31 мая 2005
3463

Светлана Крючкова о странностях наших женщин

Светлана Крючкова родилась в Кишиневе. Окончив школу, поехала покорять Москву. Хотела стать артисткой. Провалила экзамены и устроилась на ЗИЛ слесарем-сборщиком, три года тщетно обивала пороги театральных училищ, но в 1969 г. все-таки поступила в Школу-студию МХАТ. Затем работала на сцене МХАТа. А с 1975 г. стала актрисой БДТ, куда ее пригласил сам Георгий Товстоногов. Первая работа в кино - роль Нелли Ледневой в фильме `Большая перемена` - мгновенно приносит молодой актрисе всесоюзную популярность. Крючкова становится кинозвездой. Она сыграла в кино около 60 ролей. В 1991 г. ей присвоено звание народной артистки России. Недавно Светлана Крючкова снялась в сериале Сергея Снежкина `Брежнев`.

-Светлана Николаевна, вы замечательно сыграли жену Брежнева в одноименном телесериале. Как вы относитесь к мнению критикиов о том, что Шакуров сделал гениальную пародию на Леонида Ильича?



- Категорически с вами не согласна. Я считаю, что Сергей Каюмович как раз избежал пародии и сыграл человека со всеми его слабостями, недостатками и достоинствами. Ведь перед Шакуровым стояла сложнейшая задача - показать человека, уходящего из жизни, умирающего. И ему это замечательно удалось. Имейте в виду, что две серии из этой картины вырезаны. Режиссер вообще хотел снять свою фамилию, потому что из картины многое убрали. Нельзя из фильма вырезать куски, как нельзя из мелодии вырезать фрагменты - получается уродливое произведение. И Шакуров сыграл в этой сложной ситуации, когда фильм буквально кромсали, именно человеческую историю: он показал не просто генсека, он показал, что такое одиночество и что такое вообще затухание человеческой жизни. А что я сыграла замечательно - неправда. У меня и возможности такой не было - роль очень маленькая. Кстати, в жизни Леонида Ильича Вика занимала скромное место, ровно столько же места она занимает и в сериале. Она не участвовала ни в каких политических интригах, слава Богу. Она была просто женой. И все. Она - клуша, я ее такой и играла. Хотя она могла позволить себе и весьма резкие интонации, но только не в адрес Брежнева. А вот люди из их ближайшего окружения частенько нарывались на ее грубость. Вообще, я должна сказать, что самое страшное в судьбе любого крупного политика - именно его окружение. Как жить, когда трудно понять: кто тебе друг, кто враг, потому что вокруг - глобальная человеческая неискренность. И столько лицемерия, что я не знаю, кем надо быть и каким `нюхом` обладать, чтобы рассмотреть хоть каплю истинного чувства по отношению к тебе.



- Говорят, что актеру легче играть персонажей, близких ему по характеру. Насколько близка вам Виктория Брежнева?



- Я сорок лет в профессии, и мне ничего не стоит сделать близким любой персонаж. Актер должен понять любого человека, любую психологию - убийцы, подонка, гения и так далее. На то он и актер!

Кстати, недавно была премьера спектакля, где играют мои ученики, я его сама ставила.



- Где вы его ставили, в каком театре?



- Теперь неважно - где. Важно, кто ставит и кто учит.



- Как называется спектакль?



- `Домой` по пьесе Разумовской, и посвящен он памяти Янки Дягилевой.



- Ребята, занятые в спектакле, - питерские?



- Теперь уже да. Родители постарались продать все, что у них было, лишь бы как-то устроить детей в Питере. Вы были когда-нибудь в провинции? Видели, какая там жизнь?



- Я родилась и выросла в провинции.



- Мы все из провинции. Мы все оттуда. И там страшно, потому что порой есть только один канал телевидения - Первый. Канала `Культура` в провинции, как правило, нет. А зачем? Пусть едят то, что дают. В итоге у людей полностью отсутствует возможность выбора: ты смотришь не то, что хочешь, а то, что тебе навязывают. И чем меньше город - тем страшнее там выживать, потому что в отсутствие духовной жизни процветают самые низменные инстинкты. К тому же в маленьких городах все `схвачено` и построено на местечковых `Вась-Вась`... И что делать тому, кто Петя? Петя `Вась-Васям` не нужен. Чужой он им. И человек вообще выпадает из жизни, оставаясь никем и ничем.



- В Москве все иначе?



- Да в Москве провинция на провинции... Вы только послушайте, как в Москве разговаривают. И ведь люди даже не пытаются работать над своей речью. Чудовищно говорят, чудовищно поют. И, к сожалению, идет не окультуривание той массы, которая приехала из провинции, а наоборот, `затирание` столичного пространства, столичного духа.



- Может быть, идет естественная `ломка` языка? Помните, весь ХVIII век прошел под знаком перманентной деформации языка?



- Да, язык был тогда тяжеловесным...



- Вы не любите Сумарокова, Державина?



- Я люблю Пушкина. Люблю простое и ясное, оно же - хорошее. А деформация языка сейчас ни при чем. Просто люди безграмотно говорят. Не надо пытаться усложнить эту элементарную проблему. Люди приезжают в Москву и Петербург не для того, чтобы отдать свой талант и научиться чему-то. Люди едут быстрее хапнуть и при этом никаких духовных и физических сил по возможности не потратить. Потребительское отношение в России процветает. Москва - дай! Питер - дай! Представить себе молодого провинциала, приехавшего с установкой: Москва, на, возьми все, чем я богат, - невозможно.



- Вы живете между двумя столицами России, между Питером и Москвой - разница заметна?



- Все меньше. Я люблю Москву - здесь я училась и работала. В Питер уехала, когда вышла замуж. Но знаете, сегодня я вдруг резко ощутила разницу между Северной столицей и Москвой. Когда в Петербурге вы спрашиваете: `Как от этого дома дойти до метро?` - любой встречный подробнейшим образом расскажет, как, куда идти, после какой вывески свернуть направо. А при возможности даже доведет до места, которое вы ищете. Теперь смотрите, как разговаривают москвичи. `Как дойти до ближайшего метро?` - спрашивает приезжий. `Ну, до переулка налево, потом направо... ну чо, тут не найти, что ли?` И побежал мимо. Вот и весь разговор. Вот и вся разница в культуре.



- Ваш сын Митя владеет несколькими языками. Вы специально обучали его или это его собственная заслуга?



- Конечно, мы все стараемся дать хорошее образование детям. Но нельзя насильственно ничего для них сделать. У меня по крайней мере такое правило. Я не люблю математику, и мои дети, так уж случилось, ее не любят. Митя даже рвал тетради по алгебре и ногами их топтал. К математике абсолютно не способен и мой младший сын. Хотя они оба прекрасно разбираются в компьютерах. Я никого не ругала за нелюбовь к точным наукам - разве можно заставить любить кого-то или что-то? Трата времени. Что касается языков, у Мити просто выдающиеся лингвистические способности. Он в 14 лет читал Шекспира на староанглийском. И меньше чем за год `взял` с нуля французский язык.



- Где он живет?



- В Петербурге. Но полгода жил в Париже. Митя - звукорежиссер, работает на петербургской студии грамзаписи, которая когда-то называлась `Мелодия`. Еще он пишет стихи, но не на русском... пишет музыку, занимается компьютерной графикой.



- А ваш второй сын чем занимается?



- Саше недавно исполнилось 15 лет. Он учится в девятом классе и пытается совершенствовать игру на гитаре...



- Саша как-то необычно выглядит - взъерошенный, бледный, необщительный. Он производит впечатление подростка-гения.



- Он обычный рыжий мальчик в пубертатном периоде. Просто рыжие люди - это немножко другая раса. Он много философствует, острит и очень увлекается экстремальными видами спорта - сноуборд, триал. У него, знаете, какой велосипед? На котором не ездят, а прыгают!



- А вы не экстремал, все-таки у вас с сыновьями много общего, вот и математику все вместе не любите?



- Да Бог меня знает! Теперь я, пожалуй, очень осторожна во всем. Физических перегрузок боюсь - я ответственный человек и отвечаю за людей, которые рядом. Я им нужна живая! (Смеется.) Но в искусстве я часто рискую. Жизнь-то - короткая?! Не рискнешь - не взлетишь! Так почему бы не прыгнуть? Чего ради все время по ровному месту ходить?



- Может быть, я не права, но ваших актерских `прыжков` публика давно не видела.



- Ничего себе, это я-то не прыгаю?! Я тащу на своих плечах театр, который никто не финансирует. И мы не идем `на поводу` у зрителя, а это могут себе позволить сегодня далеко не многие. Потому что это огромный риск. Уверяю вас, я постоянно рискую. Я в таком неприглядном виде вышла к зрителю в `Брежневе`... не всякая артистка себе такое `безобразие` позволит. А сейчас вышел фильм `Риелтор`, так я там сразу две роли сыграла: плохую, откровенно подлую женщину, которую потом Любшин пестиком по голове бьет, и она становится `овощем`, инвалидом с пусканием слюны. И это уже другой человек, а значит, и другая роль. Ну не риск ли?



- Вы серьезный человек?



- Да нет, я хулиганка вообще-то. Вот сейчас вы видите меня улыбчивой, а я ведь редко улыбаюсь.



- Почему?



- А почему человек вообще улыбаться должен? У меня большой груз ответственности, и я чаще бываю серьезной, чем наоборот.



- Вы же европейская женщина, живете в роскошном городе на Неве...



- И что? Я - настоящая русская женщина.



- Как должна выглядеть настоящая русская женщина?



- Ну... Это тема для отдельного интервью...



- В двух словах, пожалуйста?



- Русская женщина - это искренняя женщина. Глубокая. Потрясающе сердечная. Знаете, почему ни одна иностранная артистка не может сыграть чеховскую Раневскую? Смотрите, вот ее фраза: `Серебра нет, ну все равно, вот вам золотой`. Западные дамы никогда не поймут, как может человек достать из кошелька деньги и сказать: `У меня серебра нет, так возьмите золотой!` Они никогда не дадут этого золотого.



- Так что же нам делать, таким непутевым и раздающим золотые направо и налево?



- Такая уж страна у нас, и за это я ее люблю. Я родилась здесь.

И никогда отсюда не уеду. Я ругаю Россию, но имею на это право: я в нашем бардаке живу уже столько лет и все от моей страны терплю! Знаете, что Ахматова сказала Вертинскому, который, приехав `на минуточку` на Родину, восторженно произнес `Я так люблю Россию`. Анна Андреевна жестко парировала: `Тот, кто любит Россию, тот здесь живет`.



- Вы осуждаете тех, кто в свое время эмигрировал?



- Они не любят Россию!



- И Бунина осуждаете?



- Нет, он уехал в форс-мажорных обстоятельствах. А когда уезжают за хорошей жизнью...



- Вы считаете, что ехать за хорошей жизнью - это плохо?



- Я ничего не считаю. Просто я - не поеду. Я не знаю, что такое хорошая жизнь или не хорошая. Я знаю жизнь, наполненную содержанием, и жизнь пустую.



- Вы производите впечатление очень сильного человека.



- Это неправильно. Я - не сильный человек. Я нуждаюсь в том, чтобы рядом постоянно было мужское плечо. Не случайно я всю жизнь замужем. Это особый тип женщин. Вот я и принадлежу к этому особому типу женщин, которым нужен мужчина. Я слабая.



- Вы играете в новой картине женщину-`овощ`, полного инвалида. Какая задача стоит перед вами?



- Только одна: точно сыграть. Не просто правильно, а точно! Я была первой актрисой, которая сыграла Екатерину Великую с акцентом. После меня уже все стали ее так играть. Но я акцент делала, не произвольно `ломая слова`. У меня немкой был на магнитофон записан весь текст моей роли. И я учила, как она произносит русские слова. Полгода я это все повторяла каждый день. И у меня акцент был самый настоящий, немецкий. Это - точная игра.



- Пройдена половина жизненного пути, о чем-нибудь жалеете?



- Я ни о чем не жалею. Все было так, как должно быть. Даже если это было иначе. Человек сам пишет сценарий своей жизни. Все наши мысли материализуются. Как вы собственную судьбу выстроите в вашей голове - такой она и будет. С каждым из нас случается только то, чего мы сами хотим.

Елена Кутловская

Опубликовано в Независимой газете от 20.05.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован