История коллекции рождественских и новогодних открыток и размышления над ней

Что меня толкнуло на собирательство новогодних и рождественских открыток? Всё началось с первой поздравительной открытки, написанной моей первой учительницей Верой Павловной Алексашиной в 1961 году. Последовала в следующем году 1962 поздравительная открытка от другого учителя Николая Леонидовича Беляева,  ставшего вторым. Эти первые открытки от дорогих учителей стали священными. Их пожелания «отличных успехов в учёбе» стали законом моей жизни, мерилом высших человеческих ценностей. С той поры получал  ежегодно по 1990 год новогодние послания, чуть ли не по 20-40 штук. Ныне их большая часть хранится в фонде Государственного архива Астраханской области «Коллекция В.М. Гусева». Самые интересные поздравления от близких и милых мне людей (братья, учителя, воспитатели, друзья, дети) собраны в одном альбоме: 1961-1999 гг. Они стали семейной реликвией. Глядя на последовательность годов, чувствуется дух каждого года. Если вникаете в суть каждой открытки, то непременно Вам возвратится чудесное детство, безвозвратное, порой неизгладимое воспоминание о прекрасной поре. Ныне с высоты возраста то и дело глядишь на путешествие в мир уникальных фактов, таинственных легенд и невероятных открытий. Как часто, при этом, сердце становится трепетным!

Выставки новогодней старины мной были организованы в отделе редких книг Областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской, в Государственном архиве современной документации (ныне ГААО), в главном краеведческом музее, в Московском театре мимики и жеста, в Московском Областном Доме искусств «Кузьминки».

Меня часто спрашивают, что даёт мне увлечение собирательством? Отвечаю: «Многое. В первую очередь это инвестирование в собственное духовное здоровье. Коллекционеры, как никто другой, постоянно находятся в поиске, умеют радоваться неожиданным, пусть не очень ценным, но долгожданным находкам. Короче говоря, коллекционер, занятый собирательством с раннего возраста, до самых седин не теряет интереса к жизни, имеет возможность общаться с людьми не только в семье и на работе. Он входит в круг людей с одними интересами, которые есть в любой стране мира».

Надо заметить, что коллекционирование в России появилось очень давно, и самым первым российским коллекционером был царь Пётр Первый: его личная коллекция, собранная во время путешествий по Европе, легла в основу первого российского музея – Кунсткамеры. Именно Кунсткамера, которую мы, школьники, в 1969 году на экскурсии посетили, произвела на меня неисчерпаемое впечатление и в какой-то мере совершила поворот в моих мыслях о коллекционировании, у которого нет рамок личностных и общественных: это - территория свободы и собственного вкуса.

 У меня была в своё ещё детское время коллекция пуговиц, конфетных обёрток, ныне, к сожалению, не сохранена.

Впрочем, развивалось в России и частное коллекционирование: в 2007 г. российские собиратели отметили 150-летие русской почтовой марки и 100-летие Национального общества филателистов. Почтённый возраст лучше всего демонстрирует, что увлечение выдержало испытание временем и до сих пор остаётся молодым, поскольку к нему постоянно подключаются представители новых и новых поколений. Столь же глубокие традиции имеет и наша нумизматика. Что же собираю сейчас? Собираю не только старинные, дореволюционные, и советские открытки, коих у меня нет специального подсчёта, но и марки, и спичечные этикетки (филуменистика), и значки, и лотереи, и боны, и старые монеты, и всякие дореволюционные издания. Тем не менее, моя супруга увлекается собирательством фотооткрыток советских киноартистов СССР (1925-1990) чуть ли не до 10 больших альбомов. Славится и родина моей юности музейными собраниями удивительной познавательной ценности и привлекательности – музеем утюгов и музеем паровозов в Переславле - Залесском Ярославской области. Тот, кто посетил эти музеи, имеет возможность открыть для себя немало удивительного. Можно с уверенностью утверждать, что любое собирательство, особенно если оно доставляет человеку радость и моральное удовлетворение, уравновешивает его духовное состояние – это благо. И настоящие коллекции всегда находят признание.

Откуда у меня такие вещи в коллекциях, - такой вечный вопрос часто задается мне. Никакого секрета нет. Просто получал с детства и до наших дней поздравительные открытки, просто берегу их как память о добре и внимании адресанта ко мне и кладу в коллекции (семейный архив). Только потом в последнее десятилетие начал активизировать поиск старинных открыток, особенно рождественских, которые были запрещёны в период СССР до 1991 года, а они появились на барахолках, в магазинах «Антиквар», в обществе коллекционеров уже во время демократических преобразований, происходящих в России. Многое изменилось на моих глазах за минувшие годы. Новыми стали открытки, боны, литература, кино, телевидение. Мощным ветром ворвались в быт компьютерные игры, интернет, сотовая связь. Те «стрелялки», которыми ребята были увлечены только недавно, теперь уже стали давно забытым старьём. Так будет и с теми модными увлечениями, которые входят в жизнь на волне моды сегодня. Но есть вещи, которые время просто не способно вычеркнуть из общественного сознания цивилизованного общества. Если молодое поколение живёт только в призрачном мире компьютерной виртуальности, то как быть с этим компьютером при упорном или внезапном выключении электричества? Если молодые люди уходят в жизнь, то у них, кроме интересов к деньгам и бизнесу, должно быть нечто реальное, земное, что помогает им чувствовать себя связанными с прошлым, со своей страной, с миром, с их культурой. Но как часто сталкиваюсь с миром глухих, в котором бытует мнение: будто коллекционеры – это чудаки, не знающие,  чем в жизни заняться; на эту тему языком жестов слагалось немало злых анекдотов. Как обычно эти мимические слова достаточно остроумны, но далеки от правды жизни.

Вместе с тем интересы коллекционеров чаще всего поначалу определяют не их интересы, а денежные средства, которыми человек может свободно оперировать, не подрывая свой текущий бюджет. Именно текущий! Если серьёзно коллекционируешь то, что порой требует немалых затрат, если это не наносит ущерба твоему благосостоянию, то это уже свидетельство твоей стабильности и благополучия.

Теперь давайте познакомимся с историями, связанными с открытками, - познавательными и таинственными, курьёзными и поучительными.

Раннее в местной прессе я рассказывал о том, как 150 лет тому назад, в 1858 году, открытку изобрел генерал-почтмейстер Генрих Стефан. Но теперь обнаружены новые факты того, что у рождественских и новогодних открыток была своя предыстория: поздравительные открытки заменили личные визиты для поздравления с праздником и выражения родственных, дружеских связей, а также выражения почтения. Именно предшественницами открыток были визитные карточки, появившиеся в Париже в середине XVIII века. Они вскоре стали популярны во многих странах и уже во время правления Екатерины II, при которой в «Новый год, Пасху и Рождество личные посещения и развозка визитных карточек с раннего утра почитались обязанностью неизбежною». Уже в середине XIX века газета «Северная пчела» писала: «Первое число января каждого года похоже на самый огромный облик суррогата правды, т.е. комплиментов. Настоящая комплиментарская ярмарка!... А комплиментов этих такая пропасть, что их развозят по городу, в день Нового Года на 36 929 лошадях (столько частных лошадей было в 1840 году)!..».

Кто был первым изобретателем Рождественских открыток? По одному источнику, английский художник Добсон впервые придумал в 1795 году, по другому, английский государственный чиновник сэр Генри Коул к 1800 году выдумал поздравительные открытки и попросил художника Джона Каллота Хорсли нарисовать и размножить литографическим способом открытку с поздравлениями по случаю Рождества. В течение XIX века открытки широко распространялись, хотя и не заменили окончательно традиционных визитов  с вручением карточек. Появились они и в России. Вначале приходили по почте из-за границы, затем в 1890-х годах издавались за рубежом специально для России. Имеется у меня фотокопия открытки с датой «1853 г.». Оригинал находится в отделе редких книг Астраханской областной научной библиотеки им. Крупской. Вскоре в Астрахани с 1898 года появились первые отечественные поздравительные открытки, выпущенные Общиной Святой Евгении. До наших дней известно более 4000 дореволюционных  и около 2000 советских открыток. Мне удалось собрать 300 дореволюционных оригиналов и фотокопий и 160 советских открыток по 1970 год. В личном семейном альбоме насчитывалось 79 самых лучших новогодних поздравлений с 1961 по 1999 год в мой адрес. Большая часть новогодних открыток, адресованных мне, примерно 90% сдана в личный фонд В.М. Гусева Государственного архива на вечное хранение.

Итак, в начале XX века разделение сюжетов на рождественские и новогодние было достаточно отчётливое. Например, Дед Мороз являлся рождественским персонажем, и если он встречался на новогодних открытках, то это были проделки коммерсантов, которые сделали надпечатку «С Новым годом!» на рождественских открытках для удовлетворения спроса на данный вид продукции. В целом около 50% открыток с надпечатками «С Новым годом!» или «С Рождеством Христовым!» можно уверенно отнести только к празднику, указанному на надпечатке, 40% рождественских и 30% новогодних открыток по своему сюжету вполне подходят как к Рождеству, так и к Новому году и,  наконец, около 5% рождественских и 20% новогодних открыток – универсальные.

На иностранных открытках преобладает культурная символика, а на российских – естественная. Из символики советских новогодних открыток исчезло почти всё, что напрямую связано с христианством и дореволюционным бытом.

Новый год – не момент, а промежуток между смертью и новым рождением. Чтобы начать новую жизнь, человек должен посредством специальных ритуалов очиститься от грехов, от старения и разложения мира. В наши дни у православных христиан это осуществляется во время постов, в том числе Рождественского, после которого они исповедуются и причащаются. Вспомним, что у древних славян существовал ритуал омовения в бане, соответствующий по своему значению крещению, т.е. очищению и приобщению к Богу. У евреев и мусульман в Астрахани до сих пор существует обряд омовения перед трапезой или молитвой, у христиан – чин водосвятия и крещение водой.

Итак, более 2000 лет тому назад, 25 декабря, совершилось величайшее событие, это – Рождество Господа Бога и Спасителя мира Иисуса Христа. 5508 лет люди ждали сего события. Все эти тысячелетия Господь готовил мир к событию рождения Спасителя.

Рождество Христово – что изображается на многих старинных открытках – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25-го декабря по старому стилю (ныне 7 января). О празднике Рождества Христова впервые упоминается у Климента Александрийского, который относит его к 6 января под именем Богоявления.

Праздник Рождества Христова считается по значению вторым – после Пасхи и – на Востоке, на Западе – первым. Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский, или Филиппов, пост. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется Сочельником, т.к. в этот вечер, по церковному уставу, употребляются в пищу сочиво – сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранится до вечерней звезды.

В дохристианский период многие индоевропейские народы праздновали наступление Нового года в период зимнего солнцестояния.

Во II веке в Египте каждое 25 число девятого месяца вспоминалось и праздновалось Рождество.

В III веке христианские историки приняли за начало 1 марта, а с V века на этот стиль перешли во многих городах и областях Европы, в том числе и в Астраханском крае.

Празднование Рождества Христова Церковью установлено ещё с IV века; в V веке написаны для этого праздника священные песнопения. В навечерии Рождества Христова совершаются Царские часы.

В пределах предпразднества и попразднества Рождества Христова заключается 12 дней.

20 декабря бывает предпразднество Рождества Христова, а 31 декабря – отдание праздника.

День зимнего солнцеворота, т.е. 25 декабря, был днём великого для большей части древних народов. Все эти празднества древнего мира, что отражаются на некоторых открытках, объясняются возвращением солнца, которое, взойдя в тропик Козерога, начинает своё восхождение к нашим странам.

Что до Астраханской земли, то несомненно то, что она впервые в 628 году встретила Новый год (имеется на то документальное основание). Отсюда можно смело считать, что наша Астрахань существует 1380 лет! Хотелось бы пожелать Астраханскому краю, чтобы он шагнул в 2013 год уже цветущим, сильным, красивым в юбилейном величии и могуществе.

1 марта, 25 марта и 1 сентября являются днями «сотворения мира» в соответствии с древнерусской, александрийской и антиохийской эрами. Другие варианты начала года в христианских странах тесно связаны с ключевыми моментами Христа Иисуса  и соотносятся либо с днём его рождения в человеческом образе – Рождеством, либо с днём его Крещения, либо с его возрождением после физической смерти – Пасхой.

На территории Астраханского края год начинался в марте – в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Такой отсчёт начала года был принят по примеру ветхозаветной церкви. В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и ещё одна новогодняя дата – 1 сентября, которая пришла в Астраханский край вместе с религией из Византии.

Как относится династия Батухидов в 1236-1359 годах к Рождеству Христову? Думается, лояльно. Об этом говорится в коляде (колядчики, как правило, стучат в окно, просят пироги и, войдя в избу, поют):

Пётр в Орду собирается.

Коляда таусень!

Александр у ног увивается.

Коляда таусень!

Ты не езди в Орду, не служи Королю.

Коляда таусень!

Служи белому Царю.

Коляда таусень!

Уж как мне ли без тебя

Хлеба-соли не едать.

Коляда таусень!

Встречаемые здесь слова «орда», «король», «белый царь» показывают нам, что эта песня известна была во время татарского порабощения России.

Итак, на территории Астраханского края новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Флогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и «всея Руси» Иван III (любопытно, что у него родился глухонемой сын Юрий, второй брат Ивана Грозного) утвердил постановление церковного собора, причём с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский. Неудивительно, что вторым браком (1472 год) он был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора (отмечено, что С. Палеолог страдала некоторым снижением слуха).

В 1699 году (7208 год от сотворения мира) Новый год в России встречали последний раз, а 20 декабря того же года Пётр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова, 1700 год начался службами во всех церквах « с испрашиванием благословления на Новый год». Рождество Христово 25 декабря празднуется в православном мире по юлианскому календарю. В XX и XXI веках это соответствует 7 января по новому стилю, а в XXII веке – 8 января!

В дореволюционной России Рождество было одним из самых любимых праздников. Придя к власти в 1917 году, большевики вознамерились создать новой мир. День 7 ноября стали считать первым днём новой эры и ежегодно праздновались как Новый год со всеми его ритуалами. При таком видении мира ни Богу, ни старым праздникам места в новой России не было. Апогей борьбы с Рождеством пришёлся на 1930 год. Особых нападок на Новый год не было. Пропагандировался опыт клубов по организации детских новогодних инсценировок, маскарадов и живых газет.

Начиная с декабря 1931 года активная антирелигиозная пропаганда почти прекратилась. Реабилитация новогодней ёлки в конце 1935 года была продуманной акцией во всех городах и колхозах. ЦК ВЛКСМ в том же году поручил фабрикам и заводам «подготовить детям подарки, а райлесхозам – заготовить ёлки».

Новый год мгновенно перешёл из неофициального статуса в статус государственного праздника, а с 1 января 1948 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1947 первый день Нового года стал нерабочим днём. Начиная ещё с января 1937 года в Москве, в Колонном зале Дома союзов, стали устраивать «Главную ёлку Страны Советов». Самая первая из них имела высоту 15 метров и была украшена десятью тысячами ёлочных игрушек. Со временем ёлка подросла до 25-30 метров, а в 1976 г. переместилась во Дворец съездов. А что же с  Рождеством?  Конечно,  с ним боролись, но не так шумно и крикливо, как раньше. Агитацию вели, церкви закрывали. Так продолжалось вплоть до конца 1980-х годов, а 7 января 1991 г. Россия вновь  на государственном уровне отметила православное Рождество Христово.

Мы называем его Дедом Морозом, для жителей США он - Санта-Клаус, в Швеции – Юльтумте, в Монголии – Увлин Унгун, во Франции – Пер-Ноэль,  в Италии – Баббо-Натале,  на Кипре – святой Василий.

Наибольшее влияние   на формирование образа Деда Мороза оказали легенды, сложившиеся  вокруг великого христианского святого  Николая Мирликийского.  Реальный прототип Деда Мороза – святой Николай родился в III  веке в семье состоятельных  родителей, проживающих  в портовом городе Потара в Ликии.

Первые свидетельства о св. Николае в новом для него качестве – дарителя  подарков -  относятся  к XVI  веку. Немецкий реформатор церкви Мартин Лютер  в 1535 году упоминал «подарок святого Николая» в своем дневнике (он же заботился о богослужении для глухонемых).

В прошлом веке ситуация в корне изменилась; появился новый отпрыск св. Николая – «рождественский дед»,  превратившийся со временем в Деда Мороза. В  Германии его нарисовал  в 1847 г. художник фон Швинд и назвал «Господин Зима». В Париже Дед Мороз как персонаж рождественских праздников в конце XIX-начале XX века и был связан со св. Николаем только через своего зарубежного аналога, т.к. в православной  традиции Николай Чудотворец (Николай Угодник) не соотносится  ни с подарками, ни с Рождеством, ни с Новым годом. Популярность святого Николая в России была необычайной, его почитали как участливого заступника и помощника в несчастьях.

В славянской мифологии существовал Мороз (Морозко; Мороз Красный Нос; Мороз Воевода) -  персонаж сказок и обрядового фольклора. У него есть дочка (по иным преданиям - внучка)  -  Снегурочка. Бабушкой Деда Мороза по отцу (прабабушкой Снегурочки) была Небесная корова  Амелфа, из-за чего его отец  Велес иногда изображался с коровьей головой. Вот наступит новый 2009 год – год Коровы или Быка. Велес – один из древних богов славянского пантеона, бог скота и сельского хозяйства, искусства, мудрости, богатства, земной власти, ясновидения, вот и таким должен  быть предстоящий Новый год. Мороз – зимняя ипостась Велеса. Корова изображается на рождественских и новогодних открытках, как ни грустно, только зарубежного производства. Между тем, Велес имеет непосредственное отношение  к новогодним и рождественским традициям и обычаям. В период  с  25 декабря по 6 января Велесу  посвящали пение, хороводы и пляски ряженых. Я в детстве был отменным дояром, ухаживал за любимой коровой по имени Майка, ласкал её. Даже в начале 1960 советских лет в честь Велеса как «скотного бога», вся деревня Горки под Ростовом Великим, где я родился, отпраздновала Велеса,  ряженые надевали вывернутые мехом наружу шубы, маски, обвешивались  коровьими бубенцами и ботами. Это было в период моих зимних школьных каникул. С культом Велеса связан обычай выпекания печенья в виде домашних животных: «коровок», «баранчиков», «рожков» и «козулек». Мы с мамой и папой сами ели печенье, чтобы обеспечить здоровье и плодовитость  домашних животных (корова, кролики, овцы, поросёнок), им же одаривали   колядующих и ритуально кормили скот. Моя мама  была набожна. Ныне Велесову дню (6 января) стал соответствовать Власьев день – 11 февраля: христианский святой Власий Севастийский стал покровителем скота, как когда-то им был Велес.

Мать Деда-Мороза – Буря-Яга, которая потом стала Бабой-Ягой. Она же бабушка Снегурочки. Женой Деда Мороза и матерью Снегурочки являлась Снежная Царица, внучка и правнучка Рода-прародителя многих богов, в том числе отца Снежной Царицы Чернобога.

Имя Чернобога неведомо, но известно его имя – Кащей Бессмертный. Кащея интересовала только одна Марена (Марья), которую он постоянно умыкал у законного мужа. От их связи родились Снежная Царица и её тетки: Немея, Глухея, Трясея, Храпуша, Ломея, Дряхлея…

Итак, превращение Мороза и Снегурочки из персонажей фольклора в персонажи рождественских  и новогодних праздников в России происходило, как я уже сказал,  с конца XIX  до середины ХХ века. Открытки показали, что окончательное формирование привычного нам Деда Мороза свершилось только в конце 1930-начале 1940 годов, как мной уже рассказано, одновременно с возобновлением в СССР детских праздников ёлки.

В период борьбы с праздниками Рождества и Нового года Дед Мороз был персонажем политических карикатур и сатирических стихотворений. Например, 1 января 1927 года на 1-ой странице «Комсомольской правды» помещен рисунок Гр.Розе «Новогодний подарочек… госсвяточного деда», где изображена ночь, луна, звёзды, Дед несёт огромный мешок с надписью «Маргарин» (из-за недостатка коровьего масла).

Снегурочка вплоть до конца 1930-х – начала 1940 годов никакого отношения к праздникам Нового года и Рождества не имела. 

С помощью открыток,  издававшихся массовыми тиражами в Германии, Австрии и Франции, население России  знакомилось с западным прототипом Деда Мороза. Вплоть до революции 1917 г. общее количество зарубежных открыток с его изображением более, чем в 3,5 раза превышало число российских открыток.

До революции изображения Деда Мороза встречаются главным образом, на рождественских открытках. Чаще всего он одиноко бредет в лесу, в поле или по улице и несёт мешок с подарками или подарки без мешка, ёлку и держит в руках посох  - древний символ власти над стадом, паствой, семьей или родом. Шуба Деда Мороза окрашена в красный или коричневый цвет, реже в зелёный, синий, серый и белый. Подарками были: куклы, щелкунчики,  пиноккио, петрушки,  книги, мячи,  бутылки лимонада, сладости,  горны, барабаны, гармони, сабли, пушки,  кони,  черты, медведи, зайцы, слоны, иногда живой младенец или верстовой столб.

Советского Деда Мороза  в помещении можно увидеть лишь в 3-5 раз реже, причём количество таких изображений непрерывно уменьшилось с 1951 по 1990 год.

Дед Мороз отказался от  сапог и ботинок решительно в пользу валенок.

Советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского периода: он железнодорожник на БАМе,  летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, катается на карусели и пр. Руки у него постоянно заняты делом. Дед Мороз  в 2,5 раза реже несёт мешок с подарками, вообще перестал носить их в корзине и значительно реже – без мешка  и без корзины в 1,9 раза. У него практически исчез из рук волшебный посох.

Дерево вообще и рождественская ёлка в частности являются фаллическими символами. Ель и сосна с древнейших времён служили символами вечной и неумирающей жизни и особенно широко  использовались  во время празднования зимнего  солнцестояния – начала возрождения природы после зимней спячки.

В качестве рождественского дерева ёлка появилась в начале XVI века в исторической области Эльзас на северо-востоке Франции. За день  до сочельника их устанавливали в домах ремесленных гильдий и оставляли до Крещения. То есть, по существу, ёлка являлась родовым деревом. В начале XVII века  в г. Эльзаса Страсбурге устанавливалось множество рождественских деревьев, украшенных облатками, яблоками, бумажными розами и сластями.

В 1737 году ёлку украшали обрезками бумаги и мишуры, в 1775 – посеребренными и позолоченными картофелинами, в 1815 – впервые горящими свечами,  в 1850 – стеклянными украшениями.

У ёлки появился конкурент – пирамида.

В 1810 году  пирамиды появились в Берлине, а в 1825 – в Гамбурге. Рождественские пирамиды – 2-х или 3-х этажные  сооружения, украшенные  свечами, цветной бахромой, кисточками,  цветами из бумаги, ветками вечнозеленых растений, позолоченными сосновыми  шишками и разноцветными флажками. На вершине пирамиды – круглая шишка или кукла. В нижней части пирамиды из гипсовых или восковых фигурок, устраивали сценки Рождества Младенца Христа. Здесь же лежали подарки для детей. В начале XX века пирамида была вытеснена ёлкой.

Судя по открыткам, на ёлке можно было увидеть: шары, бусы, гирлянды, звёзды, канитель, ёлочный снег и снежинки,  ёлочный дождик,  серпантин, конфетти, свечи, хлопушки, флаги, кольца, колокольчики, шишки, фонарики, деревья, грибы, веера, кукол, письма, корзины, домики, коней, всадников, трубочистов, детей, Деда Мороза, чертей, ангелов, клоунов, воздушные шары, парашюты, сердца, барабаны, горны,  свиней, рог изобилия, яблоки, орехи, груши, огурцы, цветы, конфеты, баранки, пряники, печенье, рогалики, кренделя и «подарки» упакованные и перевязанные лентой. В начале XX века верхушка ёлки чаще всего была свободна (около 40% открыток), на ней устанавливалась свечка ( 35%), Вифлеемская звезда (25%). Есть два вида: нарисованный и фотографический. Свободных вершинок было больше на рисованных   открытках (45%) и меньше на фотографических (30%). Вершину ёлки на фотооткрытках чаще, чем на рисованных, украшают свечки (40%) и звёзды (30%). Как видно, свечка и звезда в большой степени являются традиционными элементами, чем осознанно необходимыми.

Как всегда бывает в России, вначале Указ Пётра I рьяно выполняли, а после смерти царя основательно забыли.

Как рождественское дерево ёлка пришла в Россию в начале XIX века. Примерно тогда же она стала распространяться во Франции, Англии и других европейских странах. К концу 1830 годов ёлка была уже непременным атрибутом рождественских праздников. Первые публичные ёлки были установлены в 1851 году в Москве, в зале Благородного собрания, на детском празднике в пользу женских частных школ, и в Санкт – Петербурге, в « Пассаже» и на Екатерингофском вокзале.

В России предпочтение отдавали большим ёлкам: на 60% открыток ёлки выше человеческого роста; их устанавливали на полу (70%), в центре комнаты ( 65%). Однако,  судя по фотографиям того времени, ёлку чаще всего устанавливали « в уголке». Высокая ёлка в СССР предполагала её коллективное использование в качестве центра праздника. В 1950-60 – х годах праздник носил коллективный характер и ёлки на открытках изображались высокими. В середине 1970-х годов частота появления высоких ёлок была самая низкая, т.к. люди предпочитали маленькие, семейные, «уютные», негосударственные ёлочки. Так было в каждой астраханской семье!

В 1980 – х годах число высоких ёлок на открытках вновь росло.

Основанием ёлки служили: крестовина (45% рисованных и 25% фотографических открыток), корзина, горшок, ваза. В 1950-1990 годах опора для ёлки в СССР встречалась только на 4% изображений, в то время как до революции её можно увидеть на нарисованных зарубежных открытках – 23%,   на рисованных  российских – 27% и на фотографиях – 44%. До революции крестовина встречалась приблизительно на 13% изображений ёлок, а в период с 1951 по 1990 год – на 0,8% открыток. Ощутимая разница? В середине 1970-х годов 97% изображений верхушек елок украшала пятиконечная красная звезда. Только к концу 1990-х годов на 34% открыток верхушки ёлок декорировались красной пятиконечной звездой. Одновременно росло число ёлок со свободной верхушкой и с установленным на ней шпилем или стеклянным шариком. Популярная до революции свечка на верху ёлки (около 30%) на советских новогодних ёлках не встречается. Рядом с елкой чаще всего можно увидеть людей (70% открыток), в три раза реже на открытках появлялись ангелы, ещё реже – Дед Мороз и звери. Крайне редко встречалась одинокая ёлка (около 1%). Более чем в половине сюжетов открыток ёлки ещё не установлены – их везут на санях или несут в руках люди, ангелы или Дед Мороз, т.е. праздник ещё  впереди.

В 1872 году было использовано электрическое освещение на празднике в зале того же Дворянского собрания. Только в 1882 году американец Э. Джонсон предложил использовать электричество  для освещения ёлки, а в 1897 году на Царскосельском манеже ёлка уже сияла электрическими лампами.

Ёлка завоевала только города и господские имения в России. А крестьяне так не приняли её до конца XIX века. Рубили ёлку, чтобы продали господам, а сами встречали Рождество и святки по старым обычаям.

Что делать с зеленью после праздника? По одним приметам, зелень надо выбросить, но другим – сжечь, иначе в доме случится беда.

На советских новогодних открытках изображение украшенной ёлки или ветки встречается приблизительно одинаково с подобным изображением на  дореволюционных открытках (40% от общего количества). Однако число новогодних ёлок, в 1950 – е годы превышало количество аналогичных рождественских ёлок, а затем уменьшалось до 1990 годов. Напротив,  изображение ёлочных веток в советских новогодних открытках росло и в 1950-1990 – е годы увеличивалось в 3 раза. Количество людей рядом с ёлкой и количество гуляний, игр и хороводов у ёлки уменьшалось. Вместе с тем  в середине 1970 – х годов рядом с ёлкой чаще всего изображали Деда Мороза. Звери нередко подменяют людей и с середины 1960-х годов стали всё чаще и чаще появляться у ёлки. В 1980-х годах частоте появления животных стала падать.

В 1950 – начале 1960-х годов встреча Нового года была во многом коллективным праздником, в 1970-е годы стала носить более интимный характер, а в наши дни это почти исключительно семейный праздник.

В середине 1970- х годов выпускалось самое большое количество новогодних открыток с символами государственной власти (красная звезда, красный флаг, серп и молот – Московский Кремль, Спасская башня, промышленная техника и т.п.) в композиции с ёлками или ветками.

Снежинки на дореволюционных открытках почти не встречаются, а если появляются, то в виде белых точек или комочков. На советских новогодних открытках их стали изображать в виде звёздочек с разветвлениями; их популярность росла начиная с 1950 года, и  к концу 1980-х годов снежинки встречались на 75% открыток. Для сравнения: до революции снежинки – точечки можно видеть только на 5-8% открыток. Пик популярности морозных узоров на советских новогодних открытках приходится на середину 1970-х годов.

На дореволюционных рождественских  открытках   чаще, чем на новогодних, встречаются звёзды на небе, одинокие звезды, луна, причём звездное небо и луна чаще бывают на зарубежных открытках, чем на российских.

В советских новогодних открытках встречаются красные (91,9%), пятиконечные (95,7%) звёзды и шестиконечные (1,7%), девятиконечные

( 0,6%), десяти – одиннадцатиконечные ( 0,3%). Все звёзды, кроме красной пятиконечной, обозначали звезду вообще. Красная звезда, как эмблема регулярной Красной Армии, появлялась в 1918 году. Её создателем был командующий войсками Петроградского военного округа К.С. Еремеев. В начале внутри пятиконечной звезды были молот и плуг, а с 21 сентября 1918 года – серп и молот. В 1923 г. пятиконечная звезда вошла в герб СССР, как показано это на новогодней открытке. Красная пятиконечная звезда на советских поздравительных открытках ( 30%) или украшение ёлки ( 70%), символизирует советскую власть.

Могу рассказать бесконечно о таких символах, как крест, колокола и колокольчики, свечи, конфетти и серпантин, часы, календарь и цифра года, подарки, изображение чистого листа бумаги, вино, сердце, изображение письма, открытки или телеграммы, подкова, сноп, изображение грибов, ключи, узел, ландшафты и виды природы, колодец, переправа через ручей, реку, озеро или море, якорь и маяк, изображение зданий, изображение оружия, мельница, заборы и изгороди, дороги и тропинки, цветы, шишки, корзины, чулки и туфли, качели, зонт, книга, изображение мольберта, красок, пальмовая ветвь, рябина, рукопожатие, « бросать кости», орехи, яблоки, вазы и горшки, мыльные пузыри, рамки, арка и т.д.

Но увы, объём материала не позволяет мне развернуться.

Спасибо за внимание! С наступающим Новым годом! С Новым счастьем! До встречи! Мои рассказы основаны на материалах Астраханской области научной библиотеки им. Н.К. Крупской. Большую благодарность выражаю заведующей отделом редких книг этой библиотеки Зое Александровне Маломётовой за подбор материалов, редких иллюстраций.

Владимир Матвеевич Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историко – архивистов, член Московского клуба истории глухих, ветеран труда, отличник здравоохранения России, отличник Всероссийского общества глухих.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован