04 июня 2005
3156

Светлана Крючкова: Должен ли человек улыбаться

Светлана Крючкова родилась в Кишиневе. Окончив школу, поехала покорять Москву. Хотела стать артисткой. Провалила экзамены и устроилась на ЗИЛ слесарем-сборщиком, три года тщетно обивала пороги театральных училищ, но в 1969 г. все-таки поступила в Школу-студию МХАТ. Затем работала на сцене МХАТа. А с 1975 г. стала актрисой БДТ, куда ее пригласил сам Георгий Товстоногов. Первая работа в кино - роль Нелли Ледневой в фильме "Большая перемена" - мгновенно приносит молодой актрисе всесоюзную популярность. Крючкова становится кинозвездой. Она сыграла в кино около 60 ролей. В 1991 г. ей присвоено звание народной артистки России. Недавно Светлана Крючкова снялась в сериале Сергея Снежкина "Брежнев".

- Светлана Николаевна, вы замечательно сыграли жену Брежнева в одноименном телесериале. Как вы относитесь к мнению критикиов о том, что Шакуров сделал гениальную пародию на Леонида Ильича?

- Категорически с вами не согласна. Я считаю, что Сергей Каюмович как раз избежал пародии и сыграл человека со всеми его слабостями, недостатками и достоинствами. Ведь перед Шакуровым стояла сложнейшая задача - показать человека, уходящего из жизни, умирающего. И ему это замечательно удалось. Имейте в виду, что две серии из этой картины вырезаны. Режиссер вообще хотел снять свою фамилию, потому что из картины многое убрали. Нельзя из фильма вырезать куски, как нельзя из мелодии вырезать фрагменты - получается уродливое произведение. И Шакуров сыграл в этой сложной ситуации, когда фильм буквально кромсали, именно человеческую историю: он показал не просто генсека, он показал, что такое одиночество и что такое вообще затухание человеческой жизни. А что я сыграла замечательно - неправда. У меня и возможности такой не было - роль очень маленькая. Кстати, в жизни Леонида Ильича Вика занимала скромное место, ровно столько же места она занимает и в сериале. Она не участвовала ни в каких политических интригах, слава Богу. Она была просто женой. И все. Она - клуша, я ее такой и играла. Хотя она могла позволить себе и весьма резкие интонации, но только не в адрес Брежнева. А вот люди из их ближайшего окружения частенько нарывались на ее грубость. Вообще, я должна сказать, что самое страшное в судьбе любого крупного политика - именно его окружение. Как жить, когда трудно понять: кто тебе друг, кто враг, потому что вокруг - глобальная человеческая неискренность. И столько лицемерия, что я не знаю, кем надо быть и каким "нюхом" обладать, чтобы рассмотреть хоть каплю истинного чувства по отношению к тебе.

- Говорят, что актеру легче играть персонажей, близких ему по характеру. Насколько близка вам Виктория Брежнева?

- Я сорок лет в профессии, и мне ничего не стоит сделать близким любой персонаж. Актер должен понять любого человека, любую психологию - убийцы, подонка, гения и так далее. На то он и актер!

Кстати, недавно была премьера спектакля, где играют мои ученики, я его сама ставила.

- Где вы его ставили, в каком театре?

- Теперь неважно - где. Важно, кто ставит и кто учит.

- Как называется спектакль?

- "Домой" по пьесе Разумовской, и посвящен он памяти Янки Дягилевой.

- Ребята, занятые в спектакле, - питерские?

- Теперь уже да. Родители постарались продать все, что у них было, лишь бы как-то устроить детей в Питере. Вы были когда-нибудь в провинции? Видели, какая там жизнь?

- Я родилась и выросла в провинции.

- Мы все из провинции. Мы все оттуда. И там страшно, потому что порой есть только один канал телевидения - Первый. Канала "Культура" в провинции, как правило, нет. А зачем? Пусть едят то, что дают. В итоге у людей полностью отсутствует возможность выбора: ты смотришь не то, что хочешь, а то, что тебе навязывают. И чем меньше город - тем страшнее там выживать, потому что в отсутствие духовной жизни процветают самые низменные инстинкты. К тому же в маленьких городах все "схвачено" и построено на местечковых "Вась-Вась" И что делать тому, кто Петя? Петя "Вась-Васям" не нужен. Чужой он им. И человек вообще выпадает из жизни, оставаясь никем и ничем.

- В Москве все иначе?

- Да в Москве провинция на провинции Вы только послушайте, как в Москве разговаривают. И ведь люди даже не пытаются работать над своей речью. Чудовищно говорят, чудовищно поют. И, к сожалению, идет не окультуривание той массы, которая приехала из провинции, а наоборот, "затирание" столичного пространства, столичного духа.

- Может быть, идет естественная "ломка" языка? Помните, весь ХVIII век прошел под знаком перманентной деформации языка?

- Да, язык был тогда тяжеловесным

- Вы не любите Сумарокова, Державина?

- Я люблю Пушкина. Люблю простое и ясное, оно же - хорошее. А деформация языка сейчас ни при чем. Просто люди безграмотно говорят. Не надо пытаться усложнить эту элементарную проблему. Люди приезжают в Москву и Петербург не для того, чтобы отдать свой талант и научиться чему-то. Люди едут быстрее хапнуть и при этом никаких духовных и физических сил по возможности не потратить. Потребительское отношение в России процветает. Москва - дай! Питер - дай! Представить себе молодого провинциала, приехавшего с установкой: Москва, на, возьми все, чем я богат, - невозможно.

- Вы живете между двумя столицами России, между Питером и Москвой - разница заметна?

- Все меньше. Я люблю Москву - здесь я училась и работала. В Питер уехала, когда вышла замуж. Но знаете, сегодня я вдруг резко ощутила разницу между Северной столицей и Москвой. Когда в Петербурге вы спрашиваете: "Как от этого дома дойти до метро?" - любой встречный подробнейшим образом расскажет, как, куда идти, после какой вывески свернуть направо. А при возможности даже доведет до места, которое вы ищете. Теперь смотрите, как разговаривают москвичи. "Как дойти до ближайшего метро?" - спрашивает приезжий. "Ну, до переулка налево, потом направо ну чо, тут не найти, что ли?" И побежал мимо. Вот и весь разговор. Вот и вся разница в культуре.

- Ваш сын Митя владеет несколькими языками. Вы специально обучали его или это его собственная заслуга?

- Конечно, мы все стараемся дать хорошее образование детям. Но нельзя насильственно ничего для них сделать. У меня по крайней мере такое правило. Я не люблю математику, и мои дети, так уж случилось, ее не любят. Митя даже рвал тетради по алгебре и ногами их топтал. К математике абсолютно не способен и мой младший сын. Хотя они оба прекрасно разбираются в компьютерах. Я никого не ругала за нелюбовь к точным наукам - разве можно заставить любить кого-то или что-то? Трата времени. Что касается языков, у Мити просто выдающиеся лингвистические способности. Он в 14 лет читал Шекспира на староанглийском. И меньше чем за год "взял" с нуля французский язык.

- Где он живет?

- В Петербурге. Но полгода жил в Париже. Митя - звукорежиссер, работает на петербургской студии грамзаписи, которая когда-то называлась "Мелодия". Еще он пишет стихи, но не на русском... пишет музыку, занимается компьютерной графикой.

- А ваш второй сын чем занимается?

- Саше недавно исполнилось 15 лет. Он учится в девятом классе и пытается совершенствовать игру на гитаре...

- Саша как-то необычно выглядит - взъерошенный, бледный, необщительный. Он производит впечатление подростка-гения.

- Он обычный рыжий мальчик в пубертатном периоде. Просто рыжие люди - это немножко другая раса. Он много философствует, острит и очень увлекается экстремальными видами спорта - сноуборд, триал. У него, знаете, какой велосипед? На котором не ездят, а прыгают!

- А вы не экстремал, все-таки у вас с сыновьями много общего, вот и математику все вместе не любите?

- Да Бог меня знает! Теперь я, пожалуй, очень осторожна во всем. Физических перегрузок боюсь - я ответственный человек и отвечаю за людей, которые рядом. Я им нужна живая! (Смеется.) Но в искусстве я часто рискую. Жизнь-то - короткая?! Не рискнешь - не взлетишь! Так почему бы не прыгнуть? Чего ради все время по ровному месту ходить?

- Может быть, я не права, но ваших актерских "прыжков" публика давно не видела.

- Ничего себе, это я-то не прыгаю?! Я тащу на своих плечах театр, который никто не финансирует. И мы не идем "на поводу" у зрителя, а это могут себе позволить сегодня далеко не многие. Потому что это огромный риск. Уверяю вас, я постоянно рискую. Я в таком неприглядном виде вышла к зрителю в "Брежневе" не всякая артистка себе такое "безобразие" позволит. А сейчас вышел фильм "Риелтор", так я там сразу две роли сыграла: плохую, откровенно подлую женщину, которую потом Любшин пестиком по голове бьет, и она становится "овощем", инвалидом с пусканием слюны. И это уже другой человек, а значит, и другая роль. Ну не риск ли?

- Вы серьезный человек?

- Да нет, я хулиганка вообще-то. Вот сейчас вы видите меня улыбчивой, а я ведь редко улыбаюсь.

- Почему?

- А почему человек вообще улыбаться должен? У меня большой груз ответственности, и я чаще бываю серьезной, чем наоборот.

- Вы же европейская женщина, живете в роскошном городе на Неве

- И что? Я - настоящая русская женщина.

- Как должна выглядеть настоящая русская женщина?

- Ну... Это тема для отдельного интервью

- В двух словах, пожалуйста?

- Русская женщина - это искренняя женщина. Глубокая. Потрясающе сердечная. Знаете, почему ни одна иностранная артистка не может сыграть чеховскую Раневскую? Смотрите, вот ее фраза: "Серебра нет, ну все равно, вот вам золотой". Западные дамы никогда не поймут, как может человек достать из кошелька деньги и сказать: "У меня серебра нет, так возьмите золотой!" Они никогда не дадут этого золотого.

- Так что же нам делать, таким непутевым и раздающим золотые направо и налево?

- Такая уж страна у нас, и за это я ее люблю. Я родилась здесь.

И никогда отсюда не уеду. Я ругаю Россию, но имею на это право: я в нашем бардаке живу уже столько лет и все от моей страны терплю! Знаете, что Ахматова сказала Вертинскому, который, приехав "на минуточку" на Родину, восторженно произнес "Я так люблю Россию". Анна Андреевна жестко парировала: "Тот, кто любит Россию, тот здесь живет".

- Вы осуждаете тех, кто в свое время эмигрировал?

- Они не любят Россию!

- И Бунина осуждаете?

- Нет, он уехал в форс-мажорных обстоятельствах. А когда уезжают за хорошей жизнью...

- Вы считаете, что ехать за хорошей жизнью - это плохо?

- Я ничего не считаю. Просто я - не поеду. Я не знаю, что такое хорошая жизнь или не хорошая. Я знаю жизнь, наполненную содержанием, и жизнь пустую.

- Вы производите впечатление очень сильного человека.

- Это неправильно. Я - не сильный человек. Я нуждаюсь в том, чтобы рядом постоянно было мужское плечо. Не случайно я всю жизнь замужем. Это особый тип женщин. Вот я и принадлежу к этому особому типу женщин, которым нужен мужчина. Я слабая.

- Вы играете в новой картине женщину-"овощ", полного инвалида. Какая задача стоит перед вами?

- Только одна: точно сыграть. Не просто правильно, а точно! Я была первой актрисой, которая сыграла Екатерину Великую с акцентом. После меня уже все стали ее так играть. Но я акцент делала, не произвольно "ломая слова". У меня немкой был на магнитофон записан весь текст моей роли. И я учила, как она произносит русские слова. Полгода я это все повторяла каждый день. И у меня акцент был самый настоящий, немецкий. Это - точная игра.

- Пройдена половина жизненного пути, о чем-нибудь жалеете?

- Я ни о чем не жалею. Все было так, как должно быть. Даже если это было иначе. Человек сам пишет сценарий своей жизни. Все наши мысли материализуются. Как вы собственную судьбу выстроите в вашей голове - такой она и будет. С каждым из нас случается только то, чего мы сами хотим.








Елена Кутловская
04.06.2005
http://www.peoples.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован