28 августа 2008
1906

Самые важные процессы идут снизу

Реформа ЖКХ по степени своего воздействия на Россию и на отношения "простого народа" и властей может оказаться гораздо сильнее, чем все годы "демократизации" и "либерализации". Пока столичные интеллигенты и последние рыцари демократии ломают копья о мельницу "вертикали власти" реальным строительством настоящей демократии в России занимаются совсем другие люди. И что поразительно - эти люди и думать не думают ни о какой демократии. Их не волнуют теории представительной и прямой демократии, они не читали Хайека и Фукуяму. Их волнует другое - протекающий кран, вытоптанный газон, высокие тарифы, выставляемые управляющей компанией.

По всей России, в самом низу, во дворах и подъездах развернулась борьба - за голоса жильцов, за переход от одной управляющей компании к другой, за право пользоваться дворами и подсобными помещениями. В эту борьбу втягиваются люмпены и бизнесмены, главной движущей силой в ней являются активные пенсионеры, нашедшие точку приложения своей социальной активности.

Сталкиваясь с проблемами ЖКХ и пытаясь их решить, люди обнаруживают, что приходится пользоваться элементами демократии - собирать собрания жильцов, принимать юридически выверенные решения.

А чтобы подвинуть соседей к тому или иному решение, "активистам" войн ЖКХ приходится им объяснять, что они - не твари дрожащие, а граждане и плательщики, "право имеющие". В результате снизу начинают бродить дрожжи "демократического самосознания", из которых что-то да вырастет...

Пока что "зазор" между этими "дрожжами самосознания" и "вертикалью власти" настолько велик, что достучаться не могут не только "снизу вверх", но и "сверху вниз".
Одним из свидетельств этому стало мероприятие, организованное для журналистов группой компаний F1 в ... ресторане "Алладин", что на Романова. Речь шла о презентации Общественного совета по ЖКХ. Совет создан при ЗАО "Управление Жилищно-коммунального хозяйства", которое координирует работу шести управляющих компаний, входящих в группу компаний F1. Столь большое число управляющих компаний объясняется тем, что F1 решило следовать принципу - один район - одна компания, так как городское хозяйство структурировано "порайонно".

Цель создания Общественного совета была озвучена как его председателем - Виктором Козодоем (депутат новосибирского Горсовета, ректор Сибирской академии Управления и массовых коммуникаций, политтехнолог и специалист в области PR), так и Александром Абалаковым (генеральный директор группы компаний F1, депутат Новосибирского Облсовета). А звучала она довольно прозаично - обеспечить "обратную связь" между жителями и ЗАО "УЖКХ".
Как считает Александр Абалаков, основными "оценщиками" работы управляющих компаний являются население и власть. Население - потому что оно - "потребитель" этих услуг, власть - потому что проблемы в сфере ЖКХ, которые плохо решаются управляющими компаниями, "ложатся" на власть - в виде претензий того же населения и в виде дополнительных расходов.

Если работа с властью более-менее понятна - есть чиновники, ответственные за те или иные вопросы, есть кабинеты и время работы, то как строить взаимоотношения с населением - вот это вопрос.

Как это часто бывает, за простой формулой "обратная связь", стояли многочисленные попытки её, эту связь, наладить. Как оказалось, не только народу трудно достучаться до власти, но и власти (даже такой маленькой, как в ЖКХ) услышать вразумительный ответ на вопрос "чего тебе народ, нужно?" почти невозможно.

"Доверять отчётам самих управляющих компаний об их взаимодействии с ТОСами? Нам одна компания отчитывалась о такой работе. По отчётам всё замечательно было. Пока два ТОСа не написали письмо о плохой работе компании, - рассказывал Александр Абалаков. - Пробовали мы собрать пожелания жильцов. Создали систему контроля жалоб жильцов. Неэффективно. Сколько людям ни говорили - идите, подавайте заявки в управляющую компанию, они всё равно с жалобами идут в администрацию".
Потребовалась регулярная работа, и было принято решение создать орган, который мог бы регулярно сообщать о потребностях жильцов и о качестве работы управляющих компаний. "Главная цель - получение ориентиров для УК".

В совет вошли представители ТОСов, старшие по домам, руководители УК и депутаты.

Задача - чтобы жалобы жильцов принимались и обрабатывались внутри компании, а не выходили наружу. То есть, управляющие компании оказались сами заинтересованы в том, чтобы "на их территории" начали действовать зачатки самоуправления.

Виктор Козодой сообщил собравшимся, что примерно 70% всех обращений к депутатам составляют проблемы ЖКХ (тоже мимо УК идут люди). При этом требования жильцов могут быть диаметрально противоположными. Одни просят поставить детскую площадку. Другие - наоборот, убрать: "Шум, гам целый день, а вечером пиво пьёт молодёжь". Хоть какой-то общественный инструмент принятия решений в таких случаях не помешает...

Любопытно, что во многих странах реальная демократия выросла именно из таких "совещательных органов". Собирал король парламент, чтобы выслушать жалобы и предложения, а потом - принять решение. А потом парламент начал сам принимать решения.

Будем надеяться, что в случае с ЖКХ до революций и отрубания голов дело не дойдет.

Алексей Мазур


PS. В "Алладине" отличная кухня, всем рекомендую. Но пресс-конференции в ресторане не очень удобны. Трудно записывать, сидя перед блюдами с вкусной едой...


28.08.2008

tayga.info
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован