27 марта 2010
3688

Почему погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский

По официальной версии, он совершал рабочую поездку - облет территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Вчера стало известно о гибели губернатора Иркутской области Игоря Есиповского.

Вертолет, на котором согласно официальной версии, глава региона совершал рабочую поездку - облет территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, был обнаружен в 18 километрах от поселка Листвянка (Иркутский район), в урочище Малышкино, что в нескольких километрах от поселка Большая Речка.

На борту потерпевшего катастрофу вертолета помимо губернатора находились его первый заместитель Михаил Штонда, пилот Виктор Кунов и охранник главы региона Александр Шостак.

Как сообщил исполняющий обязанности председателя правительства Иркутской области Сергей Сокол, сегодня, 11 мая, на место происшествия вылетит следственная группа транспортной прокуратуры. Там будут проводиться оперативно-следственные мероприятия, включая опознание. Создана комиссия, которую возглавил заслуженный пилот России Георгий Ячменев.

В Иркутск прибыл министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он будет курировать работу комиссии.

Пока известно, что вертолет с губернатором Иркутской области на борту разбился, когда возвращался на базу в Николу.

- Это был вертолет американского производства - "Бэлл". Машина новая, технические характеристики нареканий не вызывали. Вертолет принадлежал частному лицу, проживающегому в подмосковных Мытищах, и использовался по договоренности, - сказал Сергей Сокол.
Это последняя официальная фотография Игоря Есиповского. На параде Победы 9 мая.
Это последняя официальная фотография Игоря Есиповского. На параде Победы 9 мая.
Фото: Александр Еловский

Губернатор Игорь Есиповский вылетел на вертолете с рабочей поездкой 9 мая, ближе к вечеру. Время катастрофы пока неизвестно. Поисково-спасательный отряд добрался к месту трагедии с большим трудом.

Специальная комиссия начала работать и надеемся, что комиссия сумеет прояснить все загадки этого ЧП. А их немало.

Например, почему губернатор перемещался на вертолете некоего частного лица и кто это частное лицо. Что означает фраза "вертолет использовался по договоренности"?

Значит ли это, что поездка в выходной день носила частный характер, а если она была рабочей, то кто оплачивает аренду вертолета (обычно это не менее 30 тысяч рублей в час). И почему пока не удается обнаружить заявку на этот полет?

Наконец самые острые вопросы, которые вовсю обсуждают в Интернете. Некоторые источники утверждают, что на самом деле губернатор и его спутники летели на охоту. Однако сейчас разрешена охота на уток, а лететь на вертолете, чтобы пострелять крякв - явное излишество.

Без ответа на эти вопросы гибель Игоря Есиповского обречена на то, что вокруг нее будут муссироваться самые разные слухи. В том числе совсем не красящие областную власть. Это ЧП должно быть расследовано максимально полно, а результаты следствия доведены до жителей области.
Игорь Есиповский на параде Победы 9 мая

В настоящее время обязанности главы региона исполняет Сергей Сокол. Кандидатуру на должность губернатора Приангарья должен назначить Президент РФ Дмитрий Медведев.

ДОСЬЕ "КП"

Есиповский Игорь Эдуардович родился 28 марта 1960 года в Днепродзержинске (Днепропетровская область). В 1986 году окончил Московский авиационный институт.

С 1977 работал на Московском авиационно-производственном объединении им. Дементьева, руководил заводским комитетом ВЛКСМ,
затем был назначен вторым секретарем Фрунзенского райкома ВЛКСМ Москвы. В 1986 году был избран депутатом Фрунзенского райсовета Москвы. С 1988 года работал в Центре межотраслевых научно-технических программ.

В 1991 - 1992 годах - президент фонда социального развития России "Возрождение".

В 1992 - 2000 годы - гендиректор Российского авиафонда, созданного по указу Президента РФ для развития оборонной промышленности.

В 1999 году защитил докторскую диссертацию на тему "Концептуальные основы развития техники и технологий двойного применения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в современных условиях". Автор более 20 научных трудов в области оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Специалист по вопросам создания и использования техники и технологий двойного применения. В 2001 году назначен начальником управления Федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт".

С декабря 2005 года - генеральный директор "АвтоВАЗа". С декабря 2007 года - депутат Госдумы.

С апреля 2008 года - глава Иркутской области.
Его увлечение стало роковым

У Игоря Есиповского было три хобби. Первое - автогонки. Вместе с сыном они гоняли в основном на вазовских машинах. Во-вторых, увлекался экзотическими блюдами.

Собирал рецепты по всему миру - африканские, азиатские... Любил готовить, особенно супы. Третье хобби - охота, уделял ей время вместе с друзьями.

Именно это увлечение и стало для губернатора Иркутской области роковым. Об этом нам рассказали тольяттинские журналисты.

Разбился и первый заместитель главы области
Михаил Штонда занимался вопросами государственной и гражданоской службы.
Михаил Штонда занимался вопросами государственной и гражданоской службы.
Фото: Андрей ФЕДОРОВ

Вместе с губернатором в разбившемся вертолете погиб и руководитель аппарата губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области Михаил Штонда.

Он занимался вопросами государственной и гражданской службы, информации, связями с общественностью и национальными отношениями.

Кроме того, активно курировал деятельность комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области, департамента по обеспечению деятельности мировых судей, отдела по вопросам обеспечения конституционных прав

граждан и управления губернатора Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе.

О первом помощнике губернатора известно совсем немного. Штонда всегда был закрытой фигурой. Предпочитал не общаться с прессой, не любил фотографироваться и выступать перед камерами. Родился он в 1965 году и некоторое время работал в Москве, занимался оптовой торговлей лекарственными средствами.

Фото с места трагедии предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области.
Фото с места трагедии предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области.



Виктор Кунов.
Виктор Кунов. Фото предоставлено пресс-службой правительства Иркутской области.

Виктор Кунов, который управлял рухнувшим вертолетом, был единственным пилотом Bell-407 в Иркутске.

Вертолеты этой марки появились в Иркутске 3 месяца назад.

Когда ведущие иркутские вертолетчики узнали о том, что требуется пилот на новый для Иркутска тип вертолетов Bell-407, да еще с перспективой летать с вип-персонами, все начали предлагать свои кандидатуры. В их числе и похищенный неизвестными 3 апреля руководитель местной вертолетной компании Олег Николаевич Моськин. Но всем им было отказано.

- Вертолеты Bell-407 появились в Иркутске только 3 месяца назад.
Мы знаем, что на эту роль пилота пригласили опытного из Подмосковья, - сообщил редакции "КП" вертолетчик Сергей Шадрин. - Как принято, отправили обучаться для полетов конкретно на этой модели в американский центр. А после курсов он приступил к работе. Кроме Виктора Кунова, никто из нас на таких вертолетах никогда не летал.

О пилоте Виктору Кунову было 55 лет, он из Коломны. Все, кто его знал, в один голос говорят - настоящий герой. - Виктор Кунов ликвидировал аварию на Чернобыльской АЭС в 1986 году, - рассказали "КП" в пресс-службе администрации Иркутской области. - Пилот был награжден орденом "За службу родине" 3-ей степени. Кроме того, у пилота опыт, которому бы позавидовали многие вертолетчики: 3528 часов полетов и 330 боевых вылетов.

Александр Шостак.
Александр Шостак.
Фото: Александр Еловский

У охранника, который летел в одном вертолете с губернатором, остались дочь и сын

Семья Александра Шостака живет в Подмосковье

Вместе с губернатором Иркутской области Игорем Есиповским в катастрофе вертолета погиб один из его охранников - Александр Шостак, сотрудник военизированной охраны МВД РФ.

Александру Николаевичу было 37 лет.

Без отца остались 16-летний сын и 13-летняя дочь. Семья Александра Шостака живет в Подмосковье.


Bell 407 - лёгкий многоцелевой вертолёт. Разработан американской фирмой Bell Helicopter Textron, в качестве базового образца использовался вертолёт Bell 206L-4 LongRanger. Первый полёт состоялся 29 июня 1995 года. В 1996 году вертолёт был сертифицирован.
Bell 407 - лёгкий многоцелевой вертолёт. Разработан американской фирмой Bell Helicopter Textron, в качестве базового образца использовался вертолёт Bell 206L-4 LongRanger. Первый полёт состоялся 29 июня 1995 года. В 1996 году вертолёт был сертифицирован.

Вертолет, в котором разбился губернатор Иркутской области, был новым.

Машина американского производства принадлежала частному лицу.

Вертолет с губернатором Иркутской области на борту разбился, когда возвращался на базу в Николу. Как сообщил первый заместитель председателя правительства Иркутской области Сергей Сокол, вертолет американского производства "Бэлл" был новым. Он принадлежал частному лицу и использовался по договоренности.

Вчера представители прокуратуры не смогли вылететь на место катастрофы - не позволяла погода. Ее сотрудники совместно с МЧС прибудут на место сегодня, 11 мая.

Напомним, что губернатор Игорь Есиповский вылетел на вертолете с рабочей поездкой 9 мая ближе к вечеру. Время катастрофы пока неизвестно. Поисково-спасательный отряд добрался к месту трагедии с большим трудом.

Сейчас он находится на месте, охраняет территорию. Работа специальной комиссии начнется сегодня, 11 мая.

КОНКРЕТНО

Bell-407 - легкий, многоцелевой вертолет. Разработан американской фирмой Bell Helicopter Textron в качестве базового образца.

Использовался вертолет Bell 206L-4 LongRanger. Первый полет состоялся 29 июня 1995 года.

В 1996-м был сертифицирован. До 1999 года было построено более 300 вертолетов.

ТТХ
Диаметр главного винта, м - 10.66
Диаметр хвостового винта, м - 1.65
Длина, м - 10.58
Высота, м - 3.60
Ширина, м - 2.29
Масса, кг:
- пустого снаряженного - 1187
- максимальная взлетная - 2268
Тип двигателя: Rolls-Royce (Allison) 250C-47B
Максимальная скорость, км/ч - 268
Крейсерская скорость, км/ч - 246
Дальность действия, км - 675
Продолжительность полета, ч - 4.10
Практический потолок, м - 5696
Экипаж, чел - 1 - 2
Полезная нагрузка: 5 - 7 пассажиров или 113 кг груза на подвески.
Дело по крушению вертолета, где погиб Игорь Есиповский передали в Новосибирск

Фото с места трагедии предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области.
Фото с места трагедии предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области.

Помогать им в расследовании будут московские криминалисты

Иркутские следователи не будут вести дело по крушению вертолета Bell-407 под Иркутском 10 мая 2009 года, в котором погибли губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, его заместитель Михаил Штонда, охранник и пилот.

Расследовать обстоятельства трагедии поручили следственному отделу по Сибирскому федеральному округу Следственного комитета при прокуратуре РФ.

-Дело передано по поручению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Александра Бастрыкина, - сообщается на официальном сайте ведомства.

Для оказания практической помощи в расследовании уголовного дела, возбужденного по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), из Москвы вылетела группа криминалистов центрального аппарата Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Дмитрий Медведев назначил Сергея Сокола временно исполняющим обязанности главы Приангарья

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ о назначении Сергея Сокола временно исполняющим обязанности губернатора Иркутской области на период до вступления в должность лица, наделённого полномочиями губернатора Иркутской области.

Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте главы государства.

Вертолет, в котором летел Игорь Есиповский, был неисправным

Еще одна версия - ошибка пилота

На месте авиакатастрофы сейчас изымаются узлы и агрегаты вертолета. Назначен ряд экспертиз.

- Следствие рассматривает две основные версии причин, - сообщают РИА Новости. - Это техническая неисправность вертолета и ошибка в пилотировании.
Пока предварительные данные расследования причин крушения вертолета свидетельствуют именно об этом.

Предположительно, лопасти винта низколетевшего вертолета задели некое препятствие. Из-за чего он и потерпел крушение.

Напомним, вертолет Bell 427 на борту, которого находился губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, его первый заместитель, охранник и пилот, спасатели обнаружили в 60 километрах южнее Иркутска. По факту крушения возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 (нарушение правил эксплуатации воздушного средства) УК РФ, которая предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

По предварительному решению, погибший губернатор будет похоронен в Москве.
Дом лесника в нескольких километрах от места гибели губернатора Иркутской области

Александр, сторож угодья Черемшанка: "Игорь Эдуардович часто сюда приезжал"

Как только стало известно о гибели губернатора Иркутской области Игоря Есиповского, корреспонденты "Комсомолки" выехали на место падения вертолета в урочище Малышкино. До места назначения мы не добрались, но больше половины пути преодолели успешно.

До урочища Малышкино ведет только одна дорога, которая на границе с Прибайкальским заповедником перегорожена шлагбаумом. Это как раз приходится на заимку Черемшанка, где посреди леса стоит одинокий дом, огороженный со всех сторон забором. Сторожит угодья лесник Александр.

- Отсюда до Малышкино час езды, - сказал он. - За час до вас туда генерал Антонов (начальник ГУВД по Иркутской области. - Прим. авт.) проехал. По рации передали, чтобы мы никого посторонних за шлагбаум не пускали. А на иномарке туда все равно не пробраться.

Только уазик спасет - там горную реку форсировать надо. Кстати, Игорь Эдуардович эти места очень хорошо знал. Он вместе со своим помощником Штондой не раз сюда с проверками приезжал. Еще когда на Ангарских хуторах жил, нам доставалось от него крепко. Ругал нас за беспорядок. Говорил, что с этим надо кончать.

По словам лесника, в Малышкино, в двух километрах от которого упал самолет, сейчас народу хватает. И местному сторожу покой только снится.

Возле его небольшого домика развернулся целый штаб, куда съехалось "все областное начальство". Спасатели МЧС, руководство и сотрудники ГУВД и ФСБ всю ночь работали на месте трагического падения вертолета.

Лесник Виктор ТКАЧЕНКО: "Сначала гудел вертолет, а потом потянуло дымом"
Лесничий заповедника о крушении вертолета

- Я справа от места трагедии работаю, в Хархатае, - рассказывает лесник с сорокалетним стажем Виктор Ткаченко. - Слышал, как гудел вертолет, а вечером 9 мая, когда уже темно было, с вершины потянуло дымом. Было пасмурно, вспышки сверкали, я даже не понял откуда. И уже на следующий день вертолеты начали летать над всей территорией. От соседей узнал, что у нас тут губернатор разбился.

Сейчас на месте крушения вертолета работает оперативно-следственная комиссия, которая состоит из специалистов прокуратуры, представителей городской администрации, спасателей, транспортной прокуратуры. Они попытаются установить истинную причину крушения. Пока версий две: сильный ветер, который помешал полету, и взрыв.

Лесники тоже гадают, что могло случиться с вертолетом.

- Место, где они упали, находится примерно между ИСХИ и границей национального парка. Там территория практически не контролируется, заповедная зона заканчивается, - добавляет Виктор.

Егерь Александр Муратов трудится в урочище Малышкино, оно находится в непосредственной близости от места трагедии. С ним нам удалось связаться по рации:
- От нашего Малышкино практически рукой подать до того места, где упал вертолет.

Километров пять, не больше. Но как ни странно, мы вообще ничего не слышали и не видели. Узнали страшную весть от отряда спасателей, которые вышли сначала на нас и попросили проводить их.

Я вызвался - места свои хорошо знаю... (читайте дальше)

ОПРОС

Что будет с Иркутской областью?

Антон РОМАНОВ, депутат Законодательного собрания Приангарья:

- Ничего хорошего ждать не стоит. Кто бы ни пришел - это будет смена руководителя, и новому губернатору потребуется минимум год, чтобы вникнуть в ситуацию, изучить обстановку. Главная проблема для области - темпы развития. Кто начал быстрее и стартовал лучше, будет всегда впереди. А мы отстанем, и это чревато тем, что регион перейдет в разряд аутсайдеров.

Гавриил ФРАНТЕНКО, депутат Законодательного собрания Приангарья:

- Вряд ли кто-то сможет ответить на вопрос, что будет? Могу сказать одно: мы потеряли замечательного руководителя и хорошего человека. Это огромная утрата. Надеюсь, что команда, которую сформировал Игорь Есиповский, останется работать в Иркутской области, потому что это сильная и трудоспособная команда.

Юрий ПРОНИН, политолог:

- В последнее время губернаторы в Иркутской области меняются довольно часто. В результате: регион с огромным экономическим потенциалом развивается не самым лучшим образом. Что касается кандидатур на должность главы региона, то они не изменились со времен назначения Тишанина, а затем Есиповского.

Из местных по-прежнему можно назвать сенатора Валентина Межевича и депутата Госдумы Виталия Шубу. Также обсуждаются кандидатуры Ивана Миронова, вице-губернатора Самарской области, руководителя землячества "Байкал" в Москве и сенатора от Иркутской области Дмитрия Мезенцева. В любом случае кандидата назовет Президент РФ.

Светлана ДОМБРОВСКАЯ, начальник Управления культуры Иркутска:

- Как только я узнала о трагедии, мне стало беспокойно. Игорь Есиповский отличался позитивным отношением к происходящему. Юбилей Иркутска он воспринял как личное дело. В решении проблем с подготовкой к 350-летию принял непосредственное участие. И это вселяло в нас оптимизм.

Сейчас готовится постановление Президента РФ о выделении федеральных средств на реализацию юбилейных проектов, и это личная заслуга губернатора Есиповского. Иркутск занимал огромное место в судьбе Игоря Эдуардовича, несмотря на такое недолгое его пребывание здесь. И сейчас очень хочется, чтобы результаты нашей совместной работы не пропали даром, ведь жизнь продолжается.
Версий крушения вертолета в Иркутской области нет!

Версий крушения вертолета пока нет и быть не может

Заявил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Георгий Ячменев.

Сегодня рано утром техническая комиссия прибыла в Иркутск, чтобы расследовать причины авиакатастрофы, в которой погибли губернатор Приангарья Игорь Есиповский, его первый заместитель Михаил Штонда, охранник главы региона и пилот. В составе комиссии специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Ространснадзора, Росаэронавигации, представители сертификационного центра и Росгидромета.

- Все аспекты, связанные с этим полетом, должны быть рассмотрены. Разработчику вертолета направлено уведомление. Министр транспорта РФ Игорь Левитин будет координировать работу различных служб и ведомств, - отметил председатель комиссии Георгий Ячменев.

Члены комиссии побывали на месте авиационного происшествия. Уже начали собирать части вертолета. С места катастрофы все фрагменты доставят в Иркутск, где их детально изучат.

- Техническая комиссия отработала в Иркутске первый день, и пока нет и быть не может никаких версий крушения вертолета, - заявил вчера Георгий Ячменев.

Кому принадлежал вертолет Bell, он не сказал.

- Помнил, да забыл. Столько фамилий звучало. Знаю только, что он из Москвы, - сообщил заслуженный пилот России.

Георгий Ячменев подчеркнул, что работа комиссии продлится не менее 15 дней, причем 2 - 3 дня специалисты будут находиться на месте крушения, а затем продолжат работу в Иркутске.

- Сейчас выясняется, была ли эта модель вертолета оснащена бортовыми самописцами. Больше пока ничего сказать не могу, наберитесь терпения, - посоветовал Ячменев.
Между тем, уже известно, что тела погибших в катастрофе доставлены в Иркутск. После опознания жители Приангарья смогут проститься со всеми, кто находился на борту вертолета. Затем тела перевезут в Москву, где и состоятся похороны.

СПРАВКА "КП"

Кого еще сгубили вертолеты

Игорь Есиповский, к несчастью, не первый в скорбном списке высоких чиновников, которые погибли при крушениях вертолетов. Один-два таких примера можно было назвать совпадением. Но похожих случаев становится все больше. Видимо, пора делать выводы: то ли вертолеты в России в безобразном состоянии, то ли летают на них чиновники слишком часто, то ли не тем пилотам доверяют управление. Впору задаться вопросом: контролирует ли хоть кто-нибудь такие перелеты? Слишком уж много трагедий...

28 апреля 2002 года вертолет Ми-8, в котором находился губернатор Красноярского края Александр Лебедь, столкнулся с опорой ЛЭП недалеко от поселка Ермаковское и упал. Погибли 8 человек, в том числе губернатор и другие чиновники.

27 августа 2003 года на Камчатке в катастрофе вертолета Ми-8 погиб губернатор региона Игорь Фархутдинов. Вместе с ним погибли еще 13 пассажиров и членов экипажа.

9 января 2009 года. После 3 дней поисков обломки вертолета обнаружили в районе горы Черная в 90 километрах от поселка Акташ в горном Алтае. На борту были 11 человек, выжили четверо. Среди тех, кому повезло, - заместитель председателя правительства Республики Алтай, полномочный представитель республики в Москве Анатолий Банных. В числе погибших - полпред Президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.

ВЕРСИЯ

Пилотов должно было быть двое

Вчера в Иркутске до позднего вечера заседала специальная комиссия. Представители прокуратуры, МЧС и чиновники обсуждали версии случившегося. Первые выводы обещают озвучить сегодня. Окончательную причину назовут после тщательного анализа узлов и агрегатов вертолета, а также исследования "черных ящиков".

Между тем в Интернете активно обсуждают две гипотезы: неисправность вертолета и ошибка в пилотировании. На сайтах говорят, что косвенной причиной катастрофы могло стать то, что вертолетом Bell-407 должны управлять два пилота, а не один. Между тем второго пилота в кабине не было.

http://kp.ru/daily/24290/485833/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован