30 января 2007
2148

Степан Орлов: Очередь, жилье и субсидии

Московская городская Дума приняла закон "О внесении изменения в закон города Москвы от 14 июня 2006 года N2 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Мы попросили прокомментировать эту важную поправку председателя Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Степана ОРЛОВА.

За минувшие два года в федеральном жилищном законодательстве произошли весьма серьезные изменения. Принят новый Жилищный кодекс Российской Федерации, кардинально меняющий всю систему жилищных правоотношений. Внесены изменения и дополнения в целый ряд федеральных законов, связанные с правовым статусом и социальными гарантиями гражданам, в том числе касающиеся обеспечения жилыми помещениями инвалидов, ветеранов, военнослужащих, чернобыльцев, беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий граждан. Все это потребовало внесения соответствующих изменений в жилищное законодательство города Москвы. Мы приняли целый пакет правовых актов, включая наиболее важный из них - городской закон "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Новый закон призван урегулировать правовое положение граждан, которые могут претендовать на получение социального жилья (очередники), строящегося за счет городского бюджета. В частности, в этом документе устанавливаются порядок и условия предоставления жилых помещений москвичам из жилищного фонда города Москвы, а также помощи города в приобретении жилых помещений в собственность.

Напомню, что в соответствии с этим законом все граждане, принятые на жилищный учет, делятся на две категории: на тех, кто принят на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 1 марта 2005 года, и тех, кто был поставлен на учет позже этого срока. По данным московского Департамента жилищной политики и жилищного фонда, сегодня в городе зарегистрировано 182,5 тысячи семей-очередников. Около 170 000 из них - это очередники, ставшие на учет до введения в действие Жилищного кодекса, установившего требование "малоимущности".

В соответствии с законом все вышеуказанные граждане подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Иными словами, жилые помещения "новым очередникам" будут предоставляться только после обеспечения "старой очереди", за исключением тех категорий граждан, которые имеют право на предоставление жилья вне очереди. При этом статья 17 закона дает исчерпывающий перечень тех категорий жителей города Москвы, которые имеют право на предоставление жилых помещений вне очереди. Это дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые по окончании их пребывания в государственных и негосударственных образовательных учреждениях сразу же должны быть обеспечены жильем. Это москвичи, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, проживать с которыми в коммунальной квартире невозможно. Наконец, это горожане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания. При этом в законе зафиксировано: "старые очередники", имевшие право на первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу на стоящего закона, сохраняют это право, если они представили до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти города документы, подтверждающие соответствующее право и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот. Мы сделали этот шаг несмотря на то, что федеральным законодательством практически были отменены все жилищные льготы. Одним словом, никакой перетряски очереди не будет.

Закон предусматривает ряд требований для тех, кто решил встать на учет нуждающихся в жилых помещениях. Для этого необходимо иметь гражданство Российской Федерации, проживать в Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, быть признанным малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, не совершать в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Необходимо подчеркнуть, в соответствии с законом отныне на учет нуждающихся в жилых помещениях ставят не всех граждан, уровень жилищной обеспеченности которых меньше учетной нормы, а только тех, в отношении которых органами социальной защиты населения города Москвы принято решение о признании их малоимущими. Остальные москвичи, которые имеют жилищную обеспеченность ниже учетной нормы, но не являются малоимущими, получат возможность участвовать в городских жилищных программах приобретения жилья на возмездной основе. Как видим, требования довольно жесткие, но необходимые - город не может раздавать направо - налево жилье, построенное на средства городского бюджета.

Закон "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" систематизировал и закрепил все имеющиеся на сегодняшний день формы улучшения жилищных условий москвичей: предоставление жилых помещений по договору социального найма, договору найма, безвозмездного пользования, купли-продажи с рассрочкой платежа, купли-продажи с использованием ипотечного жилищного кредитования, выделения безвозмездных субсидий.

Следует также отметить, что по сравнению с законом города Москвы от 15 января 2003 года No 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" в новом законе содержится ряд существенных новаций. Так, впервые урегулированы вопросы ведения жилищного учета очередников, установлен конкретный перечень документов, предоставляемый заявителем для рассмотрения вопроса о признании его и членов семьи нуждающимися в жилом помещении, систематизированы нормы о предоставлении жилья разным категориям граждан. Кроме того, были увеличены сроки подачи заявления о выкупе или занятии освободившейся комнаты в коммунальной квартире оставшимися жильцами с 30 дней до 6 месяцев, поскольку такое решение требует время, чтобы подумать, все взвесить, оценить свои финансовые возможности.

Теперь что касается поправки, принятой депутатами. Сегодня мы все прекрасно понимаем: рассчитывать на возведение жилья только за счет средств городского бюджета при выполнении столь масштабной задачи, как обеспечение квартирами всех очередников, Москва не в состоянии. В этой связи исполнительной властью был разработан механизм помощи нуждающимся в жилых помещениях. В частности, речь идет о безвозмездных субсидиях - одной из форм, которая в последнее время себя положительно зарекомендовала. Ведь уже сегодня 20 000 семей претендуют на получение бюджетной субсидии. После вступления в силу поправок это число может удвоиться. Отныне на максимальную поблажку от городских властей в размере 70 процентов от стоимости квартиры могут рассчитывать москвичи, простоявшие в очереди на получение социального жилья не пятнадцать, а только десять лет.

Одновременно с изменением этого срока поменяется и вся система расчетов субсидий для тех, кто встал в очередь до 1 марта 2005 года. Например, те, кто простоял в очереди четыре года, могут рассчитывать на помощь от города в размере 30 процентов от стоимости будущей квартиры вместо нынешних 11 процентов, семь лет - 60 процентов от стоимости будущей квартиры вместо нынешних 25 процентов. Увеличится и размер субсидии на покупку жилья очередниками, имевшими на 1 января 2005 года право на льготы. Претендовать на максимальный размер городской поддержки смогут и льготники, простоявшие в очереди пять, а не семь лет, как раньше. На мой взгляд, подобная схема процентного распределения субсидий с учетом количества лет, прошедших с момента постановки гражданина на жилищный учет, значительно улучшает положение практически всех москвичей, имеющих право на получение субсидий.

В результате очередь желающих купить квартиру с помощью города к 2010 году должна сократиться как минимум в 2 раза. По нашим расчетам, в 2010 году в очереди на жилье не должно быть москвичей, которые встали на учет до 2000 года.

В нынешнем году на субсидии из столичного бюджета будет выделено около 6 млрд. рублей, что позволит 3,5 тысячи московских семей досрочно приобрести вожделенные метры не дожидаясь конца очереди. И еще Новый закон удачно вписывается в национальный проект "Доступное жилье - гражданам России", положения которого активно реализуются в столице.

Виктор Дмитриев
Тверская, 13 - Петровка, 22, 30 января 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован