21 июля 2007
1907

Степан Орлов: Жилье, жизнь и политика

В Мосгордуме прошло обсуждение проекта закона "Основы жилищной политики города Москвы" - своего рода столичный аналог российского Жилищного кодекса, который затрагивает интересы буквально всех москвичей. Документ содержит четкие нормативные положения по регулированию правоотношений в жилищной сфере. В нем прописаны многие важные положения, связанные с капитальным ремонтом, предоставлением гражданам жилых помещений, управлением многоквартирными домами, порядком принудительного выселения за различные провинности и т.д. Многие считают: проект закона носит жесткий характер, вызывая немало вопросов. Сегодня наш собеседник - председатель Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан ОРЛОВ.

- Степан Владимирович, с чем все-таки связано появление на свет столичного законопроекта "Основы жилищной политики города Москвы"?

- Появление на свет нового варианта закона "Основы жилищной политики города Москвы" вызвано сегодняшними реалиями. Ведь жизнь не стоит на месте -вчера в жилищной сфере было актуально одно, сегодня - другое. По сути, этот законопроект - наш городской вариант Жилищного кодекса Российской Федерации. В этом важнейшем документе подробно даются ответы на многие вопросы, которые, думаю, волнуют всех без исключения жителей столицы.

Главная задача, которую мы ставили при подготовке этого законопроекта, - в рамках тех полномочий, которые нам отведены Конституцией, попытаться в большей степени по сравнению с федеральными законами защитить интересы москвичей в жилищной сфере. В свое время мы уже приняли ряд жилищных законов, которые сегодня активно. Это и закон "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", и закон "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", и закон "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Принятие же нового нормативно-правового акта фактически завершит процесс приведения в соответствие нашего городского законодательства федеральному и подведет своего рода черту под нынешним этапом нашей реформы жилищного законодательства.

Надо сказать, что данный законопроект существенно отличается от той редакции, которая действует в настоящий момент. Он включает в себя большинство тех положений, которые были в той или иной степени уже приняты правительством Москвы и содержатся в различных городских нормативных документах. Теперь все это необходимо систематизировать и закрепить в законе, что будет удобно и для городских властей, и для наших горожан.

Кроме того, в данный законопроект вошли многие новые положения, в частности, связанные с управлением многоквартирными домами. В старом законе, который принимался в 1998 году, этих положений практически не было. Конечно, всякое новое требует глубокого осмысления. Поэтому законопроект проходил нелегко, порой сопротивление, долго и сложно обсуждался в различных правительственных инстанциях перед тем, как был вынесен на рассмотрение в Мосгордуму.

- Каковы же все-таки основные особенности нового законопроекта?

- Прежде всего мы постарались соединить в одном документе основополагающие нормы, разбросанные по огромному количеству городских нормативных актов, направленных на решение тех или иных конкретных жилищных вопросов. Ведь подобная мозаичность не создает благоприятного правового климата для успешного проведения жилищной политики в городе, когда гражданам трудно сформировать четкие представления о целях, основополагающих принципах, о своих правах и обязанностях. А самое важное - наш законопроект, опираясь на финансовые возможности города, предоставляет гражданам более широкие права и возможности в реализации своих жилищных прав по сравнению с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Говоря об особенностях законопроекта, следует подчеркнуть: в этом документе мы постарались максимально использовать возможности столицы как субъекта Российской Федерации, восполнить правовые пробелы, выявленные в ходе реализации федерального жилищного законодательства, наконец, отразить в полной мере специфику Москвы, которая последовательно проводит социальную политику, направленную на реализацию права москвичей на жилье. В отличие от предыдущего закона "Основы жилищной политики города Москвы", описывающего только права и обязанности граждан и органов государственной власти, в проекте нового закона заложены четкие paзграничения полномочий между законодательной и исполнительной властью города в жилищной сфере. Дается более детальный перечень взаимных прав и обязанностей органов государственной власти города и остальных субъектов жилищных правоотношений, конкретизируется, кто является участником жилищных правоотношений и на кого из них распространяются нормы нового законопроекта.

В документе детально определяются виды жилых помещений в городе Москве, Законопроект устанавлвает порядок и основания предоставления гражданам жилых помещений из жлищного фонда города. Определены категории граждан, которым могут предоставляться жилые помещения, установлен порядок реализации права граждан на вселение в жилые помещения, в том числе членов семьи и иных граждан. Скрупулезно изложен порядок изменения, прекращения, расторжения договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществление права на поднаем.

Даны основания выселения из жилых помещений жилищного фонда города, в том числе лиц, самоуправно занявших их без законных оснований.

Нормы главы 6 законопроекта регулируют вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам, гражданам, прибывающим в Москву на работу, учебу, а также гражданам, страдающим заболеванием с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В проекте закона урегулированы вопросы предоставления жилых помещений с целью социальной защиты отдельных категорий граждан. Речь идет о предоставлении специально оборудованных жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующиеся креслами-колясками. Для сохранения данных жилых помещений в специализированном жилищном фонде города законопроектом регламентирован порядок их освобождения в случае утраты оснований для пользования специально оборудованным жилым помещением и последующего его предоставления другим инвалидам или семьям, имеющим в составе инвалида.

Думаю, данный законопроект в случае его принятия будет способствовать как формированию стройной системы нормативных актов по жилищным вопросам, так и более эффективной реализации жилищной политики столицы. Он будет также способствовать осуществлению прав граждан на жилище, оказанию содействия жителям города в улучшении их жилищных условий, функционированию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях удовлетворения потребностей граждан в доступном жилье.

- Сегодня многие организации города Москвы волнуют вопросы предоставления служебных жилых помещений?

- Здесь надо отметить, что ранее хорошо известный многим жителям города служебный жилищный фонд был вытеснен институтом аренды жилого помещения. Данный институт оказался на стыке гражданского и жилищного законодательства и, как показала практика, себя не оправдал. В итоге мы вернулись к служебному фонду, входящему в состав специализированного городского жилищного фонда.

Законопроект раскрывает положение о порядке предоставления данного вида жилых помещений, предназначенных в первую очередь для граждан, назначенных на государственную должность города Москвы, либо избранных на выборные должности в городе Москве, либо в связи с характером их трудовых отношений с организациями, финансируемыми за счет средств городского бюджета. Речь здесь идет, безусловно, о жилых помещениях, находящихся как в собственности города, так и переданных в собственность города в установленном законном порядке.

- Степан Владимирович, прежде всего москвичей беспокоит то, что в проекте "Основ жилищной политики города Москвы" капитальный ремонт полностью возложен на собственников жилья.

- Наверное, это главный вопрос, который связан с оплатой расходов на капитальный ремонт жилого фонда. Как известно, Жилищный кодекс Российской Федерации предполагает, что все расходы по содержанию дома, по текущему ремонту и по капитальному ремонту несут на себе собственники в многоквартирном доме. Это положение федерального закона, которое действует уже во многих субъектах Российской Федерации. Тем не менее все прекрасно понимают, что сегодня многие собственники жилья живут от получки до получки и не способны отчислять средства на капитальный ремонт.

Наша общая позиция -мы ее высказывали и на заседаниях комиссий, и на парламентских слушаниях, и на заседаниях Думы - нельзя торопиться с введением 100-процентной оплаты капитального ремонта собственниками квартир, то есть москвичами. Однако в данном законопроекте содержится формулировка, максимально приближенная к Жилищному кодексу. Это вызвало опасения у членов Комиссии по городскому хозяйству. В работе комиссии участвовали представители всех фракций городской Думы, и солидарное мнение членов комиссии таково: нам необходимо еще раз отдельно проработать данный вопрос, вопрос по капитальному ремонту.

Правительством Москвы уже подготовлена целевая программа капитального ремонта, а в городском бюджете предусмотрены соответствующие средства на этот год. Средства на капитальный ремонт планируется включить в городской бюджет и на следующий год. Таким образом, город не снимает с себя ответственности (во всяком случае в ближайшее время) за капитальный ремонт. Однако надо еще раз вместе с правительством Москвы, вместе с мэром Москвы обсудить вопрос о механизме финансирования расходов по капитальному ремонту.

Хочу также обратить внимание на Послание Президента Федеральному Собранию, в котором Владимир Владимирович Путин потребовал от правительства в ближайшее время создать Фонд для капитального ремонта жилья и расселения аварийных домов. Это свидетельствует о том, какое большое значение глава государства придает жилищной проблеме.

Вопрос действительно очень важный, поэтому, я думаю, уже в ходе работы над поправками мы сможем определить особый порядок вступления в силу положений данного законопроекта, связанных с капитальным ремонтом жилого фонда. Тем более что и сейчас федеральное законодательство предполагает отдельные категории собственников квартир, которые не оплачивают расходы по капитальному ремонту жилого фонда. В общем, с этим вопросом нужно разбираться отдельно.

- Какова, на ваш взгляд, судьба данного законопроекта?

- Пока мы приняли законопроект в первом чтении, то есть в целом. Основные баталии, конечно, разгорятся, когда документ будет приниматься во втором чтении. Ведь у депутатов накопилось немало вопросов, замечаний и конкретных предложений.

Как уже отмечалось, законопроект "Основы жилищной политики города Москвы" очень важен и касается интересов всех москвичей. Это, естественно, возлагает дополнительную ответственность на депутатский корпус при принятии этого документа. Думаю, что в конце концов мы доведем проект закона до кондиции, Мосгордума его примет, и он будет работать в интересах жителей столицы. Ну а если в процессе правоприменительной практики возникнут какие-то вопросы, к этому закону всегда можно вернуться и в случае необходимости внести соответствующие поправки.

Виктор Башкин
Тверская, 13 - Петровка, 22, 21 июля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован