19 февраля 2009
1926

Реформа ЖКХ в Новосибирске: тарифы на коммунальные услуги заказывает собственник

О перспективах развития этой сферы специалисты говорили в пресс-центре "КП".

Участники круглого стола:

Александр АБАЛАКОВ, депутат Новосибирского областного Совета депутатов, комитет по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса

Лариса АНИСИМОВА, начальник информационно-методического отдела департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска

Николай МАЛАЙ, заместитель начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска

Александр КОНОВАЛОВ, директор УК "Жилищное хозяйство Октябрьского района"

Андрей ХАРЛАНОВ, заместитель генерального директора ЗАО "Управляющая компания СПАС-ДОМ"

Алексей МАРЧЕНКО, генеральный директор ООО УК "Регион"

Людмила БУБНОВА, директор ООО УК "СУ-9 Эксплуатация"

Свою компанию надо знать в лицо!

- С чем связано то, что горожане так плохо информированы о деятельности управляющих компаний?

Александр АБАЛАКОВ, депутат Новосибирского областного Совета депутатов, комитет по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса:

- Рядом с каждым подъездом висят щиты, на которых большими буквами написано название управляющих компаний. Но люди их не читают. Они идут с жалобами в свои ЖЭУ, а что касается благодарности за нашу работу - в лучшем случае позвонят или напишут.

- Давайте вернемся в то время, когда вышел закон об определении способа управления жилым фондом. Видна ли эволюция в отношениях потребителей услуг и тех, кто их предоставляет?

Андрей ХАРЛАНОВ, заместитель генерального директора ЗАО "Управляющая компания СПАС-ДОМ":

- Радует то, что за последние четыре года значительно уменьшилось число требований граждан к управляющим компаниям. Сегодня в 90% случаев люди говорят не "вы обязаны", а спрашивают: "скажите, что делать, как поступить?". Люди пытаются сами управлять процессом, а не искать того, кто за них эту работу сделает. Это уже радует.

С другой стороны, плохо, что многие управляющие компании неизвестны жителям. Это означает, что люди относятся к своим обязанностям собственников с прохладцей или вообще не чувствуют, что все зависит от их решения. Они вспоминают о нас только тогда, когда возникает проблема. С моей точки зрения, человек должен владеть полной информацией, чтобы знать, куда обратиться в критической ситуации.

Лариса АНИСИМОВА, начальник информационно-методического отдела департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска:

- Раньше в каждом районе Новосибирска существовала дирекция заказчика. Это была выстроенная структура административного управления. Сейчас вместо 10 дирекций заказчика образовалось 40 управляющих организаций. Отладить эту систему, чтобы она так же четко работала, как дирекции заказчика, нам предстоит в течение ближайших трех - пяти лет. Должна проводиться целенаправленная работа, чтобы наниматели и собственники жилья наконец узнали, какая управляющая компания их обслуживает. Сейчас каждая управляющая компания выбирает свою нишу - кто-то будет предоставлять большое количество услуг и за счет этого решать свои коммерческие проблемы, а кто-то пойдет по другому пути - будет оказывать небольшой набор услуг по минимальным ценам. Когда такое разделение произойдет, тогда и у собственника появится выбор. Он будет решать - иметь ли ему за небольшие деньги ограниченное число услуг или же платить хорошие деньги за соответствующий комфорт.

Людмила БУБНОВА, директор ООО УК "СУ-9 Эксплуатация":

- Чтобы система качественно функционировала, жильцы должны видеть, за что они платят. А то ведь иногда случается так, что в тариф заложена зарплата уборщицы, а подъезд убирается раз в месяц. Естественно, у людей возникают обоснованные претензии к управляющей компании. Мы сейчас рассматриваем форму работы, применяемую в клининговых компаниях. Там оплата за уборку помещений привязана к метражу и качеству. Мы хотим предложить жильцам несколько вариантов - например, можно убирать во дворе или в подъезде несколько раз в день, а можно - раз в неделю.

Мы постоянно стремимся совершенствовать нашу работу, иногда экспериментируем. Так, ввели должность начальника участка (аналог домоуправа прошлых лет) и отдали ему в управление один дом. К начальнику участка прикрепили опытных сантехников и электриков. В итоге сейчас там вентиляция и сантехника в порядке, вода больше не бежит, щитовые заменены.

- Насколько горожане информированы о вашей работе? Как рядовому потребителю разобраться, за какие коммунальные услуги и сколько нужно платить?

Алексей МАРЧЕНКО, генеральный директор ООО УК "Регион":

- Задача собственников жилья заключается в выборе способа управления домом, а также в налаживании взаимоотношений с управляющим органом. И в законе это прописано: 491-е постановление Жилищного кодекса гласит: если заказчик-собственник выбрал управляющую организацию, то все интересующие его вопросы должен адресовать именно туда.

А. Х.: - Что же касается стоимости работ ЖКХ, то сегодня мы еще не можем ее определять по коммерческим ценам - все расчеты производятся в рамках существующей нормативной базы Российской Федерации. Перечень услуг по определенному тарифу утверждается собственником в соответствии со своими потребностями. Есть работы, без которых дом не может обойтись, а есть дополнительные услуги. Задача собственника - сформировать заказ.

Л. Б.: - Мне хотелось бы сказать о сотрудничестве с товариществами собственников жилья (ТСЖ). В Новосибирске кроме нас никто с ними не работает. На мой взгляд, если ТСЖ не обладает опытными специалистами или профессионалами, то рано или поздно у него могут возникнуть серьезные проблемы. Во главе товарищества, как правило, стоят люди, не обладающие рыночным мышлением. Они полагают, что если возникает проблема, то ее кто-нибудь когда-нибудь решит. А сегодня мыслить необходимо по-рыночному. У нас были случаи, когда ТСЖ хотели с нами сотрудничать, аргументируя это тем, что отстранили от должности своих председателей за неумение вести дела. Сегодня у нас заключены договора с целым рядом ТСЖ в нескольких районах Новосибирска, и все их члены с пониманием относятся к нашему управлению.

- Как вы считаете, собственник сегодня понимает, что конкретно ему нужно?

Николай МАЛАЙ, заместитель начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска:

- Психология собственника такова: я заплатил, и у меня все должно быть сделано на 100%. А что такое 100% - каждый понимает по-своему.

Тарифы - дело тонкое

- Давайте вернемся к вопросу о тарифах.

А. А.: - С начала 2009 года мы строим нашу тарифную политику под девизом "Каждому дому - свой тариф". Тариф утверждается на собрании собственников жилья. И, что важно, он максимально прозрачен. Прежде всего, мы составляем перечень услуг, которые необходимы людям. И уже на основе этого перечня формируется стоимость. Основную долю тарифа составляет санитарная уборка территории. И это понятно, ведь все жители хотят иметь чистый двор. Но в таком случае получается, что работа дворника ценится высоко, а сантехник может остаться без зарплаты. Мы стараемся не допустить такого перекоса.

Рейтинг решает все!

- Можно ли обозначить какой-то примерный рейтинг услуг?

Александр КОНОВАЛОВ, директор УК "Жилищное хозяйство Октябрьского района":

- У нас есть некоторые благоустроенные дома, жильцы которых не желают платить 14 рублей за вывоз мусора. Они хотят, чтобы вывоз отходов был пятидневный, а от текущего и капитального ремонта они вообще отказываются. И получается тариф в пределах 7 рублей. А где-то люди готовы платить 15 рублей. Есть дома, в которых сверх тарифа назначают зарплату старшим по дому - от 3000 до 5000 рублей. В любом случае, тарифы мы просто так сами не поднимаем. В ближайшее время мы увеличим тариф на 10%, а инфляция составляет уже около 20%. И это при том, что "Горводоканал" повысил ставки на 20%, а "Энерогосбыт" - на 19%.

Н. М.: - Тариф на жилищно-коммунальные услуги складывается из затрат на жилищные и коммунальные услуги. Есть так называемые регулируемые тарифы, которые устанавливаются государством. Эти тарифы необходимо в любом случае исполнять, потому что они определяют общее состояние хозяйства с учетом желаемых и возможных индексов. Кроме того, есть нерегулируемые тарифы, которые делятся на две категории: устанавливаемые собственниками на своем собрании и устанавливаемые в результате договорных отношений. Проиллюстрирую это на конкретном примере. Допустим, вы хотите нанять определенную компанию для выполнения каких-либо работ. Если вы договоритесь с компанией так, что она за счет собственных резервов, например отказа от большой прибыли, уменьшит вам тариф, то вы выиграли. Если нет - вам нужно будет искать другую компанию или деньги в кошельке.

А состав работ определяют существующие нормативные документы, с которыми может ознакомиться каждый желающий. Это Правила содержания общего имущества, а также Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда. В этих документах перечислены все виды работ. Каждый вид услуг предполагает определенные затраты: зарплату, материалы, налоги и прочие начисления.

А. Х.: - Собственники жилья однозначно утверждают перечень работ и услуг, определяющий текущее содержание дома. Этот тариф утверждается раз в год, и без него невозможно осуществление эксплуатации многоквартирного дома. Тарифы на текущий и капитальный ремонт в текущем году могут и не утверждаться, а в следующем году их утверждение придется делать по необходимости.

Другие тарифы собственниками не устанавливаются. Например, это касается обслуживания лифта - он либо обслуживается, либо нет. А сколько эта услуга стоит, зависит от этажности, срока эксплуатации и т. д. - от цены, которую устанавливает обслуживающая организация.

Н. М.: - Что же касается вывоза твердых бытовых отходов, то здесь мы ориентируемся на правила, определяемые мэрией для муниципальных специализированных предприятий. Так, сегодня стоимость вывоза и утилизации одного кубического метра мусора, установленная для МУП "Спецавтохозяйство", составляет 105 рублей 2 копейки. Управляющая компания должна вывозить мусор в полном объеме, и мы не можем ограничивать потребителя - один пакет мусора выбросить или восемь. Зарплата рабочего, обслуживающего мусоропровод, определяется уже по факту объема работ, тогда как стоимость вывоза и утилизации кубометра отходов определена заранее. Можно только принять эту услугу или отказаться от нее. Поэтому обсуждать на общем собрании плату за вывоз твердых бытовых отходов имеет смысл, если есть организации, осуществляющие вывоз дешевле.


19.02.2009

kp.md

Анатолий ВЕТРОВ, Анастасия САМСОНОВА
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован