17 ноября 2005
2549

Петр Волостригов: Власть должна любить своих граждан. И тогда у нас все получится

Такое мнение в интервью газете "Союзное вече" (No27(85) 17-23 ноября 2005 года) высказал член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания по конституционному законодательству Петр Волостригов.

- Петр Станиславович, в Совете Федерации Федерального Собрания Вы представляете Думу Ханты-Мансийского автономного округа. Расскажите, пожалуйста, о реальных результатах сотрудничества между Югрой и Беларусью.
- Мне будет интересно отвечать на этот вопрос. Дело в том, что моя теща родом из Беларуси, с Гомельщины. Поэтому я неоднократно посещал Республику Беларусь не только по служебным делам и знаком с жизнью белорусов не понаслышке. У меня есть возможность сравнивать российский и белорусский уровни социально-экономического развития. Я всегда интересовался темой союзного строительства и Беларусью. В октябре 2004 года Совет Федерации принял решение об изменении состава депутации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской делегации Российской Федерации в Парламентском Собрании. Я с радостью стал союзным парламентарием. Не только братские чувства к белорусскому народу взыграли во мне тогда. Это не было простым любопытством. Я выразил желание стать депутатом Парламентского Собрания, потому что белорусы очень активно работают в Ханты-Мансийском автономном округе.
Стоит отметить, что сотрудничество Югры и Беларуси имеет давнюю историю. Один из красивейших городов округа, Лангепас, был заложен белорусскими строителями. В марте 1980 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление "О неотложных мерах по усилению строительства в районах Западно-Сибирского нефтегазового комплекса". Белорусской ССР поручалось соорудить в Нижневартовском районе Тюменской области поселок для нефтяников. В августе 1980 высадился первый десант белорусских строителей. Активная работа по возведению производственной базы и жилья началась уже в декабре. Люди жили в балках и вагончиках. Именно тогда был образован первый поселок. Его назвали Пионерный. Он-то затем и перерос в город Лангепас.
В настоящее время много объектов возводится в г. Белоярском. Можно сказать, что стараниями главыг.Белоярского Сергея Петровича Маненкова, в районе белорусские строители являются основными подрядчиками в районе. Результаты их работы представляют пример того, как можно строить дешево и добротно. Я знаю, что многие в регионе очень довольны работой белорусов. В преобразовании городской среды округа приняли участие известные белорусские архитекторы Валерий Лукомский и Александр Осиненко, витебский скульптор Иван Казак.
В Ханты-Мансийском автономном округе проживает большая и хорошо организованная белорусская диаспора. Пример тому- деятельность региональной национально-культурной автономии "Белорусы Югры", объединяющей общественные организации разных городов округа.
Развитию сотрудничества между Югрой и Беларусью непосредственное внимание уделяет губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко. В частности, в июне 2001 года состоялся его визит в Республику Беларусь. Были подписаны протоколы о намерениях между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа Российской Федерации и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, Минским городским исполнительным комитетом, Министерством промышленности Республики Беларусь. После этого белорусские предприятия стали активно продвигать свою продукцию на рынок автономного округа. Представители "Белшины" и Оршанского мясокомбината провели деловые переговоры в Сургуте и Нижневартовске. Белорусская торгово-промышленная палата подписала соглашение о сотрудничестве с Сургутской торгово-промышленной палатой. С мая 2003 года в г. Сургуте успешно работает Торговый Дом "Белоруссия".
Нельзя не сказать и о взаимовыгодном сотрудничестве нефтегазодобывающих компаний Ханты-Мансийского автономного округа с предприятиями Республики Беларусь. Я имею в виду ООО СП "Черногорское", ОАО "Сургутнефтегаз".
Несмотря на то, что наши регионы находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга, можно говорить о полноценном взаимовыгодном сотрудничестве, крепких и динамично развивающихся связях Югры и Беларуси. Считаю, что, став депутатом Парламентского Собрания, я смогу лучше способствовать расширению культурных, деловых, экономических, политических связей Ханты-Мансийского автономного округа с симпатичной мне республикой, имя которой- Беларусь.

- В 2006 году уже можно говорить о десятилетии союзного парламентаризма. Для кого-то 10 лет- слишком большой срок, для других- нет. Как Вы оцениваете работу депутатского корпуса Союзного государства за этот период? Можно ли говорить о своеобразном рубеже союзного строительства?
- Сделано столько, сколько сделано. Ни много, ни мало. Именно столько, сколько было возможно сделать. Анализируя условия, в которых в конце 90-хгг. XX века находилась Россия и Беларусь, начинаешь понимать, что не было объективных возможностей для детализации процесса создания Союзного государства. В то время Россия решала свои конкретные социально-экономические проблемы. Сначала нужно было разобраться у себя дома, решить, куда двигаться дальше. С другой стороны, и у белорусов были свои собственные проблемы. Беларусь впервые обрела статус суверенного государства. Следовало осознать принципы и основы собственной государственности. Вековое желание российского и белорусского народов жить вместе, к сожалению, тормозилось различием в подходах к строительству Союзного государства. Сейчас эта пена сошла. Теперь есть возможность трезво взглянуть на результаты российско-белорусской интеграции. В России и Беларуси наблюдается определенная политическая и экономическая стабильность. Думаю, на сегодняшний день наши страны объективно готовы к созданию полноценного Союзного государства. Развеялись определенные иллюзии со стороны российской и белорусской политических элит. Многие искренне полагали, что без настоящих друзей, имея хорошие материальные, интеллектуальные, природные или людские ресурсы, можно легко достичь уровня жизни стран Западной Европы или Соединенных Штатов Америки. Но этого не случилось. Понимание того, что мы, как говорится, обречены жить вместе, пришло не сразу. Это был очень болезненный процесс. К примеру, многие наши друзья по социалистическому лагерю из стран Восточной Европы, вошедшие в состав Европейского Союза, сегодня вновь явно изменили свое отношение к России. У них появилось желание снова дружить и сотрудничать с нами. Просто оказалось, что в ЕС их никто не ждет, их продукция никому не нужна, а для старых членов они- нежелательные конкуренты...
Я сторонник Союзного государства. Отрадно, что, наконец-то, в процессе подготовки проекта Конституционного Акта Россия и Беларусь выходят на финишную прямую. Безусловно, у депутатов двух стран еще много работы по унификации российского и белорусского законодательств. Есть различия и в моделях экономического развития. Все эти проблемы необходимо решать совместными усилиями. При наличии искреннего желания создать Союзное государство и политической воли мы обязательно справимся с этой задачей. Я надеюсь на это и думаю, что так и будет.

- А чем для Вас как политика, депутата Парламентского Собрания интересны прошедшие 10 лет? Как шли Россия и Беларусь навстречу друг к другу?
- В течение этих лет можно было сравнивать пути развития, по которым идут Россия и Беларусь. Россия выбрала неолиберальную модель, в которой либерализма было даже больше, чем во всех вместе взятых развитых капиталистических странах. Был принят на веру тезис о том, что рынок все сам отрегулирует. За это, как вы помните, пришлось потом долго расплачиваться. Беларусь же продемонстрировала "мужицкую" хватку, заключающуюся в желании сначала семь раз подумать, а уж потом отрезать. Главное- не ухудшить положение народа. Это качество белорусов мне очень сильно импонирует. Это своеобразная сермяжная правда жизни, когда ничего не принимается на веру.
Президент Беларуси не ставит задачу удвоить ВВП. Это делается само по себе. Темпам экономического роста республики может позавидовать не только Россия, но даже и некоторые европейские страны. Из стран СНГ наиболее динамично развиваются Беларусь и Казахстан. Я согласен, что в некоторых аспектах формирования рыночной экономики Россия обогнала Беларусь. У нас прошла приватизация, существует развитый крупный бизнес. Но, к сожалению, в России почти нет малого и среднего бизнеса. А это- основа любой экономики, главный источник поступления налогов. Вся критика белорусского пути экономического развития, собственно, направлена против государственного регулирования рыночной экономики. Продукция белорусской промышленности и стабильный экономический рост свидетельствует о том, что и россиянам в чем-то следует брать пример с Беларуси. К тому же, и в России многие давно говорят о необходимости усиления роли государства в экономике. Эти различия между нашими странами дают возможность обменяться богатым накопленным опытом и взять друг у друга самое лучшее. Среди россиян и белорусов очень много толковых, умных людей. Мне нравится работать в составе Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту. На ее заседаниях я понимаю, что разговариваю, спорю, ищу решения проблем с профессионалами высочайшего класса. Это не может не радовать.

- Раз уж Вы заговорили о своей работе в профильной комиссии Парламентского Собрания, можно ли узнать Ваше мнение о возможности соответствующих изменений в конституциях России и Беларуси после принятия Конституционного Акта Союзного государства? Вы являетесь заместителем председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания по конституционному законодательству и, следовательно, имеете свой собственный профессиональный взгляд на эту проблему.
- Об этом можно говорить только после окончательного принятия документа. Но я думаю, что, безусловно, будут изменения в российском и белорусском законодательствах. Возможно, это коснется и определенных статей конституций России и Беларуси. Не исключаю, что со временем может произойти и корректировка системы местного самоуправления. Сейчас можно только гадать, что будет. Главное- чтобы, действительно, Конституционный Акт Союзного государства был принят.

- Ускорение работы над Конституционным Актом свидетельствует об активизация союзного строительства? Это означает, что Россия и Беларусь, наконец, осознали объективную необходимость создания Союзного государства?
- Я скажу ключевую фразу- умные люди должны уметь договариваться. Европейские страны, несмотря на огромные различия, сумели это сделать и стали объединяться. Даже в Латинской Америке пошли по пути создания своеобразного латиноамериканского союза. Страны же СНГ пытаются строить границы и таможни между братскими республиками, которые были в одном государстве. "Надуваются щеки", демонстрируются непонятные амбиции. У нас нет альтернативы добрососедским отношениям и единению наших народов. Мировые геополитические реалии таковы, что кроме друг друга мы никому не нужны. Я не говорю о создании нового СССР. Это уже пройдено. Будет принципиально новый союз государств. Интеграция будет способствовать взаимовыгодному использованию народно-хозяйственных комплексов наших стран. В чем заключалась трагедия бывших советских республик СССР, неразрывно связанных друг с другом миллионами нитей? Да просто республиканским элитам захотелось быть царями. Необходимо преодолеть все эти амбиции и думать о том, как улучшить жить своих граждан. Власть должна любить людей. И тогда у нас все получится.

- Союзному парламентаризму скоро исполнится 10 лет, российскому- 100. Это в десять раз больше. Каковы, на Ваш взгляд, итоги российского парламентаризма? Каковы его основные характеристики?
- Это очень серьезная тема для разговора. О ней можно говорить долго. Но ясно одно- факт того, что император Николай II дал России возможность создать представительный и законодательный орган, так до конца и не был осознан и по-настоящему оценен потомками. Это дало толчок развитию российского законотворчества. Да, в российской истории были и народное представительство, и вече. Но то, что стало возможным сто лет назад, сыграло огромную роль в формировании полноценной российской государственности. История парламентаризма в России всегда была непростой. Можно вспомнить судьбу дореволюционных дум, события 1993 года. Да и сейчас нельзя еще говорить о полном балансе законодательной и исполнительной властей в России. Для бесконфликтного и стабильного развития нашей стране необходимо отрегулировать "систему сдержек и противовесов". Только при балансе властей, их согласованной работе возможно создание гражданского общества. Вместе с тем, существующая система российского парламентаризма дает повод для оптимизма. Конечно, по сравнению с западным опыт отечественного парламентаризма невелик. Поэтому в этом вопросе к нам нельзя предъявлять высокие требования. Думаю, мы очень скоро придем к тому, что российский парламент станет настоящим выразителем чаяний народных масс, представляющим все слои населения. Мы стоим в начале большого и долгого пути и кропотливой работы.

17.11.2005
http://www.volostrigov.ru/news.html?id=166
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован