06 января 2007
2765

Счастливый характер

Светлана Крючкова покоряла обаянием, искренностью, непосредственностью. Это было доброе обещание, первый шаг... А потом еще около десятка выступлений в телефильмах. В них подчас и не узнавали дебютантку из "Большой перемены", потому что она оказывалась всегда очень разной, стремясь (и добиваясь этого!) даже в самых скромных по экранному присутствию ролях создавать не портрет, а судьбу (например, "Вылет задерживается", "Долгие версты войны", "Старший сын"). О ней складывалось устойчивое мнение как о лирической героине, яо не так называемой "голубой", ибо какими-то совсем незаметными штрихами образы, которые она создавала, окрашивались иронией, юмором, а иногда проскальзывали и нотки трагические. Трудно было прогнозировать, как в дальнейшем сложится ее творческая судьба, но сомнений в истинной одаренности актрисы не возникало.

Почти одновременно появились две ее роли в кино. В "Премии" Сергея Микаэляна она сыграла крановщицу Александру Мотрошилову, в фильме Леонида Гайдая "Не может быть!" - Зиночку.

Теперь уже можно было судить о творческом диапазоне. Публицистический фильм, фильм-диспут и эксцентрическая комедия. Контрастные жанры, полярные характеры. Ближе, более узнаваемой Светлана Крючкова была в "Премии", но это чисто внешне, потому что именно здесь, пожалуй, ей предстояло создать образ особенно сложный, раскрывающийся не сразу. Причем создать его минимальными выразительными средствами. Решал даже не текст - взгляд, мимика, жест, многое объясняющие в характере Александры. За внешней сдержанностью, даже сухостью, оказывается, беспокойно пульсировала горячая заинтересованность в деле, в людях, умно контролируемый темперамент, истинная человеческая теплота. И все это, вместе взятое, Светлана Крючкова выявляла в своей героине чутко и естественно, подчас одним взглядом или поворотом головы или словно невпопад брошенной фразой.

В комедии "Не может быть!" - иные краски. Мещаночка из рассказа Михаила Зощенко сыграна актрисой изящно, гротесково и - внутренне - очень зло. Потому что актриса сумела четко выявить очень земное кредо Зиночки, ее цепкий практицизм, который, казалось бы, совсем не вязался с ее порхающей, "неземной" легкомысленностью.

В комедийной стихии Крючкова чувствовала себя органично, раскованно. Да она давно тянулась к комедии и вообще к острохарактерности - еще со студенческих лет, но как-то не удавалось в этом проявиться, В Школу-студию тоже поступила лишь с третьего захода. Внешность, говорили, слишком "нестандартная". Но у Светланы счастливый характер: трезвый, требовательный в самооценке и упрямый,- если сама убеждена, сделает все, чтобы убедить других. Потерпев в очередной раз фиаско на приемных экзаменах в Школу-студию, не возвращалась в свой родной Кишинев, а работала машинисткой, слесарем-сборщиком на "ЗИЛе" и верила, что рано или поздно своего добьется...

Неожиданность поворота характера, некий внутренний взрыв (эмоциональный и смысловой) - вот сильная и яркая черта дарования Крючковой, которая затем, очень пригодилась ей и в кино. Почти одновременно с "Фантазиями Фарятьева" появилась Надин в фильме "Пошехонская старина", в новелле "Бессчастная Матрена" - режиссерском дебюте Натальи Бондарчук.

Надин. Заневестившаяся капризная помещичья дочка... Крючкова не боялась показаться некрасивой. Ее Надин - смешная и черствая. Самоуверенная, убежденная в своей исключительности. И... отчаянно несчастная. Осознание своего несчастья особенно "взрывчато" проявилось в эпизоде, когда Надин швыряет канделябр в зеркало, вдруг поняв, что и новый жених не принесет ей радости. Так начинается ее невольный и бессмысленный бунт против пошехонских устоев. Ее некрасивое лицо на миг становится прекрасным, чтобы тотчас вновь застыть в уродливой гримасе. Но это мгновение хочется остановить!..

В роли Надин уже явно чувствуются подступы актрисы к истинной трагедийности. Они есть и в Аксинье из "Тихого Дона", которую она играет в театре, и в героине финской пьесы "Молодая хозяйка Нискавуори" Хеллы Вуолийоки, и в буйном темпераменте Новобрачной из нового фильма Ильи Авербаха "Объяснение в любви". Этого нельзя не почувствовать и в первых кадрах снимаемого Владимиром Венгеровым фильма "Вторая весна", где Крючкова играет врача Лиду, обездоленную минувшей войной и мучительно трудно заново обретающую вкус к жизни.

Есть трагическая нота и в том, как Светлана Крючкова прожила на киноэкране судьбу Агафьи Тихоновны Купердягиной, героини гоголевской "Женитьбы" (режиссер Виталий Мельников). Агафью обычно играют почти фарсово. Здесь избран иной путь. Обостренно-психологическая трагикомедия, приближающаяся к драме. Агафья Тихоновна, какой ее увидела Крючкова, смешна, беспомощна и примитивна. Примитивность ее естественна, и актриса беспощадно подчеркивает это во всем - и какой распустехой по дому ходит, и как свахины "расклады" с женихами пытается осмыслить, и что цветок любит, "который крепче всех пахнет". И ничего-то мало-мальски значительного не прочитаешь ка сонном белом ее лице, обрамленном немыслимо глупыми модными локонами. Агафья не чувствует потребности в любви, не зная этого чувства, но страдает от необходимости самой выбирать. Она и Подколесина-то не выбирает по началу, не чувствует, не видит, как вдруг... Рождается некое озарение, что-то поворотно-смутное, могущее перейти в истинное чувство. Любовь? Единственная родственная душа? Но, увы...

Пожалуй, в "Женитьбе" Светлане Крючковой удалось с особенной силой передать эволюцию характера, определившую и дальнейшую,- возможно, драматическую - судьбу героини. Вероятно, к фильму отнесутся по-разному, но нельзя забыть внезапно осмысленных, изумленных и почти счастливых глаз Агафьи Тихоновны, когда она смотрит на Подколесина, когда гордо заявляет, словно открыв Закон всемирного тяготения: "Какой достойный человек!.."

Творческий диапазон Крючковой, если говорить даже только о кино, достаточно широк: лирическая, социальная и бытовая драма, эксцентрическая комедия, трагикомедия. Не только в названных ролях, но в эпизодах.

Актриса признается, что мечтает когда-нибудь сыграть шекспировскую леди Макбет, а одновременно с этим хотела бы сняться в фильме типа "вестерна". Что ж, время покажет...



Наталья Лагина
06.01.2007
http://www.peoples.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован