21 декабря 2006
3733

Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на встрече с представителями Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов.

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Сегодня мы встречаемся здесь до нового мероприятия, до вашего съезда, который, на сколько меня информировали, пройдет в феврале.

В преддверии большого мероприятия есть предложение обсудить ряд ключевых вопросов, которые будут выноситься на съезд, и поговорить о том, как обстоят дела. В контексте той сложной работы, которой вы занимаетесь, и в целом по реализации ряда крупных государственных проектов, таких как национальный приоритет в сфере агропромышленного комплекса.

Известно, что ваше движение самую эффективную стадию, стадию возникновения, прошло в начале 90-х годов. Тогда было как раз и образовано порядка 260 тыс. хозяйств. Эта цифра остается достаточно стабильной, и при этом, может быть, самое главное то, что фермеры вносят существенный вклад в нашу экономику, играют основную, по сути, роль в решении многих социальных проблем села. Это и открытие новых рабочих мест - сейчас в этом секторе занято, вы знаете, 1200 тыс. человек, - оказание услуг подсобным хозяйствам, сохранение в целом сельского образа жизни и трудовое воспитание молодежи. Зачастую сами по себе фермерские хозяйства становятся центрами поселений, обладают функциями такими, как в городах играют предприятия градообразующие. В данном случае фермерские хозяйства концентрируют тоже на себе эти функции, что очень важно. Очень важно, имея в виду просто сохранение деревни и сельского уклада.

В рамки национального проекта включено отдельное направление - "Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК". Хотел бы подчеркнуть, что все приоритетные национальные проекты нацелены на конкретные результаты, но в том, что касается национального приоритета АПК, это верно вдвойне, потому что это единственный национальный приоритет, который мы, по сути, финансируем в бизнес, финансируем напрямую. Здесь три основные цели: это создание и развитие сети сельхозпотребкооперативов, затем привлечение в сферу соответствующей деятельности кредитных ресурсов и увеличение за два года объемов реализации продукции до известных цифр. Что произошло, что было сделано?

Начнем с кооперативов. Известно, что они сами по себе свои проблемы решить не могут. Кооперативам нужны именно формы концентрации усилий, и сейчас такая концентрация идет. Реализация национального проекта подтолкнула эти процессы, обеспечила их первоначальной организационной поддержкой и отчасти финансовой поддержкой. В рамках национального проекта запланировано создать и реорганизовать 2,5 тыс. кооперативов. К началу декабря их зарегистрировано 1939, в конце прошлого года их было на тысячу меньше, то есть количественный рост на лицо. Это не означает еще, что качественные изменения какие-то произошли, мы сейчас об этом поговорим. Но тем не менее эти показатели исполняются с организационной стороны. Достаточно важным является также ряд нормативных изменений, которые идут в Государственной Думе. Там сейчас обсуждается закон об организации деятельности розничных рынков. Цель этого закона - отрегулировать гарантированный сбыт продукции отечественных сельхозпроизводителей через такого рода рынки. Этот закон должен быть принят, вступить в силу, и будем надеяться, что он станет эффективной базой для того, чтобы эти задачи решать. В бюджете 2007 года для кооперативов предусмотрены инвестиционные займы, которые они могут предоставлять своим членам. Увеличен размер такого кредита до 15 млн руб. на один кооператив, при этом имея в виду их срок - от трех до пяти лет. Важное направление поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, а также кооперативов - это субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. Вы знаете, что сейчас это происходит по схеме: 95% ставки рефинансирования оплачивается за счет федеральных источников, остальные 5% - из бюджетов наших регионов. На реализацию этих и ряда других задач подпроекта "Фермерство" - "Малые формы" планируется потратить 16 млрд руб. Из них значительная часть - на увеличение уставного капитала Россельхозбанка и приблизительно такая же часть - 6,5 млрд руб. - на субсидирование процентной ставки.

Еще один вопрос, который требует внимания и который действительно давно и по-разному обсуждается, - это формирование системы земельно-ипотечного кредитования. Известно, что по тем статистическим данным, которыми мы обладаем, сегодня фермеры используют около 20 млн га земли, в том числе 18,3 млн га - это сельхозугодья. Но при этом арендованные земли, то есть земли, которые переданы в пользование, составляют 80% этого земельного фонда. Средний размер земельного участка, на котором работает одно фермерское хозяйство, 75 га. Хотя, согласно свежим данным, мне Алексей Васильевич сказал, все-таки выше - порядка 100 га. Для таких хозяйств кредит является проблематичным, так как арендованную землю практически нет шансов поместить в залог, а в собственности у среднего, среднестатистического крестьянского хозяйства находится приблизительно 7-10% от общего фонда, и такой кусок земли, откровенно говоря, банкам просто не интересен. Как полагают эксперты, получить землю в собственность, вы сами это хорошо знаете, очень сложно. В том числе и потому, что отсутствует система качественной оценки земли. За последние 25 лет та система оценки, которая была в прежние годы, во-первых, она уже не соответствует современным требованиям, во-вторых, и осуществление этой системы, по сути, разладилось. Но без такой системы оценки невозможно определить стоимость земельного участка. Фермеры, конечно, организовать такую работу самостоятельно, без государственной поддержки никогда не смогут. Потому что именно эта функция при любом развитии государства, при любом структурировании аграрного сектора, она все равно должна оставаться в государственных руках. Мы это с вами понимаем, потому что основной объект производства, основное средство производства - земля, она, конечно, должна учитываться государством. Мы понимаем, что из этого положения нам нужно искать выход. Он не является одномерным. Перед началом нашего совещания мы беседовали с министром, здесь необходимо разные шаги предпринимать. Надо оперативно заниматься вопросами оценки сельхозугодий и, с другой стороны, заниматься тем, чем занимаются во многих регионах - созданием соответствующих залоговых и гарантийных фондов за счет средств бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований. Откровенно говоря, это тоже не панацея, но это один из инструментов, которые можно применять. Этот процесс идет, и идет плохо, идет медленно.

Ставя вопрос о создании залоговых фондов, развитии в целом земельно-ипотечного кредитования, мне бы хотелось вашу точку зрения послушать. Что здесь можно сделать? Какой производственной и какой социальной ценой это может быть достигнуто? Потому что все эти решения, естественно, приводят к изменению микроклимата в конкретном населенном пункте и влияют просто на людские судьбы. Это не купля-продажа земельного участка на Рублево-Успенском шоссе, когда собственник не известен, но в то же время земельный оборот отлажен отлично. Это предмет необходимости, это средство производства, поэтому здесь нужно крайне щепетильно к этому относиться.

Вот, уважаемые коллеги, что я хотел сказать вначале.


http://www.rost.ru


19 декабря 2006 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован