В ряде источников правитель русов назывался каганом (хаканом). Самое раннее сообщение об этом относится к 839 г., когда ещё не существовало варяжских княжеств в Новгороде и Киеве.

 

839-871 г. - существование Русского каганата в IX в. (839-871 г.) - неопровержимый исторический факт.

 

С 850 -х г. по 876 г. - правил Дир в Киеве (последние годы совместно с Аскольдом).

852-853 г. - дружины Аскольда (832?-882) и Дира (?-882) воевали в Закавказье, пока в 864 г. не вышли к Каспийскому морю.

 

852-853 г. - активную деятельность Аскольд и Дир вели со степняками Астраханского края и других регионов.

 

859 г. - Русская летопись под этим годом сообщается, что хазары берут дань с полян, северян и вятичей.

 

859 и 862 г. - о хазарской дани с полян (т.е. с Киева) в «Повести временных лет» говорится трижды.

 

859-885 г. - славяне во время похода на Царьград были вассалами Хазарии.

 

859-885 г. - поляне платили дань хазарам и до, и после похода на Царьград 860 г.

 

859-885 г. - русы не могли совершить поход без разрешения хазарского царя (Нисси, Захария, Аарон, Манахем),  — ведь в эту эпоху днепровские пороги и низовья Дона контролировались хазарами.

 

860 г. - Византийская империя вела войну с арабами в Малой Азии.

 

860 г. - в марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам.

 

860 г. - в апреле-мае стороны произвели обмен пленными, но уже в начале июня византийский император Михаил III (840-867, сын и преемник императора Феофила (821-842) во главе армии покинул Константинополь для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Для охраны Константинополя был оставлен эпарх Ориха.

 

860 г. - при императоре Михаиле III Русь внезапно напала на Константинополь, что закончилось громкой победой кагана ранней Руси Аскольда (годы жизни: 832?-882).

860 г. -  когда состоялся поход Руси на Константинополь (Царьград), русь и славяне, в том числе поляне, т.е. Киев, платили дань хазарам.

 

 860 г. - славяне и Русь входили в состав Хазарского каганата, и их война с Византией была византийско-хазарской войной.

 

860 г. - когда армия и император Михаиле III были в 500 км от столицы, и нападает флот русов (объединенный морской поход Днепровских славян и варягов на Константинополь [Царьград]).

 

860 г. - на закате 18 июня около 200 русских судов (по другой версии, 360 кораблей) причалили к берегам Босфора. Они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси. Корабли были довольно большие, способные вместить до 40 человек. Большего размера корабли русов просто не смогли быть проведены через днепровские пороги или низовья Дона, контролируемые хазарами. Общее число русов, участвовавших в набеге, было до 8000.

 

860 г. - по версии, «росами» патриарха Фотия (ок.820-896) и участниками похода 860 г. были балтийские руги и далматинские неретвляне.

860 г. - 18 июня появление кораблей  и нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря.

 

860 г. - поход на Царьград совпал с посольством хазарских христиан в Византию, за которой последовала миссия Константина Философа (св. Кирилла) в Хазарию, а именно в Итиль.

 

860 г. - несомненно хазарские власти разрешили миссию из дипломатических соображений, но также очевидно, что данная деятельность Византии по христианизации населения Хазарии не могла не вызывать опасений у хазарских властей, исповедовавших иудейство.

 

860 г. - именно хазары уговорили правителя Руси Аскольда совершить поход на византийцев.

 

860 г. - как минимум формально, война 860 г. была войной между частью Хазарского каганата и Византией.

 

860 г. - само «воцарение» Аскольда и Дира в Киеве по условию с хазарами стало возможным под обещание войны с византийцами. Это бы объясняло дальнейшую враждебность Византии к хазарам.

 

860 г. - хазары не забыли о том, что Византия воспользовалась Гражданской войной в Хазарии для захвата Крымской Готии.

 

860 г. - существует теория, о том, что Аскольд и Дир были хазарскими наместниками.

 

860 г. - в Иоакимовской летописи говорится, что Аскольд успешно воевал с хазарами.

 

860 г. - 4 августа с проповедями патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь. Отступление нападающих от Константинополя произошло по инициативе самих русов.

 

860 г. - причины ухода русов неизвестны. Историки выдвигают разные версии: либо русы опасались подхода византийской армии, либо просто не желали втягиваться в осаду, удовлетворившись богатой добычей, либо надеялись заключить выгодный торговый договор с империей.

 

860 г. - 4 августа русы отступили. По одной версии — из-за возращения византийского императора, по другой — из-за бури, которая уничтожила многие их корабли.

 

 860 г. - Византия откупилась от опасного врага контрибуцией и данью. Наибольшим достижением Аскольда стало дипломатическое признание Руси как великой державы и достойного контрагента Византии.

860 г. - в «Венецианской хронике» Иоанна Диакона нападающие «вернулись с триумфом». В походе принимали участие норманны (варяги).

 

860 г. - итальянский историк Флавио Бьондо в сообщении о набеге норманнов на Константинополь в 860 г. заметил, что норманны после того вернулись в Британское море.

 

860 г. - церковная организация хазарских христиан была ликвидирована. Практиковались и другие формы притеснения.

 

 860 г. - с утверждением в Хазарии иудейства положение хазарских христиан оказалось очень трудным, чем было вызвано дипломатическое вмешательство Византии в хазарские дела.

 

Кон. 860 г. -   хазарский правитель – каган – просил императора Михаила III прислать в Хазарию человека, сведущего в богословии, для участия в богословском диспуте с иудейскими раввинами – весьма влиятельными в Хазарии, и мусульманскими муллами, приходящими из арабского Халифата. По другой версии, посольство просило прислать проповедника, который бы объяснил основы христианской веры. Хазарские послы будто бы говорили, что евреи и мусульмане стараются обратить хазар в свою веру и просили прислать к ним христианского проповедника, который мог бы переспорить тех и других. Они обещали в случае победы христиан в религиозном диспуте принять христианство.
 

Кон. 860 г. - выбор византийского двора пал на Кирилла (Константина, Философа), ученика и протеже патриарха. Этот выбор был подсказан святителем Фотием Великим (810-893), ставшим новым Константинопольским Патриархом. Фотий сам был хазарского происхождения.

 

Кон.  860 г. - св. Кирилл (Константин, Философ) (827-869) - православный миссионер, создатель первого славянского алфавита. Вместе со своим старшим братом Мефодием перевел на славянский язык богослужебные книги. Кирилл известен в качестве просветителя славян и изобретателя славянской письменности. Имя Кирилла увековечено в названии одного из современных алфавитов - кириллицы. Причислен к лику святых католической церковью и православной церковью - как Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский. 

 

Кон. 860 г. - призвав св. Кирилла (Константина, Философа), император повелел ему:

- «Иди, Философ, к этим людям. Дай им ответ и поучение о Святой Троице с Ее помощью, ведь никто другой не сможет достойно сделать это».

- «Если велишь, владыка, на такое дело с радостью пойду пешим и босым, и без всего того, что не велит Бог ученикам Своим носить», - ответил Кирилл императору.

 

Кон.860 г. - константинопольский патриарх Фотий направил к славянам и хазарам миссию во главе с «солуньскими братьями» Кириллом (Константином) и Мефодием, задачей коих было распространять христианство среди язычников.

 

Кон. 860 г. - сразу после войны Руси с Византией византийский проповедник Кирилл прибыл в Херсонес (Корсунь), где вёл диспут с хазарскими евреями и мусульманами о вере.

 

Кон. 860 г. - в Хазарию Кирилла (Константина, Философа) сопровождала почётная свита, подобающая посланнику византийского императора. Вместе с Кириллом отправился в путешествие и его брат Мефодий. Кирилл отправился в Хазарию не как частный проповедник, а в качестве полномочного представителя Византии. Его миссия имела явно политический, официальный характер.

 

Кон. 860 г. - когда Кирилл и Мефодий ехали в Хазарию в город Итиль, они вовсе ещё не были «славянскими просветителями» и не было даже никаких намеков на их будущую роль в этом отношении.

 

Кон. 860 г. - зная славянский язык и ознакомившись с русским алфавитом, Кирилл без труда смог читать русские письмена, о чём говорится в «Житии». Эти-то русские письмена положены были им в основу славянской азбуки, составленной для Моравии.
 

Кон. 860 г. - отправившись из Константинополя, братья, переплыв Чёрное море, прибыли в Херсонес (Корсунь).

 

Кон. 860 г. - на некоторое время братья задержались в Херсонесе из-за надвигающейся зимы.

 

Кон. 860 г. - Кирилл (Философ) использовал это время для подготовки к проповеди в Хазарии.

 

Кон. 860 г. - во время пребывания в Херсонесе Кирилл (Константин), готовясь к полемике, усердно изучил еврейский язык, самаритянское письмо, а наряду с ними «русьское» письмо и сирийский язык.

 

Кон. 860 г. - некоторые полагают, что в "Житии" описка и вместо «русьские» письмена следует читать «сурьские», т.е. сирийские — арамейские. Ввиду распространения учения Церкви Востока в Хазарии славяне Хазарии могли использовать сирийское письмо. Во всяком случае это не может быть отдельный древнерусский язык, в те времена не выделяемый из общеславянского, солунский диалект которого братья знали с детства.

 

Кон. 860 г. - согласно "Житиям", именно в Херсонесе Кирилл и Мефодий впервые познакомились с текстами, писанными «русскими письменами», и с человеком, обучившим их русскому языку. Перед визитом в Итиль ими было завершено изобретение общеславянской письменности.

 

Кон. 860 г. - согласно «Житию» Кирилла, «И нашел Философ здесь Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашёл, говорящего той речью».

 

Кон.860 г. - Кирилл в Херсонесе встретился с неким русином, имевшим Псалтырь и Евангелие, кои были писаны по-русски.

 

Кон. 860 г. - случайное открытие в Херсонесе Евангелия и Псалтыри, написанных на русском языке, перед визитом в Итиль сыграло решающую роль в их дальнейшей просветительной деятельности среди славян.

 

Кон.860 г. - в «Житии» прямо сказано, что Кирилл славянскую азбуку заимствовал у некоего русича, христианина из Херсонеса. Он вовсе не был изобретателем письменности славян и только дополнил славянскую азбуку некоторыми сугубо греческими буквами, которые понадобились для передачи греческих слов в богослужебных текстах. Все сии буквы ныне отмерли за ненадобностью, азбука приобрела современный вид, сходный с древней «велесовицей».

 

Кон. 860 г. - Евангелие и Псалтырь, обнаруженные в Херсонесе перед визитом в Итиль, стали тем зерном, из которого выросла вся позднейшая славянская, сначала переводная, а потом и оригинальная литература.

 

Кон. 860 г. - чудо с несгораемым Евангелием совершили святые Кирилл и Мефодий во время своей т.н. «хазарской» миссии.

 

Кон. 860 г. - во время своего пребывания в Херсонесе святые братья обрели мощи священномученика Климента, папы Римского.

 

Кон. 860 г. - Кирилл некоторое время беседовал с хазарским князем и убедил его снять осаду и принять святое крещение. После этого хазары ушли, не причинив тому городу и его жителям никакого вреда.
 

Кон. 860 г. - византийское посольство направилось в Хазарию. По дороге к Азовскому (Меотскому) морю на послов напала шайка угров. Кирилл Философ беседовал с ними, и угры отпустили его со всеми спутниками.
  

Кон. 860 г. - у Каспийских врат византийское посольство встретили хазары, чтобы препроводить его в столицу Хазарии – Итиль.

 

Кон. 860 г. - святые Кирилл (Константин) и Мефодий в составе хазарского посольства в г. Итиле принимали участие в религиозном диспуте с иудейскими первосвященниками.

 

Кон.860 г. - каган Захария с почётом принял Кирилла как полномочного представителя византийского правительства, участвовал в беседах с ним о вере и разрешил ему проповедь среди христиан, обращение которых произошло ещё в VII в.

 

Кон. 860 г. - среди хазар был иудейский раввин, представлявший влиятельную в Хазарии иудейскую общину – один из будущих оппонентов святого Кирилла.

 

Кон. 860 г. - иудейский раввин сразу предложил святому ряд вопросов.
    - «Почему у вас нехороший обычай – вы ставите одного цесаря вместо другого из другого рода? Мы же совершаем это по родству», - спросил иудейский раввин.

   - «И Бог вместо Саула, не творившего ничего, Ему угодного, избрал Давида, угождающего Ему, и род его», - ответил Кирилл.

  -  «Если называетесь вы учёными, то зачем без книги в руке не ступите ни слова; а у нас не так: если уже ученый, так он поглотил всю мудрость в себя и будет приводить на все свидетельства, не имея нужды заглядывать в книги».

  - «Если встретишь человека нагого, а он скажет тебе, что имеет много одежд и золота, поверишь ли ему, видя его нагим?».

  -  «Нет».

  - «Если ты поглотил всю мудрость, то скажи нам, сколько поколений до Моисея и сколько лет длилось каждое из них?».

  - ? [без ответа].

 

Кон. 860 г. - вскоре по прибытии византийского посольства в Итиль начались богословские диспуты между Кириллом и местными учёными раввинами. Эти диспуты собирали множество слушателей и зрителей из числа хазарской знати.
 

 Кон. 860 г. - первый из диспутов состоялся на обеде у кагана Захария, куда Кирилл с братом были приглашены вскоре по приезде в Итиль.

 

Кон. 860 г. - хазарские вельможи спросили у Кирилла:

- «Какой ты имеешь сан, чтобы посадить тебя по достоинству твоему?».

-  «Дед у меня был великий и славный, который сидел рядом с цесарем, и по своей воле данную ему славу отверг, изгнан был, и, в страну земли иной придя, обнищал. И здесь породил меня. Я же, ища давней чести деда, не сумел обрести иной, ведь я Адамов внук», - ответил Кирилл. Ответ святого был оценен по достоинству.
 

Кон. 860 г. - по древнему обычаю христианских и нехристианских народов, на обеде пили священные чаши. Принимая первую чашу, каган сказал:

 - «Пьем во имя Бога единого, сотворившего всё».

  - «Пью во славу единого Бога и Слова Его, Которым утверждены небеса, и животворящего Духа, в Котором вся сила их состоит», - ответил Кирилл Философ.

  - «Всё одинаково говорим. Одно только различно соблюдаем: вы Троицу славите, а мы единого Бога, постигнув смысл книг».

 - «Слово и дух книги проповедуют. Если кто тебе честь воздает, а слову твоему и духу чести не воздает, другой же воздает всем трём – который из двух почтительнее?».

  - «Тот, который почитает все три».

  - «Поэтому и мы больше почитаем Бога, приводя свидетельства и пророков слушая. Ибо Исаия сказал: «Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний». И ныне Господь и Дух Его послали Меня».
   

Кон. 860 г. - иудеи, стоявшие вокруг, спросили его:

  - «Скажи, как может женщина вместить Бога в чрево, на Которого никто не может взглянуть, а не то что родить Его?».

  -  «Если кто-нибудь скажет, что первый советник не может достойно принять кагана, и потом скажет, что последний раб его может принять кагана и честь ему оказать – как его назовем, скажите мне, безумным или неразумным?».

  - Они же сказали: «И крайне безумным». «Что достойнее всего из видимых созданий?».

  -  «Человек, сотворенный по образу Божию».

  - «Как же тогда не безумцы те, кто говорят, что не может вместиться Бог в человека? A Он вместил Себя и в купину, и в облако, и в бурю, и в дым, являясь Моисею и Иову. Как можно, если болеет один, исцелять другого? Ведь если род человеческий пришел к погибели, от кого может он вновь получить обновление, как не от Самого Творца? Отвечайте мне, разве врач, желая наложить пластырь больному, приложит его к дереву или к камню? И выздоровеет ли человек от этого? И как Моисей говорил, исполненный Духа Святого в своей молитве, воздев руки: «В горе каменной и в гласе трубном не являйся нам, Господи щедрый, но, вселившись в нашу утробу, возьми наши грехи». Разошлись иудеи.
 

Кон. 860 г. - в первый день, выбранный для религиозных прений, вновь сошли вместе Кирилл Философ с братом своим Мефодием, иудейские раввины и каган Захария со всей хазарской знатью. До начала диспута было решено, что те из слушателей, кто не поймет всех сложностей богословской полемики, могут задавать вопросы.
 

Кон. 860 - первый вопрос, заданный иудеями святому, звучал так:

  - «Мы следуем в книгах и слову и духу. Скажи же нам, какой закон Бог сначала дал людям: Моисеев или тот, которому вы следуете?».

  -  «Потому ли вы спрашиваете, что первому закону следуете?», - в ответ поинтересовался Кирилл Философ.

   - Да!

   - «Но если вы хотите следовать первому закону, то должны совершенно отказаться от обрезания».

  -  «О чём ты говоришь?».

  -  «Скажите мне, не скрывая, в обрезании ли заключен первый закон или в необрезании?».

  -  «Думаем, что в обрезании».

  - «Не Ною ли Бог дал закон впервые после заповеди при отвержении Адама, заветом называя закон? Ведь сказал же ему Бог: «Вот Я поставлю завет Мой с тобой и с потомками твоими и со всею землею. Три заповеди соблюдайте: ешьте всю зелень травную и то, что в небе, и то, что на земле, и то, что в водах, только мяса с кровью, с душою его не ешьте. И кто прольет человеческую кровь, прольет и свою кровь за нее». Что скажете против этого, говоря, что первый закон надо соблюдать?».

  - «Придерживаемся первого закона Моисеева. A тот не назвал Бог законом, но заветом, как и первую заповедь человеку в раю. И заповедь Аврааму названа иначе: обрезание, а не закон. Ведь закон есть одно, завет же другое».

  - «Об этом я скажу так, что закон называется и заветом. Ибо сказал Господь Аврааму: «Даю закон Мой на теле вашем, – который и знамением назвал, – который будет между Мной и тобой»».
   - «Так и мы считаем, что закон называется и заветом. Все, кто соблюдал их и закон Моисеев, все Богу угодили. И мы придерживаемся его и тоже надеемся угодить Богу. A вы, создав другой закон, попираете закон Божий».

   - «Правильно поступаем. Если бы Авраам не сделал обрезание, а соблюдал Ноев закон, то не был бы назван другом Божиим; ни Моисей после того, как написал закон вновь, первого не соблюдал. Так и мы их примеру следуем и, приняв закон от Бога, соблюдаем его, чтобы Божия заповедь сохранялась твердо. Ведь дав Ною закон, Бог не сказал ему, что потом другой даст, но что этот будет пребывать во веки во всякой живой душе. И так же, дав обет Аврааму, не возвестил ему, что другой даст Моисею. Так как же вы соблюдаете закон? И Бог устами Иеремии говорит: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Иуды и с домом Израиля новый завет». И еще тот же Иеремия сказал: «Так говорит Господь Вседержитель: остановитесь на путях и рассмотрите, и расспросите о путях Господних, правых и вечных, и увидите, какой путь истинный, и идите по нему, и найдете очищение душам вашим». И сказали: «не пойдем». И поставил Я стражей над вами, сказав: «слушайте звука трубы». И сказали: «не послушаем». Поэтому услышат народы, пасущие стада в них. И тогда слушай, земля: вот, Я наведу на народ сей пагубу, плод отвращения их, ибо они словам пророков Моих не вняли и закон Мой отвергли». И не только этими одними примерами покажу, что закон изменяется, но и другими явными доводами от пророков», - ответил Кирилл Философ.

  - «Всякий иудей знает воистину, что будет так. Но не пришло ещё время для Мессии».

  - «Что себе представляете, видя, что и Иерусалим разрушен, жертвоприношения прекратились, и всё сбылось, что прорекли пророки о вас? Ведь Малахия открыто восклицает: «Нет Моей воли в вас, говорит Господь Вседержитель, и жертвы из рук ваших не приемлю. Ибо от востока солнца и до запада имя Мое славится народами, и на всяком месте приносится фимиам имени Моему, жертва чистая, потому что велико имя Моё между народами, говорит Господь Вседержитель», - возразил Кирилл. 

  - «Правильно говоришь. Все народы хотят быть благословленными от нас и обрезанными в городе Иерусалиме».

  - «Так говорит Моисей: «Если вы будете соблюдать закон, будут земли ваши от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки Евфрата». A мы, иные народы, от того благословимся из семени Авраамова, кто от корня Иессеева вышел и назван надеждою народов, и светом всей земли и всех островов, и славою Божиею просвещены не по тому закону, и не в том месте. Пророки громко возглашают. Ведь сказал Захария: «Ликуй, дочь Сиона! Се цесарь твой грядет кроткий, сидящий на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истребит оружие Ефрема и коней в Иерусалиме, возвестит мир народам, и владычество Его будет от края земли до конца вселенной». Иаков же сказал: «Не прекратится князь от Иуды, ни законодатель от чресл его, до тех пор, пока не придет Тот, Кому предназначено, и Он – надежда народов». Все это видя оконченным и свершившимся, кого другого ждете? Ведь сказал Даниил, наставленный Ангелом: «Семьдесят седмин до Христа Владыки, что составляет четыреста девяносто лет, на которые запретятся видения и пророчества». Чьё, вы думаете, железное царство, которое Даниил представляет в видении?».

  - «Римское».

  - «Камень, оторвавшийся от горы без рук человеческих, кто есть?», - спросил Кирилл.

   - «Мессия».

 

Кон. 860 г. - иудеи привели такой довод:

  - «Но если Тот, о Котором говорят пророки и другие доводы, уже пришел, как ты говоришь, то как же римское царство властвует до сих пор?».

  -  «Не властвует уже, миновало оно, как и другие царства, явленные в видении. Наше же царство не римское, а Христово. Как сказал пророк: «Воздвигнет Бог небесный царство, которое в веки не разрушится, и владычество его не достанется другому народу, оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно». Не христианское ли царство ныне именем Христа называется, а ведь римляне поклонялись идолам. Эти же один от одного, а другой от другого народа и племени царствуют во имя Христа, как пророк Исаия, свидетельствуя, говорил вам: «И оставьте имя ваше избранным Моим в насыщение; и убьет вас Господь, а рабов Своих назовет именем новым, которое благословенно будет по всей земле, ибо благословят Бога истинного, и кто будет клясться на земле – будет клясться Богом небесным». Не сбылось ли все пророческое предсказание? Уже сбылось сказанное о Христе. Ибо Исаия извещает о рождении Его от Девы, говоря так: «Вот, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». A Михей говорит: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ мой Израиля и Которого происхождение от начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе рождающая Его не родит»», - ответил Кирилл.
  - «Мы от Сима благословенное потомство, благословлены отцом нашим Ноем, вы же нет».

  - «Благословение отца вашего не что иное, как только хвала Богу; ведь ничего вам от этого не будет. Ведь это слова: «Благословен Господь Бог Симов», а Иафету, от которого мы произошли, сказано: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в селениях Симовых»».
    - «Как вы, уповая на смертного человека, думаете быть благословенными, если Писание проклинает такого?», - спросили иудеи.

  - «Тогда проклят ли Давид или же благословен?».

  - «Весьма благословен».

  - «И мы так же на Того уповаем, на Кого и он. Ибо сказал он в псалмах: «Человек мирный со мною, на него же я уповал». И этот человек есть Христос Бог. A того, кто уповает на обычного человека, и мы проклинаем», - сказал Константин.

   

Кон. 860 г. - диспут перешел на более простые вопросы. Раввины задали Кириллу такой вопрос:  

  - «Почему вы, христиане, отвергаете обрезание, а Христос не отверг его, но по закону совершил?».

  - «Так как было сказано вначале Аврааму: «Вот знамение между Мною и тобою», – то и завершить его пришел. И от Авраама соблюдали завет до Христа. A далее Бог не дал ему продлиться, но крещение нам заповедал», - отвечал Кирилл.
  - «Как вы, поклоняясь идолам, полагаете угодить Богу?».

  -  «Сначала научитесь различать понятия, что есть икона, а что идол. И, узрев это, не нападайте на христиан. Ибо десять имен существует в вашем языке для такого изображения. Спрошу же вас и я. Не образ ли скиния, которую видел на горе Моисей и вынес её, или не изображение ли образа сотворил он художеством, образ по этому подобию, замечательный мастерством резьбы и кожевенным и шерстоткацким, и изваяниями Херувимов? И если он создал такое, то скажем ли, что вы дереву, и кожам, и тканям воздаете почести и поклоняетесь, а не Богу, давшему вам в то время такой образ? То же можно сказать и о храме Соломоновом, поскольку в нём были подобия Херувимов и Ангелов, и много иных изображений. Так и мы, христиане, создаем подобие угодивших Богу и воздаем им честь, отделяя доброе от изображений демонов».
 

Кон. 860 г. - прения закончились обсуждением бытовых вопросов. Как-то обычно бывает в религиозных диспутах, каждый остался при своей вере, но некоторых из слушателей хазар аргументы, приводимые Кириллом, убедили.
 

Кон. 860 г. - помимо полемики с иудеями, у Кирилла состоялся диспут с представителем мусульманской общины Хазарии. Но, по мнению исследователей, этот диспут был прерван из-за возникшего конфликта между мусульманами и иудеями.

 

Кон. 860 г. - по завершении богословских диспутов Кирилла вновь призвал к себе каган Захария. В продолжение всех споров он внимательно слушал все доказательства, которые были приводимы каждой из спорящих сторон, но, несмотря на это, он не в состоянии был решить для себя, на которой стороне остаётся правда, поскольку он был скорее воином, чем мыслителем. Поэтому он задал Кириллу такой вопрос:

  - «Скажи, честный муж, на примерах и с рассуждением, веру, которая лучше всех».

  -  «Двое супругов были у некоего царя в великой чести и весьма любимы им. Когда же они согрешили, изгнал их, отослав из своей земли в другую. Прожив там много лет, в нищете породили детей. И, собравшись, дети держали совет, каким бы путём вернуться вновь в прежнее достоинство. И один из них говорил так, а другой – иначе, а третий – по-иному. Держали совет, какому решению надо следовать, не лучшему ли?».

  - «Зачем ты говоришь это? Ведь каждый свой совет считает лучше других. Иудеи свой лучшим считают, и сарацины тоже, и вы тоже, а иные – другой. Скажи, который мы должны считать лучшим из них?».

  - «Золото и серебро испытываются огнём, а человек разумом отсекает ложь от истины. Скажите мне, отчего случилось первое грехопадение, не от зрения ли и сладкого плода, и желания быть божеством?».

 - Да!

 -  «Если кто заболеет, поев мёда или выпив холодной воды, и придет врач и скажет ему: «И ещё много мёда съев, исцелишься»; а тому, кто пил воду, скажет: «Холодной воды напившись, нагим на морозе постояв, исцелишься». Другой же врач не так укажет, но назначит противоположное: вместо меда горькое пить и поститься, а вместо холодного теплое, греясь. Кто же из двоих искуснее лечит?».

  - «Кто назначает противоположное лечение. Ибо горестью этой жизни следует умертвить сладость похоти, а гордость смирением, излечивая противоположное противоположным. И мы говорим, что дерево, которое сначала произрастит шипы, затем принесет сладкий плод».

  - «Хорошо сказали. Ведь Христов закон являет всем суровость жизни, угодной Богу, потом же в вечных жилищах стократно приносит плод».

   После этого Кирилл победил своих противников, призвал всех своих слушателей обратиться ко Христу.

 

Кон. 860-нач.861 г. - в так называемом «Паннонском житии», написанном на основании сочинения, оставленного братом Кирилла Мефодием, который сам участвовал в хазарской миссии, от первоначального текста уцелело мало. Он искажен позднейшими переделками.

 

860 -862 г. - есть две основные версии, кем были братья Аскольд и Дир, и как они заняли киевский стол:

1)  по одной, они были дружинниками из войска Рюрика, которые захватили уже существовавший тогда Киев и стали его правителями;

2) другой вариант истории гласит, что они являлись потомками княжеской династии, шедшей ещё со времен Кия, Щека и Хорива.

 

 860 -862 г. историков волнует один вопрос. Аскольд и Дир – это одно лицо? Ведь во всех летописях они упоминаются вместе, практически неотделимые друг от друга. Может быть, Дир – это прозвище или титул? Большая часть современных учёных всё же придерживается мнения, что это были два человека, родных брата.

 

860 -862 г. - при Аскольде и Дире Киевское княжество переживало существенный подъём, выходило на мировую арену.

 

860-864 г. - византицы (греки-ромеи) отобрали у Древней Руси Сурожский край, византийское христианство вновь утвердилось в Таврике. Тогда же русы Таврии были крещены византийским патриархом Фотием.

 

С 860 по 866 г. - по мнению учёного Брайчевского, 4 раза совершали походы на Царьград, в результате которых заключались выгодные мирные соглашения.

 

860-е г. - среди реальных результатов походов Аскольда на Византию и заключённых с империей соглашений (договоров) одним из наиболее важных было введение на Руси христианства. Впервые официальный акт введения христианства в Руси состоялся при кагане Аскольде (годы правления: ок.862-882) .

 

860-е г. - в сообщениях о первом крещении русов не приводится, где именно обитал этот народ и кто был их правителем. В церковно-академической среде считается вполне установленным, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским патриахом Фотием в начале или середине 860-х.

 

860-е г. - следствием похода русов на Константинополь было подписание мирного договора между Русью и Византией. Одним из пунктов этого договора был вопрос о крещении русов.

 

860-е г. - греческие источники связывают с первым походом Руси на Константинополь т.н. первое крещение Руси (после визита св. Кирилла и Мефодия в Итиль), после которого на Руси возникла епархия и правящая верхушка во главе с Аскольдом приняла христианство.
 

860-е  г. - сообщается о принятии русами и их князем христианства, но уточняется, что их крещение было совершено в результате чуда с несгораемым Евангелием, а само это событие отнесено непосредственно к кагану Древней Руси Аскольду (832?-882).

 

860-е г. - состоялось первое крещение Руси – Аскольдово крещение. Константинопольский патриарх Фотий (810-893) назвал это событие «Открытием Руси». Именно с похода Руси на Царьград выводится начало Руси и её государственности.

 

860-е г. - первая христианизация Руси во времена Аскольда и патриарха Фотия (810-893) оказалась завуалированной, отодвинутой на задний план исторического процесса.

 

860-е г. - Аскольдово крещение не было случайным событием: «Этот акт, подготовленный многовековой историей проникновения новой веры в среду восточнославянского общества, оказал значительное влияние на историческое развитие наших предков. Этот факт не очень популярен в историографии, привыкшей относить христианизацию нашей страны к 988 г.

 

860-е г. - достоверность Аскольдового крещения Руси не вызывала сомнений и не отрицалась в литературе. Но его значение для развития Руси слишком преуменьшалось и затушевывалось.

860-е г. - Аскольдово крещение приняла лишь наиболее просвещённая элита – окружение князя, дружина, богатые купцы.

 

860-е г. - как и везде, в Хазарии христианство не сразу было воспринято массами, и старая религия ещё долго сохраняла свои позиции.

 

860-е г. - Фотиево крещение коснулось только Сурожской Руси (бывшей Скифии). Тогда в Скифию были направлены из Византии миссионеры, которые начали проповедовать среди русов. Стали строиться христианские храмы на месте древних «храней». В Киеве власть варягов (Хакана Рус) сменилась на власть провизантийскую.

 

860-е г. - сопоставляя подробности т.н. «хазарской» миссии святых Кирилла и Мефодия в Итиле, вполне правдоподобной выглядит версия о том, что первое крещение русов в 860-е г. было совершено именно  славянскими просветителями. На этой версии настаивали учёные В.Ламанский, В.Пархоменко, А.Карташев.

 

860-е г. - свидетельства о первом Крещении на Руси встречаются у многих византийских авторов, в частности у патриарха Фотия, Никиты Пафлогонянина, Константина Багрянородного, Кедрина, Скилицы, Зонары, Льва Грамматика, Михаила Глики, в «Повести временных лет»,  Никоновском летописном своде, в ряде других отечественных источников (Густынская летопись, Мазуринский летописец, Хронограф западнорусской редакции), в Степенной книге, Киевском Синопсисе, Церковном Уставе святого князя Владимира при святом патриархе Фотии.

 

860-е и 988 г. - Церковный Устав святого князя Владимира смешивает события двух крещений Руси в 860-е г. и 988 г.  и сообщает, что Владимир принял крещение от патриарха Фотия, жившего за 125 лет до Владимира и при котором Русь действительно приняла крещение в 860-е г.

 

860-е и 988 г. - по мнению акад. В. Ламанского, подобные смешения событий первого и второго крещений Руси свидетельствуют о том, что авторы этих описаний пользовались какими-то более древними, не дошедшими до нас источниками, но которые из-за незнаний подробностей крещения при Аскольде ошибочно были переложены ими применительно лишь ко крещению при Владимире.

 

860-е и 988 г. - ошибочное смешение двух крещений Руси – в 860-е г. и 1 марта 988 г., т.е. при Аскольде (832?-882) и Владимире (956-1015), – встречается во многих источниках после правления Владимира (980-1015).

 
 860-е г. - в старой науке утверждалось, что в 860-е г. крестилась не та Русь, которую 1 марта 988 г. просветил Владимир Святой. Эту гипотезу отстаивали А.Л.Шлецер, Ф.К.Брун, Д.И.Иловайский, Е.Е.Голубинский, Д.И.Багалей, В.А.Пархоменко, Н.Полонская.

860-е г. - в энциклике Фотия отмечено, что в 860-е г. крестилась именно та Русь, которая угрожала Константинополю, то есть Аскольдова. То же самое в летописях Никоновской, Густинской, в Киевском Синопсисе, в трудах В.Н.Татищева.

860-е г. - окончательное провозглашение в ранней Руси государственной религией христианства не сразу привело к ликвидации языческих пережитков.

860-е г. - в советской историографии стала популярной точка зрения, которую можно назвать "сословной": в 860-е г. крестилась не всё Древнерусское государство, не народ, не страна, а лишь определённая часть общественной верхушки во главе с каганом Арнольдом. Государство же в целом продолжало оставаться языческим. Этой концепции придерживались Б.Д. Греков, В.В. Мавродин, М.В. Левчеш. Н.Ф. Лавров. В.Т. Пашуто, Г.Г. Литаврин.

860-е г. - учёный Б.А.Рыбаков утверждает, что в 1-й редакции "Повести временных лет" (ПВЛ) приобщение Руси к христианству было отнесено к сер. IX в. [т.е. летом 860 г.].
 
860-ег. - чья-то рука изъяла из "ПВЛ" наиболее интересные страницы, найденные св. Кириллом в Херсонесе перед визитом в Итиль. Исследователь Б.А.Рыбаков считает, что изложение ведется с середины, начало важнейших событий осталось за рамкой текста.
 
860-е г. - для славянских народов IХ в. стал переломным этапом. Сравнительно рано христианство нашло признание в юго-западной части славянской Эйкумены. Наиболее значительные успехи новой религии на востоке приходятся именно на 860-е г. благодаря усилиям св. Кирилла и Мефодия перед визитом в Итиль.

 

861-862 г. - в Итиле диспут Кирилла с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно «Житию», кончился победой Кирилла, однако каган веру не поменял.

 

861-862 г. - арабские источники и «Письмо Иосифа» (932-961) дают иную картину: победителем в диспуте был признан раввин, который стравил Кирилла с имамом и, выждав, когда они дискредитируют друг друга перед каганом во взаимном споре, затем доказал кагану преимущества иудейской веры.

 

861-862 г. - вопрос о хазарской миссии Кирилла принадлежит к числу труднейших и наиболее запутанных проблем хазарской истории только потому, что предшествующие исследователи не находили к нему должного подхода и рассматривали его с точки зрения последующей деятельности Кирилла среди славян.
 

861-862 г. - призыву Кирилла в Итиле последовали многие хазарские вельможи и воины. К сожалению, впоследствии почти все хазарские христиане погибли от гонений, которые устраивали на православную общину иудеи, мусульмане и язычники. Сам каган в христианство не обратился, но остался доволен выступлением византийского проповедника.

 

861-862 г. - ранее в Крыму Кирилл застал событие, когда некий «хазарский воевода, придя с воинами, осадил христианский город».

 

861-862 г. - каган Захария предложил Константину любую награду – Кирилл просил кагана отпустить с ним всех пленных византийцев, находящихся в Хазарии, сказав: «Это будет для меня больше всяких даров». Каган исполнил его просьбу. Миссия Кирилла закончилась тем, что каган Захария разрешил освободить по его просьбе 200 пленных греков.

 

861-862 г. - миссии Кирилла предшествовала война Хазарии с Византией, в результате которой и появились пленные греки.

 

861-862 г. - каган Захария дал разрешение своим людям креститься. Кирилл вскоре окрестил всех освобожденных пленных греков.

 

861-862 г. - Кириллу удалось заключить мир с хазарами. Каган пообещал религиозную неприкосновенность христианам.

 

 861-862 г.  - в своих переговорах с хазарским правительством Кирилл добивался свободы вероисповедания и церковной организации для хазарских христиан.

 

 861-862 г.  - правительство Хазарии, принимая во внимание тяготение хазарских христиан к Византии и возможность дальнейшего, вслед за Готией, отпадения населённых ими областей, к тому же поддержанного военными силами Византийской империи, вынуждено было пойти на частичные уступки.

 

 861-862 г.  - Кирилл добился восстановления церковной организации в Крыму и на Тамани без объединения отдельных епископий в единую митрополию.

 

861-862 г. - если основываться на «Житии», то результаты дипломатических переговоров Кирилла с хазарским правительством окончились полным успехом.

 

861-862 г.  - важный результат миссии Кирилла в том, что он вооружил хазарских христиан аргументами для борьбы с иудейской пропагандой. Изложению этих аргументов главным образом посвящено «Житие» Кирилла, в этой части написанное им самим или братом и спутником его Мефодием.

 

861-862 г.  - существуют доводы против участия хазар: возможно и другое толкование — Аскольд и Дир сбросили ярмо хазарского ига с Киева и пошли войной на Византию. Посольство же Кирилла в Хазарию является попыткой создать византийско-хазарский блок против Руси.

 

861-862 г.  - возможны два варианта: либо Русь предприняла поход как независимая страна, либо как данник и вассал Хазарии.

 

861-862 г. - азбука, созданная братьями, со временем распространилась в Сербии, Хорватии, Болгарии и на Руси. Сегодня кириллица используется всеми восточными славянами. Это русские, украинцы и белорусы.

 

861-862 г. - первоначальная азбука, созданная братьями, со временем стала в историографии глаголицей. Другой её вариант, известный как кириллица, появился немного позднее благодаря трудам учеников этих просветителей. Этот научный спор остаётся актуальным.

 

861-862 г. - проблема заключается в том, что до нас не дошло древних источников, которые могли бы наверняка подтвердить какую-то конкретную точку зрения. Теории строятся только на второстепенных документах, появившихся позже.

 

861-862 г. - вклад братьев сложно переоценить. Кирилл и Мефодий, краткая биография которых должна быть известна каждому славянину, помогли не только распространить христианство, но и укрепить национальное самосознание среди этих народов.

 

861-862 г. - если предположить, что кириллица была создана учениками братьев, то все равно они опирались на их работу. Особенно это очевидно в случае с фонетикой.

 

861-862 г. - современные кириллические азбуки переняли звуковую составляющую у тех письменных символов, которые были предложены проповедниками.

 

861-862 г. - Западная и Восточная церкви ныне признают важность деятельности, которую вели Кирилл и Мефодий.

 

861-862 г. - краткая биография для детей просветителей ныне есть во множестве общеобразовательных учебниках истории и русского языка.

 

861-862 г. - в нашей стране с 1991 г. 24 мая отмечается ежегодный государственный праздник, посвящённый братьям из Солуни. Он называется Днём славянской культуры и письменности. Такой праздник есть в Белоруссии. В Болгарии учрежден орден их имени. Кирилл и Мефодий, интересные факты из биографии которых публикуются в различных монографиях, по-прежнему привлекают внимание новых исследователей языков и истории.

 

862 г. - в благодарственном письме, направленном к императору, каган Захария выразил надежду, что в будущем сам придёт к крещению и назвал себя другом Византии. Каган Захария сам от принятия христианства воздержался.

 

862 г. - летом по завершении диспутов в Итиле византийское посольство направилось в Константинополь. Путь домой был долгим и трудным.

 

 862 г. - летом  согласно предположениям исследователей, византийское посольство отправилось в дорогу в летнее время, когда пересыхают все ручьи и реки, текущие в степях. На одном из этих степных переходов Кирилл и его спутники подверглись мучениям жажды. Найдя же в солончаке немного воды, они не смогли пить её, ибо была она, как жёлчь. Не зная, что предпринять, они разошлись по разным направлениям – искать воду, но так и не нашли ничего подходящего.

 

862 г. - вернулся Кирилл в Крым сухим путём, причём дорогою путешественники страдали от отсутствия хорошей питьевой воды, что могло иметь место в степях Астраханского края.

 

862 г. - летом Кирилл сказал своему брату Мефодию: «Не могу больше снести жажды, зачерпни этой воды. Тот, Кто прежде превратил для израильтян горькую воду в сладкую, и нам может сотворить утешение». И действительно, услышал их Господь – почерпнутая вода оказалась прохладной и приятной на вкус. Поэтому, напившись, братья и их спутники прославили Бога, совершающего такое для Своих рабов.
 

862 г. - летом  после трудного пути братья вновь оказались в Херсонесе, а оттуда вместе с братом своим Мефодием, всем остальным посольством, взяв мощи святого Климента, отплыл в Константинополь.

 

862 г. - деятельность Кирилла и Мефодия среди славян относится ко времени после хазарской миссии. Даже изобретение славянских письмен «Паннонскос житие» ставит в связь с моравской миссией просветителей.

 

862 г. - официально возникла Древняя Русь и существовала до 1240 г.

 

862-882 г. - столица Древней Руси - Новгород.

 

862-879 г. - правление Рюрика Варяжского в Новгороде.

 

 Ок.862-876 г. - Аскольд и Дир совместно воцаряются в Киеве. Они были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. Аскольд и Дир собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян.

 

862-882 г. - правление Аскольда (погибшего в 882 г.) является действительно яркой страницей в истории ранней Руси, когда молодое государство вышло на мировую арену, завоевав всеобщее признание у Хазарии и утвердив себя как неотъемлемую часть средневековой (V-XV вв.) Эйкумены (обитаемая земля; т.е. земля, заселённая людьми).

 

862-882 г. - титул кагана, принятый Аскольдом, приравнивался к императорскому (царскому) и убедительно свидетельствовал о политических претензиях правителя в Киеве.


862-882 г. - ко времени Аскольда относятся сообщения арабских писателей о трёх центрах Руси. Это авторы т.н. группы ал-Балхи: ал-Истахри, Ибн-Хаукаль, анонимная книга "Худуд-ал- Алам", произведение Идриси. По свидетельству этих источников, в сер. IX в. в Восточной Европе существовали три объединения восточнославянских племён — Куявия, Славия и Арсания (Артания). Локализацию этих объединений можно считать установленной — несмотря на многочисленные гипотезы.


862-882 г. - Куявия - это древняя Русь, т.е. государство Аскольда. Она охватывала южную группу восточнославянских племён с центром в Киеве.


862-882 г. - большинство учёных признают, что Арсания локализуется на юго-востоке нашей страны - в области Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это Тмутараканская Русь. Позднее здесь сформировалось Тмутараканское княжество, в определённые периоды игравшее заметную роль в жизни Древнерусского государства.

 

862-882 г. - существовала Русская митрополия, созданная во времена Аскольда.


862-882 г. - при Аскольде земли вятичей, радимичей и большей части северян ещё в VIII в. были захвачены хазарами и находились в подчинении у каганата.

862-882 г. - главные интересы Аскольдовой Руси охватывали юг и юго-восток. Её привлекали богатые и сильные государства - Хазария, Болгария, Византия, кавказские страны - Грузия, Армения, Ал-бания (Азербайджан), Багдад. С ними она поддерживала активные торговые и политические контакты.

862-882 г. - с Хазарией, которая в IX в. начала приходить в упадок, Аскольд поддерживал мирные отношения.

 

862-882 г. - не составляя серьёзной угрозы для молодого Древнерусского государства, каганат, однако, являлся довольно прочным заслоном против кочевых племён Востока.

 

862-882 г. - союзническими были отношения Руси с мадьярами, которые в 1 пол. и сер. IX в. создали политическое объединение. Правитель мадьяр Олмош (отец знаменитого Арпада) был союзником и личным другом Аскольда.

 

862-882 г. - интересы обеспечения восточного тыла заставляли кагана Аскольда воздерживаться от каких-либо конфликтов с Хазарией. Поэтому он не ставил перед собой цели освобождения и присоединения к Руси вятичей, радимичей и северян, которые оставались в составе каганата вплоть до захвата Киева Олегом (882 г.).
 
862-882 г. - Аскольда интересовали земли Восточного Крыма и Арсании, которые должны были стать плацдармом для его активных действий против Закавказья и прикаспийских владений Халифата.
 
862-882 г. - в арабских источниках (ал-Якуби) имеются данные о помощи против арабского нашествия, поданной «царём славян» ("сахиб ас-Сакалиба") — вместе с хазарским каганом и греческим императором - племёнам Кахетии ("санарийцам").
 
862-882 г. - известен поход Аскольдовой дружины на Абесгун (южный берег Каспия).

862-882 г. - главной (и наиболее выдающейся) внешнеполитической акцией Аскольда были походы против Византии и договоры, заключенные с нею.
 

862-1169 г. - Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён - ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян и вятичей. Столица государства (882-1169) из Киева перешла во Владимир (1169-1327).

 

863 г. - в поздние времена была принята догма о том, что первыми просветителями, принесшими славянам христианские книги, были Кирилл и Мефодий. И христианство, и тем более письменность на Руси были известны задолго до их прихода. Деятельность «просветителей» протекала сначала в Таврии, а потом, с 863 г., в Моравии. И уже в 863 г. был крещен моравский князь Ростислав.

 

863 г. - войска Аскольда и Дира оказываются в Мраморном море. После этого роль русских торговцев и дипломатов становится весомой в международных отношениях, и с новым государством были вынуждены считаться все средиземноморские страны и Хазария.

 

 Ок. 864 г. - первое западно-европейское упоминание об иудаизме хазар (монах Христиан из Ставелло).

 

Ранее 864 г. - Дир явился в Киев "и побил нас из-за нашего разделения и усобиц". Князем Киева был Дирос Эллинский (это летописный Дир). Он не был варягом, «боярином Рюриковым». Он был потомком князя Кия Готского, из огреченных жителей Таврической Грецколани. Видимо, из Готского царства, либо даже готского города Дораса. Полное имя Дира — Дирос Эллинский. Прийдя к власти и захватив Киев, Дир не стал крестить киевлян, опасаясь народного возмущения. Да и был ли он христианином? По крайней мере, его киевляне предпочли крещённому Аскольду.

 

864 г. - проповедники отправились в Моравию, где они на протяжении трёх лет вели службу и обучали людей грамоте. Их старания также помогли осуществиться крещению болгар, которое произошло в 864 г.

 

864 г. - киевские войска Аскольда оттеснили «чёрных» тюрков на юге. Тогда же в бою погиб сын Аскольда.

 

864 или 865 г. - по мнению учёного Брайчевского, киевские дружинники достигали города Абесгун в Исфагане,

 

865 г. - в письме от 28 сентября папы Николая I императору Михаилу III имеется упоминание о недавнем разграблении окрестностей Константинополя язычниками, которые в 860 г. ушли, избежав всякой мести.

 

866 г. -  братья Аскольд и Дир побеждают племена кривичей.

 

866 г. - пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила.

 

866 г. - третий поход на Византию оказался неудачным для Аскольда и Дира. Спокойное море сразу сделалось бурливым, подул сильный ветер, поднялись волны. Суда русичей переворачивало, выбрасывало на мель, ломало. Для войск Аскольда и Дира это была огромная утрата.

 

866 г. - если верить легенде, после кораблекрушения 866 г. у берегов Византии Аскольд уверовал во всесильного греческого Бога. Этим воспользовался патриарх Фотий. Согласно документам, глава Византийской церкви отправил в Киев одного из своих епископов, чтоб нести христианство на землю русов.

 

866 г. - Аскольд и Дир обрели христианскую веру всем сердцем и душой. Они с радостью приняли Таинство Крещения. Вместе с ними крестились некоторые люди из числа бояр, дружинников и простых людей. Аскольду было дано новое имя – Николай.

 

866 г. - русы, "покорив окрестные народы, [в том числе и хазарские], возгордились и, возымев о себе высокое мнение, подняли оружие на Римскую державу [в 860 г.]. Теперь [в 866 г.] они сами переменили нечестивое языческое суеверие на чистую и непорочную христианскую веру и ведут себя в отношении нас почтительно и дружески, тогда как незадолго перед тем беспокоили нас своими набегами".

 

866 г. - по другой версии, после 26 мая "обращение наших русов [христианство] совершилось собственно в последней половине 866 г.".

867 г. – братья Аскольд и Дир побеждают печенегов у Нижнего Поднепровья.

 

867 г. - византийский император Михаил III был убит своим приближенным Василием I.

 

869 г. - в Риме св. Кирилл (Константин) тяжело заболел, в начале февраля окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, 14 февраля скончался. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента.

 

870 г. - Аскольд и Дир совершили поход на Киев из Новгорода, где Рюрик появился в 870 г. Рюрик остался в Новгороде, а в Киев пришли «бояре Рюриковы»: Аскольд и Дир. По другой версии, Дир уже был в Киеве. Аскольд «захотел править нами». Аскольд и Рюрик поделили Русь: Аскольду достался Киев, а Рюрику — Новгород. Поначалу киевляне не хотели покоряться Аскольду, ибо «Дира имели у себя». Но Дир сказал, чтобы киевляне с этим смирились. И какое-то время Дир и Аскольд правили вместе.

 

871 г. - второе упоминание о кагане Русов (первое в 839 г.).

 

872 г. - Аскольд совершил поход на болгар (ему было не менее 40 лет).

 

874 г. - Аскольд и Дир с новым флотом и армией вновь отправились в Царьград. Битва опять не состоялась, т.к. миролюбивые греки согласились на новый договор, удовлетворяющий обе стороны.

 

876 г. - крестившийся Аскольд убил (?) Дира и правил до 882 г. По другой версии, в 882 г. Аскольд и Дир вместе убиты Новгородским князем Олегом, а тот стал киевским князем.  

880-926 г. - правление хазарского царя Вениамина.

 

880-е г. - нападение на хазар коалиции кочевых народов (печенегов, гузов и др.). Союз царя Вениамина с Аланией.

 

881 г. - кавары вместе с венграми осаждают Вену.

 

882 г. - после убийства Аскольда христианство утратило значение государственной религии, но в глазах Эйкумены Русь оставалась христианской страной.

 

882 г. - был убит Аскольд. Он был похоронен на месте своей мученической смерти — в районе урочища Венгерское, которое с тех пор называют Аскольдовой могилой. УПЦ (КП) на Поместном Соборе 27 июня 2013 г. причислила князя Аскольда к лику святых.

 

882 г. - существует гипотеза: Аскольд и Дир, по преданию убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах.

 

882 г. - трагическая гибель Аскольда вследствие переворота и захвата Киева Олегом, по мнению Брайчевского, привела к тому, что все начинания киевского кагана были сведены на нет.

 

882 г. - именно с именем Аскольда Брайчевский связывает первую попытку крещения Руси в 860 г.

 

882 г. - учёный Б.А. Рыбаков писал: «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц». По мнению Б.А. Рыбакова, имя "Осколд" может происходить от древнего самоназвания скифов — сколоты.

 

 882 г. - учёный А.А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (с центром в Старой Руссе). Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси… вскоре после» 839 г. началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства».

 

 882 г. - учёный С. Ф. Платонов высказал надежду, что «будущие изыскания соберут… лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя».

 

882 г. -  учёный Г.В. Вернадский допускал связь кагана Аскольда со Старой Руссой.

 

882 г. - учёный Б.А. Рыбаков выдвинул смелое предположение о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания». Его точку зрения поддержал учёный М. Ю. Брайчевский в труде «Утверждение христианства на Руси», где пытался реконструировать «Летопись Аскольда».

 

882 г. - имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии - имя имеет местные, славянские корни.

 

882 г. - учёный В.В. Фомин счёл возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) «были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге».

 

882 г. - по версии «Дир» — это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у многих не вызывает сомнений.

 

882 г. - по версии учёного М.Ю. Брайчевского, Аскольд был преемником своего брата Дира на древнерусском престоле и прямым потомком легендарного Кия. Ради усиления своего политического реноме принял титул кагана, который равнялся императорскому. Таким образом Русь стала вровень с Хазарией и Византией — самыми сильными государствами того времени.

 

882-912 г. - княжение Олега (?-912) в Киеве.

 

882-1169 г. - столица Древней Руси - Киев. Термин "Киевская Русь" в настоящее время выходит из употребления.

 

885 г. - умер св. Мефодий (Михаил) (815-885). Канонизирован и почитается как святой и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитается как святой равноапостольный «учитель словенский». Мефодий имел более высокий сан, нежели его младший брат.

 

885 г. - каковы бы ни были отношения Аскольда и Дира с хазарами, формально до того времени пока Олег Вещий (годы правления: 945-957) в 885 г. не отменил у славян дань хазарам, которую стал взимать в свою пользу, славяне находились в вассальной зависимости от Хазарского каганата.

 

Если верить факту Крещения Руси в 860 году, то ему ныне было бы 1158 лет. Визиту св. Кирилла и св. Мефодия в столицу Хазарского каганата Итиль ознаменует юбилей 1160 лет в 2020 году!   

 

Статья составлена по материалам Википедии, ресурсов Интернета.

 

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, бакалавр психологии

7 марта 2018 г.

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован