01 июня 2004
3478

Надежда Копытина: Средний бизнес готов создавать основную долю национального дохода

Надежда Яковлевна, каковы Ваши впечатления от послания Президента Федеральному собранию?

Обращаясь к Федеральному собранию, Президент закрепил тезис об удвоении ВВП, как основной задаче экономического развития. Но главный вопрос - за счет чего это будет достигнуто - пока еще не до конца прояснен. Какие меры должны принять правительство и Президент, чтобы из лозунга это превратилось в реальность.
В послании Президент не сказал ни слова о том, что государство собирается сделать для развития малого и среднего бизнеса. А между тем в развитых странах он составляет до 60% ВВП. То есть реально этот сектор может создавать основную долю национального дохода, рабочих мест и пр.
Следует отметить, что средний бизнес к этому готов. В пищевой промышленности, к примеру, именно этот тип компаний показывает наиболее высокие темпы роста. С 2002 года основная часть роста в отрасли определяется компаниями с оборотами до 100-150 млн долларов. Динамика их развития в 2-3 раза выше, чем у более крупных коллег по цеху.
Средние компании лучше управляются, лучше организуют сбыт, отвечают высоким стандартам качества, работая на потребителя из верхней части среднего класса. Они изначально ориентированы на конкуренцию и потому инвестируют в лучшее оборудование и персонал. Уже сегодня она заметно превосходят крупные компании по прибыльности и производительности труда. К примеру, в "Ледово" показатель производительности труда (объем реализации на человека) превышает 65 тыс. долларов. У крупных же пищевиков из рейтинга "Эксперт-200" производительность в среднем составила 38,4 тыс. долларов на человека.
Число покупателей у средних компаний тоже растет быстрее. Если у крупных предприятий темпы роста продаж растут не более чем на 30% в год, то у среднего бизнеса это показатель достигает сегодня 50-60%, а в первое время обороты таких компаний удваивались ежегодно.
За счет этого инвестиции в средние пищевые компании окупаются намного быстрее - уже через год-два. Это делает их весьма привлекательными объектами для инвестиций. Например, "Ледово" в 2003 году выпустило облигации объемом 100 млн рублей. Это был пробный шаг, который, оказался очень успешным. В настоящее время планируется размещение второго, более крупного выпуска. Компания рассматривает и другие варианты финансирования, в частности заимствования на публичном рынке акций. Компания может выйти на эти рынки в течение двух лет.
Также мы не исключаем и возможности привлечения прямых инвестиций. Срок возврата инвестиций в среднем по рынку составляет 2-3 года. А инвестиционный доход, на примере нашей компании, превышает 14% годовых при размещении облигаций на открытом рынке. При прямых инвестициях процент может быть выше.
Однако, несмотря на обозначенные успехи, доля среднего и малого бизнеса в ВВП России все еще не превышает 15%. Что может сделать власть для стимулирования этого сектора? Один из ключевых вопросов - налоги. Хочется отметить, что последние изменения, связанные с налогами на прибыль, на имущество, с продаж, НДС для нас как средних производителей продуктов питания ведут к увеличению налоговых отчислений в бюджет. Хотя чиновники проводят налоговые реформы под вывеской дальнейшего снижения налогов для малого и среднего бизнеса.
Кроме этого в России создан налоговый режим, в котором товаропроизводитель чувствует себя хуже, чем предприятие торговли. Именно поэтому, большинство предпринимателей работают у нас в сфере торговли, а Запад воспринимает нас в основном как экономику потребления. Известно, что торговля создает у нас 22,8% ВВП (для сравнения в европейских странах доля этой отрасли в ВВП около 10%). При этом очень высок удельный вес перепродавцов (около ¾; от общего количества всех предприятий торговли).
Если же мы хотим укреплять свою экономику, то имеет смысл подумать над тем, как создать более благоприятные условия для средних производителей. Изменение налогового режима позволит средним компаниям не только высвободить средства для дальнейшего развития, но и повысить свою привлекательность для внешних инвесторов. За счет этого средний бизнес к 2013 году может стать значимым фактором в деле удвоения ВВП, который к тому же был бы более стабильным, чем нефтяная выручка.

1 июня 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=48771
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован