10 июля 2007
1762

Степан Орлов: Выбери себе компанию


Согласно действующему законодательству владелец жилого помещения должен выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, управление управляющей организацией. Большинство москвичей отдают предпочтение управляющим организациям. Что же представляют собой эти организации сегодня, какие здесь возникают проблемы и как собственникам жилья сделать правильный выбор? Сегодня наш собеседник председатель Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан ОРЛОВ.

- Сегодня в Москве около двух третей жилья является приватизированным, причем в некоторых домах количество собственников составляет подавляющее большинство, - начал разговор Степан Владимирович. - Согласно Жилищному кодексу собственники жилья должны до 1 января 2008 года выбрать форму обслуживания дома. Большинство уже сделали свой выбор. Собственники жилья предпочли либо заключить договор непосредственно с управляющими организациями, либо создать товарищества собственников жилья. В последнем случае москвичи опять же сделали ставку на управляющие организации.

- Ну а если собственники жилья все же не сделали свой выбор до 1 января 2008 года?

- Если в течение этого года собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано, тогда органами местного самоуправления будут проводиться открытые конкурсы по выбору управляющих компаний, отвечающих за управление, текущее содержание и ремонт многоквартирного дома.

При этом мы считаем, что срок проведения этих конкурсов должен быть настолько максимальным, насколько это позволяет Жилищный кодекс, то есть с 1 января по 1 мая 2008 года. Это даст возможность органам местной власти и городским службам более тщательно подготовиться к проведению конкурсов управляющих компаний. Ведь для нас главное, чтобы интересы москвичей в жилищной сфере никоим образом не пострадали.

- Так что же сегодня представляет собой управляющая компания?

- К сожалению, ни у прежних ДЕЗов, ни у малого бизнеса, ни у населения не сложилось четкого понимания, что представляет собой управляющая компания. Убористая реклама управляющих компаний больше рождает вопросы, чем призывает к активным действиям. Каковы функции управляющей компании? Кому отдать предпочтение? Сколько будут стоить ее услуги? Пожалуй, главное, чего опасаются жильцы, - управляющие компании поднимут цены.

Сегодня роль управляющих организаций играют в основном те же самые знакомые структуры в виде ДЕЗов, которые лишь меняют свою форму собственности - одни становятся частными структурами, другие -муниципальными.

Жители многоквартирных домов к ним уже привыкли и просто не представляют, как может быть иначе. С другой стороны, это в определенной степени и закономерно: сохраняются накопленный опыт и кадровый состав отрасли. Правда, очень медленно меняется профессиональный менталитет, медленно внедряются действительно современные методы управления.

- Одно из главных звеньев в реформе ЖКХ - создание конкурентной среды. Насколько активно малый бизнес работает в этой сфере?

- Очевидно, что жилищно-коммунальная реформа может быть успешно реализована только при условии активного участия трех главных действующих сил: малого бизнеса, который должен заменить существующие архаичные структуры в виде ДЕЗов на современные управляющие компании; государства, которое должно стимулировать реформу, совершенствуя законодательную базу и создавая совместные проекты с малым бизнесом, которому в одиночку не справиться с такой грандиозной задачей; самих жильцов, которые должны осознать себя собственниками и начать активно управлять своим жильем самостоятельно с помощью товариществ собственников жилья либо управляющих компаний.

До недавнего времени для малого бизнеса эксплуатация и управление жилищным фондом были закрыты, потому что традиционно он воспринимался только в области подрядных строительных работ. Сегодня ситуация пусть медленно, но меняется в лучшую сторону. В частности, на сегодняшний день в сфере городского хозяйства действует более 1500 субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы. Правда, это лишь примерно 0,9 процента от общего числа предприятий.

В то же время малые предприятия участвуют в работах, обеспечивающих устойчивость ЖКХ города, - из всего объема выполняемых ими работ 85 процентов составляют работы по капитальному и текущему ремонту, содержанию жилищного фонда, реконструкции зданий, благоустройству территории. Кроме того, уже более 80 частных компаний в Москве занимаются вывозом мусора. Вместе с тем плачевное экономическое состояние данной отрасли городского хозяйства, отсутствие в ней развитых рыночных отношений, налаженной системы рационального управления и финансирования закономерно ограничивают численность и эффективность деятельности субъектов малого предпринимательства. Сегодня малое предпринимательство практически не действует в сфере управления жилищным фондом города, где сохраняется исключительная монополия ГУП ДЕЗов районов, за исключением редких случаев управления элитными жилыми зданиями и домами товариществ собственников жилья. Подобная ситуация, понятно, не может нас устраивать.

- Что же, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию в данной сфере?

- Многочисленные примеры мирового и отечественного опыта свидетельствуют, что только внедрение рыночных механизмов сможет обеспечить достойное качество жилищно-коммунального обслуживания москвичей. Управляющая компания в жилищной сфере - это структура, которая гибко реагирует на ситуацию, близка к потребителям, совершенствует обслуживание конкретного дома или микрорайона. Вот такие компании и надо сегодня создавать. Ведь рыночная среда может успешно развиваться только при наличии конкурентоспособных субъектов. А такая сложная, запущенная сфера, как ЖКХ, требует активного участия по-настоящему хозяйствующих субъектов.

Необходимо развивать тесное сотрудничество бизнеса и власти, вместе создавая эффективную конкурентную среду. В частности, для успешного развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ следует на уровне города Москвы принять нормативно-правовые акты, касающиеся управления имуществом многоквартирных домов и совершенствующие основы малого предпринимательства. Для повышения качества выполняемых работ и услуг необходимо разработать механизм страхования ответственности субъектов малого предпринимательства. Важно также разработать механизм осуществления безналоговых долгосрочных целевых накоплений домовладельцев на капитальный ремонт, механизм франчайзинга для распространения качественных технологий и ответственности в деятельности субъектов малого предпринимательства.

На уровне города, округов и районов следует разработать организационную систему целевой поддержки субъектов малого предпринимательства, наладить взаимодействие с подразделениями правительства города, префектурами, управами, советами предпринимателей и профильными службами. Это позволит иметь полное представление об эволюции малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Наконец, следует разработать систему целевой подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства районов города. Необходимо создание ресурсного учебно-тренингового центра кадрового обеспечения субъектов малого предпринимательства, который обеспечит малые предприятия необходимыми специалистами для качественных работ и услуг. Важно обобщать и использовать инициативы уже успешно работающих малых предприятий для создания уникальной учебно-практической площадки по обмену опытом.

Для руководителей частных компаний необходимо проводить обучающие семинары по ознакомлению с новыми способами управления недвижимостью. Чему учить? Отношениям управляющей компании с членами товариществ собственников жилья и с другими собственниками, отношениям с поставщиками, подрядчиками, отношениям с государственными органами власти и органами местного самоуправления, целям и задачам управления многоквартирным домом, планированию управлением домом, организации предоставления жилищных услуг, организации предоставления коммунальных услуг, схемам договорных отношений, порядку заключения договоров с энергоснабжающими организациями, повышению качества коммунальных и жилищных услуг, производству капитального и текущего ремонта, оформлению земельного участка под многоквартирным домом, организации эксплуатации жилых домов и многому другому.

- Будет ли контролироваться деятельность управляющих компаний? Ведь в любое новое дело обязательно стремятся проникнуть нечистоплотные дельцы.

- Контроль, конечно, необходим. Надеяться на то, что рынок сам все расставит на свои места, пока не приходится. В частности, необходимо принять городской закон, контролирующий деятельность управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Правительство Москвы уже ведет работу в этом направлении и приняло постановление, которое будет исключать саму возможность обмана управляющими компаниями собственников жилья.

Думаю, к управляющим компаниям должны применяться те же требования, что и к строительным организациям, то есть работать только с теми компаниями, которые получили гарантии от банков. Это будет свидетельствовать об их надежности и поставит заслон на пути разного рода мошенников.

Виктор Башкин
Тверская, 13 - Петровка, 22, 10 июля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован