Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
19 марта 2018
1725

Неизбежность перехода к мобилизационному сценарию развития России до 2025 года

Main 19032018 1

 

Будущая война станет представлять собой столкновение информационных технологий
с помощью которых и против которых будут наноситься «информационные удары»[1]

В. Буренок,
Президент РАРАН

 

История России периодически возвращается к таким периодам, когда политической власти приходится мобилизовывать все национальные ресурсы в интересах выживания народа и сохранения государства. Эти периоды повторялись в истории народа на протяжении всей известной истории существования государства – от мобилизационного рывка к единому государству князя Олега, создания Московского государства Иваном III и его оформление Иваном IV, продвижением на запад, юг и восток при Петре I и Екатерине II, наконец, при мобилизации, проведенной в 30-е годы И. Сталиным.

Каждый раз расширение границ России было:

– вызвано внешней угрозой (хазарами, печенегами, половцами, Ордой, немецко-литовской агрессией, которую сменила угроза Западной Европы и США);

– причиной для неизбежных изменений в военной организации русского государства, требовавшей повышения эффективности управления и консолидации ресурсов;

– нередко нежелательными действиями, носившими часто вынужденный характер (раздел Польши, продвижение в Закавказье и в Средней Азии со стороны российской власти.

Аналогичная ситуация возникла перед Россией в начале ХХI века, когда после уничтожения ОВД и СССР Россия вновь оказалась перед лицом очевидной и масштабной угрозы со стороны  коалиции стран, входящих в западную ЛЧЦ.[2] Стремительное нарастание этой внешней угрозы и невозможность развития России в течение ряда десятилетий развиваться аналогичными темпами, как у большинства успешных государств нашего времени[3], диктуют необходимость принятия неизбежного и достаточно радикального политического решения о смене существующей инерционной  модели развития России в пользу «мобилизационной» модели, вероятнее всего, в ее наиболее «оптимальном», мобилизационно-рыночном, но долгосрочном варианте. Как минимум, по аналогии с китайским вариантом, до 2050 года[4].

Этот шаг предполагает политический выбор, изменение не только (так и не сложившегося формально к 2018 году) целеполагания,  создание реальной системы стратегического прогнозирования и планирования, но и, главное, создание практику принятия и реализации решений. Того, чего не делалось в должной мере в предыдущие десятилетия[5].

В январе 2018 года  нефть марки Brent пробила отметку 70$ за баррель. Впервые с декабря 2014 года. При этом курс рубля попытался было вновь отыграться на долларе, но не смог, так как российский Минфин объявил, что весь следующий месяц он начнет усиленно скупать «зеленый» на рынке и тем самым не даст рублю сильно укрепиться. А еще за день до этого он же сообщил, что у России Резервного фонда больше нет: закончился…

Итак, событий случилось так много, что в них надо разобраться. Иначе голова может пойти кругом.

Вообще, если верить российской оппозиции, как системной, так и несистемной, цена на нефть для России – это всегда плохо. Нет, я не пропустил слово. Любая цена на нефть – это плохо. Когда черное золото штурмовало рекордные вершины (дороже 100 $ за баррель), это было плохо потому, что сажает страну на нефтегазовую иглу.

Итак, когда цены высокие, это плохо. Но, по мнению «оппозиции», не менее плохо для России и падение цены на нефть ниже плинтуса. Тогда они начинают стращать население, что денег нет и все будет еще хуже. Это лишний раз подчеркивает убогость и однообразие их мышления, которое как раз и вращается вокруг нефти, газа и цен на них. По-другому они не умеют думать. И невдомек им, что именно поэтому они и оказались на помойке истории. Не могли не оказаться. Между тем разрушить миф о том, что нынешнее руководство России связывает будущее страны с ее нефтегазовыми богатствами, очень просто. Достаточно взглянуть всего на один график[6]:

Розовая линия отображает среднюю цену за баррель нефти. Синяя линия – ВВП России, выраженный также для удобства в долларах. Примечательна на графике вторая половина 2012 года. Еще нет санкций, еще нефть котируется высоко, но ВВП России начал расти заметно быстрее, чем нефтяные цены. А это как раз и говорит о том, что уже с этого момента стали заметными результаты системной перестройки российской экономики. Именно результаты, так как сама эта работа проводилась много раньше.

Что было в том плане В. Путина, который лежал у него в столе в момент вступления в должность почти 20 лет назад, возможно, мы когда-нибудь узнаем. Но уже сейчас можно оценить результаты его реализации. Да, именно тогда, когда экономика страны уже лежала в руинах после власти «реформаторов», все и было задумано, а затем с трудом и ломкой для страны реализовано на практике (пока еще не до конца).

А для нефти и газа в этом плане была прописана роль источника финансирования большого рывка. Точно так же как во времена Иосифа Сталина для большого рывка СССР были использован золотой фонд Российской империи и… природные богатства. Именно на них Союз приобретал критически необходимые для этого технологии и оборудование. В России происходило то же самое, только вместо золота церквей, лесов и других богатств Путин ввел экспортные пошлины на нефть. А на полученные от этого деньги сегодня фактически перезапускается экономика России.

Кстати, золотой запас России при В. Путине вырос почти в пять раз.

И вообще, как-то странно слышать сегодня о погружении в нефтегазовую зависимость российской экономики – на фоне поставок российской техники в Германию и фактическом нокдауне, в который отправил своих западных конкурентов за последние годы российский «Росатом» и т.д. Да, не все еще в России происходит так, как хотелось этого хотелось бы ее гражданам, но ведь и при Сталине не все сразу пошло так, как хотелось. Верно? Важно, что движение идет в нужном направлении и с ускорением.

Остается вопрос: а хватит ли первоначального ресурса для окончания этого самого путинского рывка?

А что там у нас с резервами

Обычному смертному разобраться с калейдоскопом событий вокруг российских золотовалютных резервов без 100 гр. трудно. Да что там без 100 гр., без пол-литра, наверное, не обойтись. Резервный фонд испарился, резервы растут. Что происходит, кто объяснит?

Во-первых, надо понимать, что задача любого правительства – обеспечить устойчивое и планомерное развитие экономики страны. Как мы увидели выше, Россия уже давно, пусть об этом и не заявляется громогласно, перешла к плановому развитию. Отрасли ее экономики развиваются в соответствии с большим планом реорганизации экономики страны в целом.

По очень схожей китайской модели. А отличия между Китаем и Россией есть, и они обусловлены различными начальными условиями и… различными конечными целями.

Именно поэтому мы видим, как за 10 лет фактически преодолена зависимость России в продуктах питания. Также мы видим, как воссоздаются целые утраченные отрасли народного хозяйства: судостроение, авиастроение, электронная промышленность и другие, в том числе и новые кластеры народного хозяйства.

Российские специальные фонды изначально и создавались, чтобы развитие экономики страны шло не рывками, а в соответствии с планом (это важно для устойчивости, и это на сегодня очень большая проблема Китая). Резервный фонд предполагалось использовать в «тощие годы», а Фонд национального благосостояния – это фактически деньги российских пенсионеров. А потому нет ничего удивительного, что с конца 2014 года первый стал основным буфером, позволившим России продолжить двигаться в выбранном направлении, несмотря на ставший резко негативным внешний фон.

Сегодня население России пугают, что с исчерпанием Резервного фонда бюджет страны разбалансируется, и это станет началом конца. Нет, не станет. Уже в 2017 году для финансирования бюджета были использованы всего 17 млрд. долларов (правда, последние). А это много меньше, чем в 2015–16 гг. Причем перспективы на 2018 год очень хорошие ввиду того, что… цены на нефть выросли, и от этого начали расти российские золотовалютные резервы (на более чем 50 млрд. долларов за прошедший год).

Неужели мы вернулись в начало и пришли к тому, с чего начали: не будь роста цен на нефть, Россия провалилась бы в экономическую пропасть?

На самом деле нет. Дело в том, что отскок нефти был неизбежен. Мировая экономика давно стала глобальной, и без перехода ее на новый энергетический уклад (именно энергетический) долгой низкой цены не традиционные источники энергии быть не может. Их потребление стабильно опережает скорость добычи, а значит, цены на них могут только расти. Любое длительное падение цен грозит обернуться глобальной экономической депрессией, по сравнению с которой кризис 2008–10 гг. покажется цветочками.

Но даже на этот случай руководство России имеет свой план действий. И судя по всему, ключевое слово этого плана – автаркия[7]. (Автаркия – система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот).

Как мы понимаем, полное закрытие страны от внешних рынков сегодня невозможно. Но это и не нужно. А нужно сделать так, чтобы внешние факторы не могли критически воздействовать на экономику страны. И если смотреть на действия руководства России под этим углом, то все становится на свои места. А это значит, что, какой бы ни была в будущем стоимость нефти, это не сможет сильно отразиться на экономике России. Случись это «недоразумение», будут просто немного скорректированы планы на будущее, и всё.

В частности, такой подход предполагает обязательную подготовку и координацию основных документов стратегического прогнозирования и планирования, которые (как в случае со Стратегическим прогнозом от 2016 года) готовит МЭР и Минфин.

Целесообразно в этой связи напомнить еще раз основные 7 положений Статьи № 11 ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 2014 года[8]:

1. Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

2. Координация разработки и реализации документов стратегического планирования осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по вопросам, находящимся в их ведении.

3. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:

1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания, к которым относятся:

а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, к которым относятся:

а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

б) стратегия пространственного развития Российской Федерации;

в) стратегии социально-экономического развития макрорегионов;

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:

а) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

б) стратегический прогноз Российской Федерации;

в) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

г) бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;

д) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

4) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

а) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации;

б) государственные программы Российской Федерации;

в) государственная программа вооружения;

г) схемы территориального планирования Российской Федерации;

д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

4. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся:

1) документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания, – стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

2) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования, к которым относятся:

а) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

б) бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

в) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;

3) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования, к которым относятся:

а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

б) государственные программы субъекта Российской Федерации;

в) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

5. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальная программа.

6. В соответствии с требованиями к порядку разработки, утверждения (одобрения) и содержанию документов стратегического планирования, установленными настоящим Федеральным законом, последовательность и порядок разработки документов стратегического планирования и их содержание определяются:

1) на федеральном уровне Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации согласно их компетенции;

2) на уровне субъекта Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации, определенными в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством субъекта Российской Федерации;

3) на уровне муниципального образования органами местного самоуправления, определенными в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.

7. К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне[9].

Так, в п. № 1 Статьи 11 ФЗ № 172, например, говорится о том, что документы разрабатываются на федеральном уровне и координируются Президентом и Правительством РФ. На мой взгляд, подобные документы должны быть предметом общенационального обсуждения, во-первых, и публичной дискуссии, во-вторых. Нация должна ясно понимать к какому «светлому будущему» ее ведет руководство страны[10].

Деградация отечественной промышленности и потеря внутреннего рынка в предыдущие годы достигли таких величин, что стали факторами стратегической угрозы для нашей страны, ее суверенитета и идентичности. Выход из этой кризисной ситуации происходит недопустимо медленно, а перспектива отставания и стагнации – очень реальной.

Усиление тенденции военно-силового давления на Россию в 2014– 2017 годы ведет к превращению этого сценария развития МО–ВПО еще до 2021 из военно-силового в военный сценарий развития. Отставание в экономическом и научно-техническом развитии в этих условиях уже угрожает не только социальному благополучию и стабильности, но и существованию самой нации и государства. Требуются срочная и кардинальные решения. Фактически уже идущая против России война станет неизбежно признанным фактом даже если и не будет соответствующих правовых и политико-дипломатических решений и мероприятий в ООН. Можно в этой связи напомнить, что война США во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, в Ливии и Югославии и других странах Конгрессом США никому не объявлялась.

В этих условиях России необходимо сделать принципиальный выбор: либо продолжать инерцию и капитулировать, отказавшись от суверенитета и национальной самоидентификации, ресурсов и части территории, либо публично принять военно-силовые реалии и оказать сопротивление. Это будет означать, прежде всего, решительные изменения в целеполагании и стратегии развития страны, о чем я постоянно говорю с конца 80-х годов[11].

Надо отчетливо отдавать отчет в том, что противоборство будет неизбежно системным (во всех областях), сетецентричным (против разных целей) и комплексным, одновременным по времени: экономическим, политическим, информационным и военным. Соответственно такие особенности требуют от России мобилизационной подготовки во всех областях. Прежде всего экономической и социальной, где положение современной России можно охарактеризовать только как кризисное, депрессивно-стагнационное. [12]Достаточно сказать, что на фоне роста ВВП стран-лидеров все последние годы в России наблюдался спад, который за 2016 год снизился до 0,2%. хуже всего то, что даже официальные прогнозы оценивают перспективы развития при сохранении существующей модели как депрессивно-стагфляционные. За последние 10 лет об этом говорилось много раз и в трудах учёных, и на различных совещаниях, но ситуация пока не меняется поскольку не решены, по мнению некоторых экономистов, три принципиальные финансово-экономические проблемы:

– проблема высокой инфляции;

– проблема низкой монетизации экономики;

– проблема ставки рефинансирования ЦБ[13].

В действительности развитие России не сводится к финансовой политике, а стоит перед более существенными проблемами и угрозами, имеющими системный и цивилизационный характер, о которых необходимо говорить отдельно и подробнее в другом месте. Так, если допустить, что указанные выше проблемы будут решены, либо смягчены (на что указывают тенденции последних двух лет), то это не означает решения задач опережающего развития России относительно других стран, которые, на мой взгляд, могут быть решены исключительно быстрым переходом к модели мобилизационного развития. Эта модель должна состоять из следующих основных элементов:

Первое: из привлекательной не только для собственных граждан, но и за рубежом идеологической модели, предполагающей культурно-цивилизационное лидерство России в мире. Опережающее развитие в социально-экономической области не может быть без привлекательной идеологии. Более того, из идеологии, имеющей более перспективное значение, чем доминирующая сегодня западно-либеральная модель. Столкновение между новыми центрами силы и ЛЧЦ в нашем веке приобретает характер военно-силового противоборства между различными военно-политическими коалициями, т.е. имеет фактически глобально-цивилизационный характер[14].

Приоритет идеологической модели во многом обеспечивает и приоритет моделей цивилизационных, и социально-экономических, говоря словами С. Хантингтона,, «мы другие и вы скоро станете как мы»[15].

Второе: из положительной социальной модели, в которой эффективно и справедливо регулируется не только производство и распределение благ, но и состояние общественных и политических институтов.

Новая модель политического, государственного и общественного управления России должна соответствовать складывающейся острой МО и ВПО, необходимости максимально полно и эффективно использовать все национальные и цивилизационные ресурсы. Прежде всего ресурсы НЧК.

Новая модель государственного и политического устройства должна обеспечить адекватное реагирование (внешнюю и военную политику, прежде всего) России в условиях резкого обострения ВПО в мире[16].

Третье: из возможностей, которые предоставляются государством и обществом для развития потенциала человеческой личности (НЧК), который превратился в XXI веке в главный критерий оценки эффективности экономики и общества.

Наконец, эффективное использование всех национальных ресурсов предполагает:

– использование всех национальных (а не только государственных) ресурсов – интеллектуальных, духовных, нравственных, творческих и иных в интересах всей нации;

– использование ресурсов максимально эффективно, т.е. при минимальных затратах, но при достижении максимальных результатов.

Надо отчетливо понимать, что альтернативы поведения, другой политической парадигмы и модели для нас не существует. Только борьба за выживание, которая, как сказал бывший руководитель нелегальной разведки Ю.Дроздов, обусловлена характером цивилизационной борьбы: «Мир вступил в фазу наиболее опасного противостояния – цивилизованного. Цена поражения в этом противостоянии – полное исчезновение с лица Земли одной из цивилизаций»[17].

Это предупреждение легендарного разведчика, руководившего резидентурами в КНР и США, стоит многого, а именно: признание бескомпромиссного характера противоборства России с Западом, которое продолжается многие столетия и не может быть отменено или заменено никаким другим видом взаимоотношений. Как и признание, сделанное известным западным политологом С. Хантингтоном о невозможности найти договоренности после того, как «русские стали себя вести не как коммунисты, а как русские»[18].

Максимально полное и эффективное использование национальных (и цивилизационных) ресурсов вытекает из таких признаний реалий ВПО, сложившихся к 2018 году и еще более обостряющихся в будущем. Глобальный и системный характер такой борьбы предполагает противоборство по всему спектру возможного соприкосновения интересов и систем ценностей, о котором Ю. Дроздов конкретизирует следующим образом: «В данном случае под словом «цивилизация» понимается система или системы ценностей, объединяющих людей разных национальностей, живущих в разных государствах и исповедующих разные религии. Могущественные транснациональные олигархические кланы уже определили будущее всего человечества, а академические круги Запада даже придали ему для большей убедительности научно-теоретическую форму. Практический процесс глобализации уже идет, и с каждым годом мир неуклонно приближается к торжеству нового мирового порядка.

При этом история Запада не дает никаких оснований для надежды на то, что его правящие круги предоставят не западным странам и народам необходимые ресурсы и материальные блага, которые западные государства целеустремленно отбирали у них на протяжении столетий. Вся мировая история убедительно свидетельствует, что они никогда и ни при каких обстоятельствах не пойдут на уменьшение своего потребления ради выживания не западных народов. В этих условиях России уготована участь тельца, который должен быть принесен в жертву «для блага всего человечества», как и предлагал почти сто лет назад личный советник президента США Вильсона полковник Хауз»[19].

Иными словами, либо нас неизбежно ждет участь тельца, предназначенного для заклания, либо нам удастся отбить в очередной раз нападение западной ЛЧЦ, имеющее исторический и цивилизационный характер. И выбор это нам предстоит сделать именно в период 2018–2025 годов. От его результата зависит сохранится ли государство и нация в будущем, либо они, как не раз бывало в истории человечества, будут рассеяны по громадным просторам Евразии.

 

 

 

 

[1] Буренок В.М. Между миром и войной. Направления и проблемы создания системы вооружения будущего. 2017. – № 4. – С. 62.

[2] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Третья мировая война против России: введение в концепцию. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – С. 3–7.

[3] Подберёзкин А.И. Национальный человеческий капитал. – М.: МГИМО-Университет, 2011. – С. 427–459.

[4] Долгосрочное прогнозирование международных отношений в интересах национальной безопасности России: сборник докладов. – М.: МГИМО-Университет, 2016.

[5] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Военная политика России. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – Т. 2.

[6] Подоляка Ю. Большой экономический рывок России: автаркия неизбежна / Военное обозрение. 11.01.2018.

[7] Подоляка Ю. Большой экономический рывок России: автаркия неизбежна / Военное обозрение. 11.01.2018.

[8] Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. / http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630

[9] Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70684666/3/#ixzz4qH3VJa00

[10] Подберёзкин А.И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке. – М.: МГИМО-Университет, 2016.

[11] Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России / А.С. Батанов, А.И. Подберёзкин, В.И. Зоркальцев. – М.: Русская Консалтинговая Группа, 2005.

[12] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Военная политика России. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – ТТ. 1–2.

[13] Антипов В.И. Долгосрочный прогноз развития российской экономики. 2014. 18 апреля / http://rusrand.ru/forecast/dolgosrochnyj-prognoz-razvitija-rossijskoj-ekonomiki

[14] См. подробнее: Долгосрочное прогнозирование развития отношений между локальными цивилизациями в Евразии: монография / А.И. Подберёзкин и др. – М.: Издательский дом «Международные отношения», 2017. – С. 273–305.

[15] Хантингтон С. Борьба между цивилизациями. – М.: Алгоритм, 2016. – С. 262.

[16] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современная военная политика России. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – Т. 2.

[17] Дроздов Ю. России уготовлена роль жертвенного тельца / Военное обозрение, 11.04.2011.

[18] Хантингтон С. Борьба между цивилизациями. – М.: Алгоритм, 2016. – С. 263.

[19] Дроздов Ю. России уготовлена роль жертвенного тельца / Военное обозрение, 11.04.2011.

 

Собираетесь посетить Китай с рабочим визитом? Для этого вам необходимо оформить визу. Компания "Арт Чина" поможет вам в оформлении визы. Узнать больше можно тут http://www.artchina.su/. Оформление и оплату можно полностью провести онлайн.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован