07 апреля 2011
3316

Шествия поставили на колеса

В московский закон о митингах внесли ограничения для автолюбителей

Мосгордума вчера приняла сразу во втором и третьем чтениях разработанный мэрией Москвы законопроект, ужесточающий правила проведения акций протеста с участием автомобилей. Еще месяц назад в первой редакции документа предполагалось запретить мероприятия во время "опасных природных явлений" и на дорогах с одной проезжей частью, коих в столице подавляющее большинство. Под давлением оппозиции эти нормы из финальной редакции документа убрали. Вместо этого появились другие, позволяющие, по мнению экспертов, запрещать акции фактически по любому поводу.

Принятые сразу в двух чтениях поправки к столичному закону о проведении собраний, митингов, демонстраций разработаны департаментом региональной безопасности Москвы и внесены в Мосгордуму столичным мэром Сергеем Собяниным. Речь идет о введении правил проведения акций протеста с участием автомобилей (до сих пор таких норм не существовало ни на московском, ни на федеральном уровне).

Отметим, что за последние годы в России появилось много общественных организаций по защите прав автомобилистов, которые регулярно проводят акции протеста в виде автопробегов, например, против мигалок на дорогах, роста цен на бензин, увеличения транспортного налога и штрафных санкций. Как правило, мероприятия признают незаконными и разгоняют с помощью ГИБДД. Обычно Госавтоинспекция использовала для этого формальные поводы - проверку документов, талона техосмотра, страховки, что, как правило, позволяло лишь на время нейтрализовать участников пробега. Отсутствие действенного способа по запрету акций фактически и вынудило власти модернизировать законодательство.

В середине марта поправки были приняты в первом чтении. Предполагалось, в частности, что акции запретят проводить во время "опасных природных явлений" (например, под дождем, во время снегопада, метели или аномальной жары). Кроме того, автопробеги планировалось ограничить на дорогах "с одной проезжей частью в каждую сторону". Отметим, что таких улиц в Москве большинство: более двух проезжих частей имеют редкие магистрали с разделительной полосой (или ограждением) и дублером (например, Каширское шоссе или Ленинский проспект).

После того как законопроект вызвал возмущение общественности и автомобилистов, эти нормы убрали, но остальные ограничения остались. К примеру, автомобильную акцию по-прежнему надо будет согласовывать с ГИБДД, которая имеет право наложить на нее запрет. Кроме того, в заявке организаторы обязаны указать среднюю скорость автомобилей в колонне и протяженность маршрута. Акцию запретят проводить также при ремонте дорог и штормовом предупреждении. Ко второму чтению появились и новшества: автопробеги запретят "в охранных зонах, а также в иных местах с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами".

"Видно, что перед депутатами стояла цель организовать чиновникам пространство для маневров при запрете акций. По этой же причине никто не советовался и с общественными организациями при законопроектной работе,- считает активист движения автомобилистов "Синие ведерки" Петр Шкуматов.- В результате появились положения, которые чиновники могут трактовать по-своему. Запретить автопробег смогут, сославшись, к примеру, на ограничения в других законах и нормативных актах". Господин Шкуматов отметил сохранившуюся норму о ремонте дороги: "Желая запретить акцию, власти смогут оперативно организовать ремонт какой-нибудь небольшой ямки, пригнав туда спецтехнику". Он не исключил, что с принятием закона проведение акций усложнится, поскольку "раньше мы соблюдали лишь ПДД, теперь появился закон".

"Основная задача, которая перед нами стояла,- обеспечить комфорт не митингующим, а москвичам, которые не могут из-за акций протеста доехать на дачу, в кино и по своим делам",- призналась "Ъ" председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко. Принятые поправки вступают в силу через два месяца с момента официального опубликования.

Иван Буранов
Газета "Коммерсантъ"
07.04.2011
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован