01 июля 2004
2865

Петр Волостригов: Судьба людей - это не игра с матрешкой

Вчера в Тюменской областной Думе рассматривали два проекта будущего договора о разграничении полномочий между региональным центром и автономными округами. Эта северная территория даже на фоне России является уникальной по своим масштабам, запасам природных богатств, а главное - по сохранившим в неприкосновенности свою культуру сразу нескольким этносам. На территории области расположены два автономных округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.
Проект договора, внесенный округами, предлагает сохранить статус-кво до 2007 года. Тот, что внесен несколько дней назад губернатором, передает десяток несущественных полномочий автономиям, а жизненно важные - в ведение области. Финансирование округов будет осуществляться в виде субвенций из консолидированного бюджета.
Как видим, проекты взаимно исключают друг друга, и примирения в виде какого-либо "согласования" меж ними невозможно. По сути депутаты выбирали вчера: будет сделан первый шаг к ликвидации округов или нет? Можно, правда, заменить это политкорректным "слияние" - ухо не так режет, но смысла не меняет.
На карте страны всего несколько регионов имеют подобные так называемые "вкрапления" или "включения", которые напоминают собой русских матрешек. Но даже и в этом ряду Тюменская область стоит наособицу. Во-первых, у нее в составе сразу два автономных округа, во-вторых и главных, они значительно превосходят даже каждый в отдельности свой центр по всем параметрам. Например, в Читинской области бурятский Агинский островок имеет площадь 19 тысяч квадратных километров и насчитывает около 70 тысяч населения. Он буквально затерялся в огромной, более 430 тысяч квадратных километров территории Забайкалья с его миллионом жителей. Но даже там категорически обе стороны выступают против объединения!
Здесь же ситуация принципиально иная. Если взглянуть на карту страны, то сразу бросается в глаза: за огромным Ямалом втором "вагоном" следует Ханты-Мансийский округ, а уже за ним цепляется юркая "дрезина", которая, собственно, и является Тюменской областью (местные называют ее "югом"). Уж если на то пошло, то это "юг" надо присоединять к Ханты-Мансийскому округу - это было бы логично во всех отношениях!
Сложные процессы пошли в стране. Опасны они или полезны? Какими могут быть результаты? Что ждет Россию? Об этом корреспондент "РК" беседует с членом Совета Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа Петром ВОЛОСТРИГОВЫМ.

Планы ЦРУ - в жизнь?!
- Я посмотрела на карту страны и немного испугалась: если объединить эти три территории, то возникает некий супермонстр. Который словно клещами перехватывает Россию пополам и разламывает ее на два куска! Причем ширина "коридора" такая, что даже так называемая "санитарная зона" из полосы государств, отгораживавших и надежно прикрывавших Европу от молодой Советской республики, теряется на ее фоне.
В последние дни зазвучали заявления красноярского губернатора Александра Хлопонина, который также вознамерился бороться за объединение края со своими округами. Тогда и вовсе два сибирских ханства перерубятРоссию, еще дальше пошлют Дальний Восток... Неужели это становится реальностью ?

- Наш Ханты-Мансийский округ имеет более 530 тысяч квадратных километров и 1,5-миллионное население. Ямало-Ненецкий - еще больше, 750 тысяч квадратных километров. Итого в сумме Тюменская область (то есть, юг и два округа) будет иметь 1,4 миллиона квадратных километров. Да Красноярский край, если планы станут реальностью, будет иметь почти 2,3 миллиона квадратных километра.
Правильно, получается, как вы сказали, супермонстр посреди России. С такой огромной площадью, населением. То же самое можно сказать и про Красноярский край - тоже получается самодостаточная территория, тоже полностью дублирует раздел страны- от Ледовитого океана до южной границы России. Допустим, соединили область, край, и что из этого получается?

- Губернатор Собянин - почти царь, губернатор Хлопонин - еще один почти царь...
- И говорят, так нужно, чтобы сохранить симметричность федерации и упростить управляемость ею.
А в центре, в европейской части страны, - микрообласти, их с десяток тогда можно объединить в одну кучу? Так что если есть зуд крупного домостроения, гипотетически реальный вариант - области в средней полосе. Все население русскоязычное, аналогичные системы управления, они связаны дорогами и прочими коммуникациями. Есть разница в развитии? Вот к сильной области и присоединить одну - две слабые. Понаблюдать, что получится... Но там - молчок.
Так кому это нужно в действительности?

Искать, кому выгодно, и не сдаваться
- Хотя Ленин и подвергнут нынче государственному остракизму, но стоит вспомнить его выражение: политика - это концентрированное выражение экономики. Французы первопричину всего и вся видят в женщине, в новой России политики давно уже мобилизованы на службу Капитала, и в основе всяких политических подвижек следует искать прежде всего деньги, очень большие деньги. Так с точки зрения экономической, кому это может быть выгодно, кому нужны этакие супермонстры?
- Уникальность Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округа заключается в их природном богатстве. На нашей территории добывается более 60 процентов всей российской нефти, округ занимает первое место по выработке электроэнергии. Ямал является признанным безальтернативным лидером по добыче газа. На нашей территории работают крупнейшие нефтяные и газовые компании - ЛУКойл, ЮКОС, ТНК, Сибнефть, Сургутнефтегаз...
Нефтедобыча влечет за собой большой ущерб окружающей среде. Теперь предположим, что эти бизнесструктуры перенацелят на другой регион. Получается, что "прелести" нефтедобычи будем испытывать мы, те люди, которые живут в округе, а деньги будут уходить в другое место, другой регион. Который что-нибудь когда-нибудь нам будет подавать. А нефтяным компаниям развязаны руки...
Не говоря уже о самом главном: точка роста российской экономики как раз в динамичном развитии нефтегазодобычи. Но вы же понимаете, насколько привлекательно выглядит мысль обособить кусок земли российской, а потом его недрами, не торопясь и распорядиться на свое усмотрение. Поэтому подвергать какому либо риску наши два региона, два округа даже не безответственно - это преступно по отношению к России.
Ведь в конечном счете экономика страны - это те деньги, которые поступают в ее казну, федеральный бюджет, и затем распределяются по всей территории. 40 процентов поступлений в него идут из северных территорий. И если есть угроза тому, что этих денег станет в какой-то момент меньше из-за наших непродуманных действий, то об этом стоит задуматься.

Капиталистическая наука управлять
- Говорят, что управляемость страной слабая, и ее надо менять. Правда, здравый смысл подсказывает, что экспериментируют обычно на тех, кого не жаль, и не в промышленных масштабах... Ведь Тюменская область бывала единой, и не так уж давно. Выявились страшные минусы ее разделения? Новая "вертикаль" областного размера повысит управляемость и прочую "дойность", улучшит жизнь сибиряков?
- Управление, как и любая другая наука имеет свои параметры. Тюмень находится от нашего округа на расстоянии тысячи километров. Ямал - еще дальше, около 1,5 тысячи километров. Недаром область поделили в 1992 году, не от хорошей ведь жизни - именно для лучшей управляемости. Объективно ведь такой громадой управлять было невозможно!
В округах нам удалось установить эффективный и жесткий контроль - экологический, налоговый и так далее. То есть, создана отлаженная система управления. И теперь ее предстоит ломать?
Не раз, правда, пришлось уже слышать, что по науке управлять полсотней субъектов федерации легче, чем 89-ю. Теоретически, да. Но если вспомнить о геополитическом положении страны, о размерах регионов... Давайте попробуем на "малышах" под боком у столицы.

- Не говоря уже о том, что почему-то все говорят, как трудно управлять, но никто при этом ни разу не задался вопросом: а как же жить?
- Да, как жить людям? Как жителю округа добраться до той же самой Тюмени за полторы тыщи километров для решения своих проблем? В законе прописано, что ритуальные услуги, например, должны быть в ведении краев и областей, в состав которых входят автономные округа. Абсурдность некоторых положений этого закона была видна невооруженным глазом! Каким образом это будут исполнять края и области для меня загадка.

- Так есть плюсы объединения?
- Вот-вот, ради чего весь сыр-бор? Если бы хоть кто-нибудь объяснил мне эти будущие плюсы. Никаких расчетов вообще и относительно того, что мы будем жить лучше, в частности, нет! Я не знаю, они вообще ведутся?
Любая реформа должна быть просчитана и должна как минимум быть выгодна народу. Я участвовал в парламентских слушаниях, где обсуждались вопросы укрупнения субъектов РФ. Вот пермский депутат говорит, что у них в разы увеличится инвестиционная привлекательность, якобы, границы между округом и областью препятствовали свободному передвижению товаров, услуг... Не было единого экономического пространства, поэтому инвесторы не хотят идти в область, в округ. И теперь эта самая привлекательность у них в 20 раз увеличится.
Откуда? Один из ученых правильно тогда сказал: если границы являются основным препятствием для экономического роста, давайте сделаем один субъект федерации, который и будет называться Единая Россия, и заживем припеваюче. Только вот ведь вопрос: та же Пермская область имеет несколько глубоко депрессивных районов и не может выправить их. так куда ей еще одна головная боль - огромный округ с неразвитой инфраструктурой? О каком качестве жизни там можно будет говорить?
Я просил разработчиков закона: назовите хоть один плюс укрупнения регионов? Он мне одной фразой ответил: в выравнивании бюджетов субъектов федерации.

Конституция, конечно, основной закон...
- С передачей основных полномочий округов де-факто упраздняются и ваши парламенты. И хотя Конституция РФ утверждает равенство всех субъектов, на деле ваш "юг" станет более равным. Что же будет с вашими законами?
- Хороший вопрос. Но ответить, что будет с теми 700 законами, которые приняла наша Дума, я вам не могу. Да и вряд ли кто другой это сможет сделать. У нас в Конституции не прописано, что существует вертикаль законодательной власти, и законодательные органы не наделены правом передавать исполнение своих полномочий никому.
Но предугадать нетрудно. Раз у нас отберут деньги в общий бюджет, то законы тут же и отомрут, как потерявшие свою обеспеченность. Это значит, что перестанут действовать те льготы, которые сейчас введены на территории округа - надбавки к пенсии, например. Сейчас они пусть немного, но превышают минимальный прожиточный минимум, теперь станут "унижать" его. То есть система социальной защиты будет пробита большими дырами.
У нас работает сейчас всего почти 40 социальных программ - по замене ветхого жилья, ликвидации фенольного жилья (раньше строили его из таких материалов, которые выделяют фенол, пагубно действующий на организма человека), помощи ветеранам труда, детям Югры...

Сухой остаток
- И что мы имеем в сухом остатке?
- Жизнь людей никто не смеет сделать хуже! Об этом твердо говорит наш президент, и так должно быть. Любая реформа имеет право на осуществление только, если она может помочь, украсить условия жизни. И главное - мы обязаны считаться с мнением людей. Опрос, недавно проведенный в обоих наших округах, показал: 75 процентов населения против ликвидации автономии и ущемления их прав.
Не стоит забывать собственную историю - однажды советская власть уже гнала железной рукой человечество к счастью...

01.07.2004
http://www.volostrigov.ru/news.html?id=111
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован