10 августа 2006
3041

Светлана Крючкова: Дебилы плодятся

Привыкла командовать

- Светлана Николаевна, вы всех своих героинь любите?

- Не всех. Однажды сыграла в чистом виде отрицательную героиню, очень плохого человека в фильме "Блюстители порока". Многие артистки отказались ее играть.

- Что, развратная и жутко противная женщина?

- Да, именно так, как вы сказали.

- Не боитесь за свой имидж актрисы?

- Умный зритель всегда поймет, что герой - это не ты. Вот не боится же Армен Джигарханян играть отрицательных. Или Александр Калягин, Никита Михалков...

- Ограниченных зрителей стало больше, чем прежде?

- Да. Они еще и размножаются благодаря нашему телевидению. Дебилы плодятся! Но зачем на них ориентироваться? Надо знать, для кого ты работаешь. Пусть зритель растет до артиста, а не артист снижается до зрителя.

- В программе "К доске!" на "5 канале" вы помогаете зрителю "расти"?

- Это интеллектуальная передача. В ней я задаю вопросы из школьной программы. Музыкальная заставка - из фильма "Большая перемена". Только здесь я не в роли ученицы, как в кино, а в роли учительницы. Зрители любят программу. Иногда ко мне подходят на улицах, в магазинах и спрашивают, как принять в передаче участие. Человеку ведь очень интересно проверить свои школьные знания, особенно если он получил аттестат 10 лет назад.

- Вам легко было вжиться в роль телеведущей?

- Всю жизнь мне говорят, что у меня учительский тон. Я преподавала, а сейчас худрук театра. Привыкла командовать. У меня учительские интонации, от которых страдает моя семья. Мне дома часто говорят: "Прекрати говорить, как учительница!"
Сын знакомит меня с Бахом

- Когда вы окончили школу, отец ваш, кажется, был против вашего актерского будущего?..

- С первого раза я не поступила в театральный. Вернулась домой в Кишинев, и отец заставил меня поступать на филологический. На экзаменах я получила три пятерки и двойку. Мне специально занизили балл, чтобы я не прошла. Я была девочкой городской, а преимущество в тот год было у деревенских. И слава Богу. Через год я снова поехала в Москву. Отец разрешил мне еще одну попытку лишь потому, что экзамены в театральный были в июле, а в обычный вуз - в августе. Я снова провалилась, и тогда отец сам отнес мои документы в пединститут, куда я и поступила. Но не проучилась там ни дня и уехала в Москву. Прожила очень сложный год, работала по лимиту на заводе на тяжелой трехсменной работе, хотя была абсолютно домашней девочкой в "розовых очках". Я очень тогда устала от бездомной, бесприютной жизни. И опять вернулась домой в Кишинев, потому что физически не выдержала нагрузок.

В театральный я поступила только на третий год.

- Ваши сыновья также упорны в выборе пути?

- Мои дети всегда сами принимают решения. Да и я понимаю, что не нужно художника принуждать быть юристом или бухгалтером, и наоборот.

- Они ладят друг с другом?

- У них большая разница в возрасте - девять с половиной лет. Младший живет со мной в Петербурге. Саша любит музыку, сейчас усиленно знакомит меня с творчеством Баха. А старший, Митя, женился и уехал во Францию. Он очень хорошо знает языки. Учил немецкий, испанский, латынь. В 14 лет читал Шекспира на староанглийском... Не поверите, Митя ездил во Францию по школьному обмену как ребенок из несостоятельной семьи. Там он познакомился с подругой мальчика, который приезжал по обмену к нам. Семь лет они живут вместе. Девочка хорошая, я ее люблю, она замечательная художница. Митя Векслер пишет музыку и тексты для своих песен (на английском). То, что он сочиняет, несколько необычно и чрезвычайно интересно. Его группа называется Rei Touei.

- Вырастив сыновей, на что теперь направляете свои педагогические таланты?

- Я руковожу театром, в котором работают молодые актеры. Я их очень уважаю хотя

бы потому, что они играют не ради денег - зарабатывать им приходится на стороне. Профессиональные артисты трудятся в моем театре за 700 рублей в месяц, плюс какие-то деньги, если они остаются после всех официальных выплат, получают за каждый спектакль. Играем в месяц по 4 спектакля. Нас "Христа ради" пустили в культурно-досуговый центр "Московский". Мы никем не субсидируемся. Работаем с малоимущими слоями населения, с подростками от 14 лет. Билеты - от 100 до 200 рублей. Оказывается, очень сложно объяснить людям, от которых зависит наше существование, что работаем мы для их же детей!

Как-то после спектакля "Покаяние и прощение" в офисе театра раздался звонок. "Спасибо вам за внука, - сказала женщина. - После вашего спектакля он позвонил мне и спросил: "Бабушка, у тебя есть Пушкин?" Я думала, он его продаст и купит какой-нибудь "дури", а он открыл книжку и стал читать".

У нас в театре уже сложился определенный репертуар. Идет пьеса Разумовской "Домой" (памяти Янки Дягилевой) о беспризорниках. Эта работа прошибает до слез и взрослых, и детей. Можно сказать, что я поклонница Янки.

- А западных рокеров уважаете?

- Deep Purple, Led Zeppelin. Особенно люблю Джона Генри Бонэма. Мой младший сын обожает этих музыкантов, знает о них все. Еще люблю гитарную музыку. А недавно в Питер приезжал Ричи Блэкмор. Я помогла Саше зайти за кулисы и взять у него автограф. Алекс учится играть на гитаре в музыкальной школе имени Римского-Корсакова. Дома играет почти все время, старший сын на день его рождения даже прислал нарисованные его женой и подписанные им комиксы об Алексе. На всех картинках (где бы он ни был: в постели, на кухне и даже в душе) Алекс изображен с гитарой. У нас в доме так: сначала появляется гитарный гриф, а уж вслед за ним - Алекс. Недавно он как полноправный партнер помог мне провести творческую встречу. Аккомпанировал на протяжении всего вечера.
Могу и матом послать

- Вы сейчас много заняты в кино?

- Замечательный режиссер Сергей Урсуляк снимает фильм "Ликвидация". Действие происходит в Одессе в 1946 году. Главную роль, Гоцмана, играет Володя Машков. А я играю тетю Песю, мадам Шмуклис, которая живет в его дворе со своим сыном Эммиком (Саша Семчев).

- Страшный фильм?

- Да, нелегкое время было, как, впрочем, и сейчас. Но "времена не выбирают. В них живут и умирают".

- Вас называют единственной по-настоящему русской женщиной на сцене и в кино...

- Может быть Быть русской - значит иметь русский менталитет, русское сознание. Актер - это человек, который чувствует культуру и выражает ее через себя. Как ни странно, через нас транслируются вещи, о которых мы иногда даже не подозреваем. Да, я громко говорю, но это чтоб меня не обижали. Это защита такая. Могу и матом послать, если будете плохо себя вести... но внутри себя я не говорю громко и никогда не ругаюсь нецензурной бранью. И еще русская женщина способна сострадать. Даже тем, кому Бог разума не дал.

- Еще говорят, что Крючкова скандальная...

- Русский человек не может быть равнодушным. Вот говорят: "Он интеллигентный человек, он ни во что не вмешивается". Да не интеллигентный он человек, а равнодушный. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: "Интеллигентный человек - это человек с больной совестью". Вот Сахаров - русский человек. И Солженицын - русский!

- Трудно было вам понять подругу Гитлера - Лени Рифеншталь?

- Во-первых, она не была подругой Гитлера. Но это длинный разговор, часа на четыре. Во-вторых, я играла человека, определенную судьбу. Транслировала в зал мысль о том, что не надо никого скоро судить. Я посмотрела все, что она сделала, все, что было о ней написано. Она потрясающий человек. Безумно талантливый и абсолютно нереализованный. Прожив 101 год, сколько она могла бы создать...

- А как вы согласились играть жабу в "Дюймовочке"?

- Не жабу, а Маму-жабу. Здесь самое главное слово - Мама. Это могла быть Мама-слон, Мама-лань, Мама-тигр. В фильме Леонида Нечаева я мать своего Жабика. И делаю для него все. Мама должна быть такая, какой ей хочется. Если для тебя естественно любить с избытком - люби с избытком. Если для тебя естественно не замечать, как ночью плачет ребенок - значит, и живи так. Я счастлива была, что мне досталась эта роль. Я всегда хотела сняться в детском кино. Лия Ахеджакова сыграла Мышку, Леонид Мозговой - Крота, Альберт Филозов - Старшего Эльфа.

- Любите сказки?

- Да, по утрам с большим удовольствием смотрю старые мультфильмы. "Бобик в гостях у Барбоса" - мой любимый. Эта история иногда повторяется с моим младшим сыном. Когда уезжают родители, они с приятелем ходят друг к другу в гости.

- То есть вы временами впадаете в детство?

- Сергей Образцов как-то сказал, что счастлив тот артист, который до смерти сумеет сохранить в себе детскость... Я никуда из детства не уходила. Я, как всякий нормальный артист, до сих пор нахожусь в нем.
Пенсия - чуть больше 3000 рублей

- Вы как-то сказали, что мысль материальна. Осуществили свои мечты?

- Не знаю... Я получаю пенсию - 3343 рубля в месяц. Это за 100 фильмов, 38 лет работы в театре. Сами решайте, добилась я того, чего хотела, или нет. Я могла бы пить водку, ничего не делать и получала бы те же деньги. Но при этом я бы так не устала.

- Вы третий раз замужем. Когда-нибудь были готовы убить от ревности?

- Да, бывали случаи... но я обычно об этом предупреждала. Причем громко.

- Штамп в паспорте убивает любовь?

- Я никогда не торопилась оформлять отношения. В первый раз вышла замуж студенткой - отпраздновали шумную свадьбу. В "Чайке" по Москве проехали, посмотрели труп Ленина в мавзолее. В квартиру муж меня внес на руках (на пятый этаж), тарелку разбили на счастье! Пышная свадьба - громкий развод! Я не верю во все эти штампы. Потом никаких штампов не ставила, только перед рождением детей.

- Что думаете об актрисах с новым типом красоты - изможденных, исхудавших женщинах?

- Девочки, будьте такими, какие есть! Не ешьте торты килограммами, но и не мучайте себя всевозможными диетами! Родите мужу сначала двоих детей, а потом сидите на диетах. Когда женщина сидит на диете, у нее горят глаза. Вы думаете, от духовного огня? Ничего подобного - от голода! Красивая женщина - это гармоничная женщина.

- А сексуальная?

- Сексуальна та женщина, которая себя такой чувствует. Это не зависит от веса или возраста. Я играла в Школе-студии МХАТ исключительно сексуальные роли. Меня учили любить на сцене, и всю свою сценическую жизнь я играла любовь с лучшими актерами БДТ. Сейчас мало кто умеет любить на сцене. А модные молодые режиссеры очень агрессивны. Кстати, сексуальные комплексы режиссера всегда очень видны в спектакле. Если он недолюблен, если у него никогда "не уплывала земля из-под ног", то чувства на сцене будут грязными и пошлыми. Личность режиссера или актера выражается в том, что они делают, а не в том, что они надели на фуршет или наговорили вам в интервью.
мнения коллег

Леонид Нечаев, режиссер "Дюймовочки": Светлана - боец по сути

- Светлана Николаевна - очень работоспособная дама. Это крайне важное и нечасто встречающееся у актеров качество. Если у нее концерт после съемок, она, несмотря на усталость, на четвереньках туда приползет... Даже если Крючкова чувствует себя неважно - все равно доведет начатое до конца. Ну потом, может, поваляется, отдохнет. И в жизни, и в работе Света - боец. Крючкова - сильная женщина, отзывчивый человек и настоящий профессионал.

Режиссер Сергей Урсуляк: Крючкову на фуфу не возьмешь...

- Мы в Одессе снимаем фильм "Ликвидация" о борьбе с преступностью в 1946 году, - рассказал "Собеседнику" режиссер Сергей Урсуляк. - Две главные большие роли - у Машкова и Пореченкова. В одной из ролей небольших, но проходящих через всю картину - Светлана Крючкова. Она играет еврейскую тетушку - тетю Песю. Я не сразу пригласил Крючкову. Когда представляешь себе эту тетушку, сбиваешься на эстраду, на Клару Новикову например. Но ассистентка предложила Крючкову с самого начала. И ее образ накрепко засел у меня в голове. Я просмотрел других актеров, но лучшей кандидатуры не нашел.

Светлана Николаевна с ходу влетела в фильм. Сюжет картины - это ее детство, оно прошло в таком же дворе, но только не в Одессе, а в Молдавии. Она отличная актриса - школа Товстоногова, съемки в советском кино не прошли для Крючковой даром. Она человек непростой, требовательный. Мы не ссоримся, но на фуфу ее не возьмешь. Творчество - взаимный процесс: она сама придумывает ходы, как любой хороший актер обогащает роль, предложенную режиссером. Но от основной режиссерской линии не отходит и делает так, как нужно мне. Все актеры на съемки фильма приехали с семьями. Со Светланой в Одессе младший сын. Он приходит почти каждый день, сидит тихо и внимательно наблюдает.






Марина Суранова
10.08.2006
http://www.peoples.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован