30 октября 2007
2144

Степан Орлов: Из пункта `А` в пункт `Б`


Сегодня москвичи, особенно проживающие в новостройках, жалуются: доехать утром на работу - большая проблема. Автобус приходится ждать по сорок минут, к тому же в него не сядешь или едешь сдавленным со всех сторон такими же несчастными пассажирами. Пока доберешься до метро, проклянешь все на свете. Как же решается в Москве проблема наземного городского пассажирского транспорта? Наш собеседник председатель Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике, член фракции "Единая Россия" Степан ОРЛОВ.




- Степан Владимирович, как вы оцениваете ситуацию с наземным городским транспортом?

- Должен сказать, что проблема наземного городского пассажирского транспорта (речь идет в первую очередь об автобусах, троллейбусах и трамваях) - это проблема всех мегаполисов, всех европейских столиц. Для нас сегодня это тоже очень серьезная проблема. Возникла она не сегодня и не вчера. Причин немало. С одной стороны - неразвитость дорожно-транспортной системы. За последние 10 лет протяженность улиц и дорог столицы увеличилась на 527 км и к настоящему времени составляет 4667 км. Однако требуется больше. По расчетам специалистов при сложившейся интенсивности движения и плотности транспортных потоков городу необходимо дополнительно построить как минимум около 350 километров магистральной сети. С другой стороны - ее перегруженность. Сегодня в Москве насчитывается более 3 миллионов единиц легкового автотранспорта. Это более чем на порядок больше, чем подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта. К сожалению, прогнозы аналитиков не дают повода для оптимизма: ежегодно городской парк легковых автомобилей прирастает на 200 тысяч единиц, и через 10 лет он будет составлять около 5 миллионов. Уже сейчас в дневное время по улично-дорожной сети города одновременно двигаются более 200 тысяч автомобилей со средней скоростью 24 км/ч, а в вечерние часы их количество удваивается, что приводит к массовым заторам. Стоят все - легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, маршрутки и т.д. Поэтому принимаемые меры по развитию наземного городского пассажирского транспорта не в полной мере позволяют предоставлять москвичам транспортные услуги, отвечающие современному уровню: средние затраты времени на поездку москвичей до места работы превышают один час при нормативе 50 - 55 минут. Еще более сложная ситуация складывается на маршрутах в тех районах города, где нет метрополитена. Есть и другие причины. В частности, дефицит транспортных маршрутов, особенно в районах новостроек, слабое взаимодействие операторов различных форм собственности и предоставления им равных возможностей участия на рынке пассажирских перевозок, неудовлетворительная степень износа подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта (автобусов - 15-20 процентов, троллейбусов - 25 - 30 процентов, трамваев - 50 - 55 процентов). Правда, в других регионах степень износа превышает все мыслимые и немыслимые пределы, но для нас это слабое утешение. Ведь уровень комфортности проживания в столице в значительной степени определяется и работой наземного городского пассажирского транспорта.

- Какое место занимает наземный городской транспорт в системе пассажирских перевозок?

- Прежде всего, следует отметить: сегодня транспортный комплекс столицы по масштабам своей работы не имеет себе аналогов в мировой практике.

В общем объеме перевозок 84,2 процента приходится на долю общественного транспорта, всеми видами которого за год перевозится более 8 млрд. человек. Наземным городским транспортом перевозится 47,3 процента пассажиров, метрополитеном - 30,7 процента, остальное приходится на маршрутки, такси и пригородные электропоезда (6,1 процента).

Главным оператором системы наземного городского пассажирского транспорта является государственное унитарное предприятие "Мосгортранс". Это крупнейшее в мире предприятие по перевозке пассажиров наземным транспортом. Подвижной сотав "Мосгортранса" выполняет более 47 процентов от общего объема пассажиро перевозок, осуществляемых в городе общественным транспортом, - им пользуются около 4,2 миллиарда пассажиров в год.

В настоящее время ГУП "Мосгортранс" обслуживает свыше 544 автобусных, 85 троллейбусных и 38 трамвайных маршрутов, на которых в час пик работает почти 5,8 тысячи единиц подвижного состава. Суммарная протяженность транспортной сети составляет более 2 тысяч километров. Автобусами, троллейбусами и трамваями осуществляется за сутки свыше 100 тысяч производственных рейсов и перевозится более 5,5 миллиона пассажиров. Все это свидетельствует о том, что наземный городской пассажирский транспорт сегодня занимает главное место в системе пассажирских перевозок в столице.

- Москвичи жалуются: добираться на работу в автобусе или троллейбусе - одно мучение. Особенно если речь идет о новостройках. Сначала долго ждешь, потом с трудом войдешь, потом долго едешь в духоте и толчее. Что же предпринимают столичное правительство и депутаты, чтобы изменить ситуацию?

- Конечно, власти города не сидят сложа руки. Причем правительство не занимается латанием дыр, а пытается решать проблемы комплексно, разрабатывая городские целевые программы. В прошлом году правительством Москвы была разработана городская целевая программа развития наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2007 -2009 годы.

Основные мероприятия программы включают:

- Повышение скорости движения городского транспорта за счет организации выделенных полос для движения маршрутного транспорта, введения режима одностороннего движения на улично-дорожной сети в пределах Третьего транспортного кольца, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети за счет строительства и реконструкции подземных пешеходных переходов, транспортных развязок, реконструкции, расширения и нового строительства дорог.

- Создание интегрированной транспортной системы, предусматривающей взаимодействие наземного городского пассажирского транспорта с другими видами транспорта. В частности, с Московской железной дорогой, со столичным метрополитеном, с водными видами транспорта. В этом контексте особое внимание следует уделить развитию столичного метрополитена, строительству новых станций, особенно в районах новостроек.

- Внедрение рыночных отношений: создание государственного учреждения, наделенного функциями формирования городского заказа на перевозки и контроля над его выполнением, конкурсная передача коммерческим операторам части маршрутной сети, формируемой по городскому заказу. Сегодня монопольные позиции на рынке транспортных перевозок занимает ГУП "Мосгортранс". Однако рыночные отношения должны развиваться во всех сферах городской жизни, в том числе и на транспорте. Решением городских властей к перевозке пассажиров будут широко привлекаться операторы других форм собственности. Условие одно: выполнение всех городских требований и правил, в первую очередь связанных с обеспечением безопасности движения. Пока таких компаний в городе немного, но они готовы работать на тех же условиях, на которых работают государственные предприятия.

- Развитие материально-технической базы наземного городского пассажирского транспорта, строительство и реконструкция автобусных и троллейбусных парков, трамвайных депо. В том числе завершение в 2008 году строительства Митинского троллейбусного парка, реконструкции Краснопресненского трамвайного депо и линии в Строгино протяженностью около километра. В рамках программы будет построена стоянка для 4-го автобусного парка, что позволит освободить внепарковую площадку на Ольховской улице. Начнется строительство нового трамвайного депо в Бирюлево взамен выводимого из эксплуатации депо имени Апакова. Планируется и строительство троллейбусного парка в Марьине.

В целях обеспечения нормативной замены подвижного состава, выработавшего свой срок, город будет ежегодно закупать свыше 750 единиц подвижного состава за счет собственных и заемных средств предприятий. При этом подвижной состав будет пополняться современными моделями, предоставляющими пассажирам более высокий уровень комфорта. Программа настолько обширная, что все даже трудно перечислить.

Общий объем финансирования программы на 2007 - 2009 годы составляет более 27 млрд. рублей. Львиная доля - средства городского бюджета, остальное - средства ГУП "Мосгортранс" и частные инвестиции.

Кроме того, столичные власти планируют вернуть на улицы города самый старый вид городского общественного транспорта - трамвай. Недавно московское правительство приняло целевую программу восстановления трамвайной инфраструктуры города. Трехлетним планом предусмотрены реконструкция и модернизация 160 километров путей. В Европе давно поняли, что этот экологичный вид транспорта следует развивать.

Виктор Башкин
Тверская, 13 - Петровка, 22, 30 октября 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован