25 апреля 2007
1874

Степан Орлов: Сохранение права граждан на жилье - приоритетная задача столичных законодателей

Одна из приоритетных и злободневных задач, стоящих в настоящее время перед городом, - реализация городских и жилищных программ в 2007 - 2008 годах. Решению этой задачи, по мнению чиновников и парламентариев, нужно уделять сегодня самое пристальное внимание. Одобренное недавно столичными властями постановление "Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2006 году и о городских и жилищных программах на 2007 - 2008 годы" вызвало активный интерес законодателей. Свою точку зрения на концепцию, заложенную в документе, на ее важнейшие моменты и положения высказывает председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан ОРЛОВ:

- Речь идет о плане реализации всей городской жилищной политики города на два ближайших года. Депутатами, совместно с органами исполнительной власти, сегодня продолжается работа по совершенствованию городского жилищного законодательства и приведению его в соответствие с Жилищным кодексом России. В частности, приняты и уже действуют законы города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Сейчас парламентарии города внимательно следят за опытом и последствиями применения на практике органами исполнительной власти, а также судами этих городских законов и самого Жилищного кодекса. Именно с учетом правоприменительной практики в законы о переселении и об обеспечении права на жилые помещения Думой были внесены соответствующие поправки.

В настоящее время подготовлен к внесению на рассмотрение Московской городской Думы проект новой редакции закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве". Крайне важно, чтобы в данном законе, помимо норм, отражающих общую систему построения социально ориентированной городской жилищной политики, содержались нормы правового регулирования отношений в жилищной сфере по следующим направлениям.

Во-первых, целесообразно расширение состава участников городских жилищных программ гражданами за счет новой категории нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений. Введение в закон данной группы граждан призвано вовлечь в жилищные программы не только тех, кто признан малоимущими и нуждающимися в предоставлении бесплатного жилья, согласно Жилищному кодексу России, но и граждан, не обеспеченных жильем по учетной норме, способных приобрести жилье самостоятельно, при поддержке города.

Во-вторых, не менее актуальная цель - обеспечение жилыми помещениями служебного жилищного фонда государственных служащих города Москвы и работников предприятий и организаций городского хозяйства. От этого в значительной мере будет зависеть качество их работы во благо города. Одновременно следует предусмотреть возможность обеспечения жилищных прав тех из них, кто поставлен в установленном порядке на жилищный учет на получение жилья по договору социального найма, найма или безвозмездного пользования.

В-третьих, назрела необходимость введения дифференцированной системы оплаты за пользование жилыми помещениями, в зависимости от места расположения жилого дома, его благоустройства, количества и качества предоставляемых услуг. Это обеспечит не только повышение экономически обоснованных доходов городского бюджета, но и, самое главное, будет справедливо в социальном плане. Депутаты готовы обсуждать данный законопроект, предполагая вносить в него необходимые поправки и дополнения.

Кроме того, Думой, совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города, ведется работа по совершенствованию федерального жилищного законодательства. В частности, Дума приняла в первом чтении проект постановления "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Законопроект призван исключить существующий пробел в законодательстве и наделить необходимыми полномочиями органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях исполнения требований статей 53 и 57 Жилищного кодекса РФ. Эта проблема имеет острый социальный характер и требует оперативного решения. По состоянию на сегодняшний день на жилищном учете в столице состоит свыше 181 тысячи семей, что составляет 7 процентов населения Москвы. Кроме того, принятие документа необходимо в целях упорядочения работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осознавая трудности с подбором земельных участков для жилищного строительства и желания части очередников получить новые квартиры не там, где их строит город, Московская городская Дума при утверждении бюджета на истекший год увеличила более чем в два раза объем субсидий на приобретение очередниками квартир на рынке недвижимости. Это дало возможность гражданам приобрести более 67 тысяч квадратных метров жилья. В текущем году ассигнования на субсидии увеличатся еще в полтора раза и достигнут почти 5,8 миллиарда рублей, что позволит очередникам, по нашим расчетам, приобрести жилые помещения площадью уже 100 тысяч квадратных метров.

Однако здесь возникает проблема подбора ими квартир на рынке, где к моменту выделения субсидий уже не остается не распроданного жилья. В этой связи в максимально короткие сроки должна быть реализована предусмотренная программой "Москвичам - доступное жилье" схема предоставления возможности покупки типовых квартир "экономкласса", в первую очередь - очередниками.

Еще одним, и немалым, ресурсом для реализации городских жилищных программ могла бы стать выморочная, то есть освободившаяся после смерти одиноких собственников, жилая площадь. В прошлом году в порядке законодательной инициативы Московская городская Дума направила своим коллегам из Госдумы законопроект, позволяющий передавать выморочные комнаты и квартиры местным органам власти, для обеспечения очередников. Однако, к сожалению, до сих пор предложение столичных законодателей обсуждается в Правительстве Российской Федерации.

Потребуется организовать инициативную группу в количестве не менее 50 человек, если в муниципальном образовании зарегистрировано до 50 тысяч участников референдума, не менее 75 человек - если зарегистрировано от 50 до 100 тысяч человек, и не менее 100 человек - при условии более 100 тысяч участников референдума, а таких муниципальных образований, по словам Валентина Горбунова, всего семь. Что же касается количественного состава инициативной группы при проведении городского референдума (были поправки по снижению с нынешних 300 до 100 человек), то редактор оставил действующую норму без изменения. Не были включены в окончательный вариант законопроекта предложения об увеличении сроков сбора подписей и сокращении их количества в поддержку инициативной группы, а также другие поправки как противоречащие, по мнению редактора, действующему законодательству.

Против принятия закона выступила фракция "КПРФ". Как считает депутат Владимир Лакеев, содержащиеся в документе "количественные параметры" (требование к численности инициативной группы в 300 человек; количеству подписей, необходимых для реализации инициативы референдума в два процента; срокам для сбора подписей в 30 дней) не согласуются с нормами федерального закона и практикой проведения референдумов в регионах. Он считает, что принятие данного закона не позволит москвичам провести референдум. С коллегой солидарен руководитель фракции "ЯБЛОКО - ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ" Сергей Митрохин. Он дал обсуждаемому законопроекту название "О невозможности реализации права граждан на проведение референдумов", сообщив, что фракция будет голосовать против.

Между тем большинство депутатов поддержали позицию редактора. Как подчеркнула председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова (фракция "Единая Россия"), референдумы в нашей стране носят нормативный характер, поэтому подход должен быть очень скрупулезным и взвешенным. По ее мнению, нормы московского закона не противоречат федеральному законодательству и соответствуют реалиям нашей жизни. Она считает, что для многомиллионного города, каким является Москва, вполне законно требование об инициативной группе численностью 300 человек. Другое дело местный референдум: здесь инициативные группы могут состоять из 50, 70 и 100 человек в зависимости от численности населения муниципальных образований.

Закон "О референдумах в городе Москве" принят двадцатью двумя голосами "за" при шести "против".

Любовь Ясонова
Московская правда - Московское собрание, 25 апреля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован