24 апреля 2008
1808

Степан Орлов: Станет ли гараж народным?

Где оставить своего железного любимца - эта проблема сегодня волнует многих автовладельцев. Особенно в районах новостроек. Вот и оставляют машины то возле подъезда, то напротив окна, то где-то поблизости на пустыре, то на прилегающей улице у бордюра, то бросают где-нибудь на газоне. В результате неприкаянные автомобили мешают жильцам, коммунальным службам, доступу к дому спецавтотранспорта - "скорой помощи", пожарных и милицейских машин, дорожной техники. Как же решается сегодня эта острейшая городская проблема со строительством гаражей и стоянок? Мы попросили прокомментировать ситуацию председателя Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степана Орлова

- Ситуация с обеспеченностью автовладельцев гаражами и стоянками в столице действительно очень серьезная. Многие просто не знают, где найти место для своей машины, чтобы спать спокойно. Как же городские власти пытаются решить эту серьезную проблему? Сегодня реализация гаражного строительства идет по нескольким направлениям: конкурсные объекты, муниципальные гаражи в районах социального жилья, программа "Народный гараж" и муниципальные гаражи и стоянки с объектами гражданской обороны.

Не первый год ведутся разговоры о хранении автотранспорта в модульных вертикальных конструкциях, где на площади двух машиномест можно хранить от 5 до 12 машин. Строятся модули и для нескольких десятков автомобилей, которые можно разместить как возле домов, так и встроить их в стену здания. Считается, что они могли бы прийти на смену "ракушек" и "пеналов", с которыми префектуры и местные администрации вот уже который год ведут нешуточную борьбу.

Кроме того, модульные конструкции позволили бы более эффективно использовать городские земельные участки, да и стоимость машиноместа в такой автостоянке существенно дешевле, чем в гараже. По расчетам специалистов, в городе можно построить таких модульных вертикальных конструкций на 120 - 130 тысяч машиномест, что облегчило бы решение гаражной проблемы. Однако дело идет очень медленно-долго думали, прикидывали, чтобы начать их серийное промышленное производство.

Следует подчеркнуть, что правительство Москвы давно выбрало путь комплексного решения проблем гаражного строительства в рамках трехгодичных целевых программ. В частности, на нашей комиссии мы в свое время обсуждали как ход выполнения городской программы гаражного строительства в 2005 -2007 годах, так и новую программу строительства гаражей-стоянок в Москве на 2008-2010 годы. Кстати, это уже будет третья программа.

В результате реализации мероприятий, предусмотренных программой гаражного строительства, в 2005 - 2007 годах удалось достигнуть достаточного высокого уровня ежегодного ввода машиномест, который в 2005 году составил 87,9 тысячи машиномест, в 2006 году - 110,9 тысячи машиномест, в 2007 году - 120 тысяч машиномест. С учетом ежегодного прироста автотранспорта с 38 до 47 процентов в среднем по городу повысилась обеспеченность местами организованного хранения автомобилей. В целом же за период с 1994 по 2007 год в городе был введен в эксплуатацию 1 миллион 228,8 тысячи мест организованного хранения автотранспорта. Однако несмотря на эти высокие показатели, проблем остается еще немало.

1 апреля этого года постановлением правительства Москвы была утверждена новая городская целевая программа строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008 - 2010 годов. В этом документе констатируется, что для достижения установленного Генеральным планом развития города Москвы 70-процентного показателя обеспеченности местами организованного хранения автотранспорта с учетом прогнозной динамики роста автопарка в городе необходимо построить дополнительно 1,7 млн. мест организованного хранения автотранспорта. К слову, 70-процентный показатель соответствует сегодняшнему уровню, установленному в странах Запада.

Этой городской целевой программе был придан статус приоритетной социально значимой городской программы. В числе ее основных задач: увеличение объемов ввода мест организованного хранения автотранспорта; обеспечение комплексного строительства жилых микрорайонов с учетом взаимосвязанности по срокам ввода жилых домов и объектов гаражного строительства; строительство в нарастающих объемах гаражей-стоянок по инициативе жителей в микрорайонах со сложившейся жилой застройкой; строительство гаражей-стоянок для временного хранения автотранспорта под площадями и участками улично-дорожной сети в центральной части города Москвы; повышение эффективности использования городских территорий, занимаемых плоскостными боксовыми сооружениями; опережающее строительство многоэтажных гаражей-стоянок в целях вывода автомашин владельцев плоскостных гаражей, находящихся в зонах перспективного строительства городских транспортных магистралей и объектов жилого назначения, строящихся по городскому заказу; снижение себестоимости объектов гаражного строительства за счет совершенствования нормативной базы гаражного строительства, разработки типовых проектных решений, развития индустриальной базы гаражного строительства и т.д.

Разработчики считают, что в целом на реализацию новой программы потребуются средства в объеме 194, 56 млрд. рублей. Правда, из них затраты городского бюджета составят лишь порядка 3 млрд. рублей, остальные - деньги инвесторов, отобранных по городскому конкурсу. Планируется, что за три года будет построено около 400 тысяч машиномест, что позволит увеличить обеспеченность автовладельцев местами хранения автомобилей с 47 до 56 процентов от необходимого количества. Иными словами, даже в рамках этой трехлетней программы мы не сможем решить проблему серьезного дефицита гаражей и автостоянок. При этом нельзя не учитывать и рост числа автомобилей в столице, которых сегодня и так порядка 3 миллионов. А к 2010 году эта цифра может приблизиться к 4 миллионам. Выход же может быть только один - наращивать темпы строительства, больше размещать многоярусных гаражей на земле и под землей (под Садовым кольцом, Бульварным кольцом, площадями в центральной части города, а также на конечных станциях проектируемых линий метрополитена), под строящимися многоквартирными домами. Ведь сегодня вводится в эксплуатацию новых многоквартирных домов с подземными гаражами совсем не столько, сколько бы хотелось. Строителям это просто невыгодно. Правда, в апреле 2006 года вышло распоряжение правительства Москвы No 550-РП, согласно которому при строительстве жилых домов за счет средств бюджета города Москвы Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы должно осуществляться финансирование строительства гаражей-стоянок под жилыми домами и финансирование отдельно стоящих гаражей-стоянок, строительство которых технологически связано со строительством жилых домов. Кроме того, предполагается в будущем использовать под строительство гаражей-стоянок неэксплуатируемые подземные пространства - бывшие тепловые пункты, котельные и др.

Другая проблема заключается в том, что сегодня приобрести гараж может отнюдь не каждый автовладелец. Частные инвесторы готовы строить гаражи и паркинги на любой вкус, но себестоимость этих проектов очень высока (особенно для подземных объектов). Сказывается стоимость земли, затраты на строительные работы, необходимость подведения и переложения коммуникаций, "административные расходы". Поэтому сегодня стоимость машиноместа в комфортабельном гараже порой доходит до 100 тысяч долларов. Считай - стоимость однокомнатной квартиры в новостройке. Мало кто может сразу выложить такую сумму. Поэтому столичным правительством была принята городская программа "Народный гараж". В чем ее суть? Управлению гаражного строительства Москвы, которое выступает заказчиком строительства поданной программе, выделяется бюджетный кредит. После этого управление организует весь процесс строительства, проводит конкурс по подбору генподрядчика, контролирует процесс строительства, принимает объект в эксплуатацию, а затем реализует машиноместа жителям близлежащих домов. Причем заинтересованные граждане могут на каждом этапе строительства контролировать этот процесс. Это их законное право.

Цель программы - строительство гаражей и их продажа жителям по себестоимости. Рассчитаны "народные гаражи" на горожан среднего достатка, на москвичей, которые не могут позволить себе приобрести машиноместо в коммерческом гаражном комплексе. Поэтому в первую очередь столичное правительство планирует строить гаражи в районах, где расположено социальное жилье. По предварительным прикидкам, стоимость одного машиноместа в "народном гараже" будет начинаться с 5 тысяч долларов (между тем на коммерческом рынке средняя стоимость места, например, в подземном гараже составляет порядка 30 тысяч долларов). Более удобные и комфортабельные машиноместа будут стоить, конечно, дороже. Но в любом случае цена не будет достигать заоблачных высот.

Сейчас уже ведется строительство 40 объектов за счет средств города, где машиноместа будут продаваться по себестоимости. Конечно, это привлекло внимание москвичей - до 75 процентов автовладельцев, согласно опросам, выразили готовность участвовать в "народном" проекте. Но для того, чтобы удовлетворить такой спрос, темпы строительства должны быть очень высокими. В этом случае есть надежда, что к 2010 году каждое третье машиноместо будет построено именно в рамках этой программы.

Однако проблем здесь остается еще немало. Дело в том, что мы либо пытаемся изъять дворовое пространство под строительство, либо натыкаемся на коммуникации, что в конечном счете увеличивает себестоимость строительства. Хотя и без того стоимость машиноместа в "народном гараже" не всем по карману. Одно из предложений, как решить эту проблему, - передать префектам полномочия принимать решения о строительстве некапитальных объектов по инициативе жителей, площадью до 5 тысяч квадратных метров.

Другой путь для автовладельцев, которые не могут приобрести гаражи и стоянки в собственность, - аренда машиномест. Например, автовладельцы, которые пользуются парковками и индивидуальными гаражами, принадлежащими городу, платят за 1 квадратный метр площади лишь160 рублей в год. В коммерческом гараже плата, конечно, в несколько раз выше.

И последнее. Столичные власти разработали и утвердили типовые проекты гаражей, в том числе и для автомобилей инвалидов. Ширина парковки для "железных коней" лиц с ограниченными физическими возможностями должна быть не менее трех с половиной метров и оборудована средствами связи с дирекцией гаражного комплекса. В соответствии с программой строительства гаражей-стоянок на 2008 - 2010 годы, в каждом многоэтажном автомобильном доме должно быть не менее 10 процентов мест для инвалидов.

Виктор Башкин
Тверская,13 - Петровка,22, 24 апреля 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован