10 августа 2004
3371

Надежда Копытина: От `социального оброка` бизнесу выгодней уклоняться, нежели исполнять

Надежда Яковлевна, тема социальной ответственности российского бизнеса сейчас широко обсуждается. При этом под ответственностью все понимают совершенно разные вещи: от благотворительности до увеличения поборов (по схеме "делиться надо"). А что сам бизнес понимает под своей социальной ответственностью?


Действительно, в последнее время в нашем обществе и средствах массовой информации идет оживленное обсуждение вопроса о социальной ответственности российского бизнеса. Появилось понимание, что благотворительность не исчерпывает данное понятие. Это важно, поскольку красивые разовые акции не имеют ничего общего с условиями труда, развитием персонала, экологическим контролем, качеством продукции и другими сферами ответственности компаний.


С другой стороны, власть, профсоюзы, потребители и другие группы, осознав существующие пробелы, получили полное право требовать от бизнеса большей социальной ответственности. При этом мы до сих пор не пришли к однозначной трактовке этого термина. Ситуация опасна тем, что, пользуясь этой неразберихой, заинтересованные группы могут, попросту говоря, шантажировать бизнес, якобы защищая общественные интересы.


Для бизнеса это чревато необоснованными и неэффективными расходами на то, что не приносит реальной пользы ни предприятию, ни обществу. Ресурсы будут отвлечены от решения действительно актуальных задач для удовлетворения частных интересов локальной группы. Но когда интересы этой группы будут удовлетворены, может появиться новая трактовка социальной ответственности, и бизнес снова "будет должен". Поэтому сегодня важно не допустить однобоких толкований в обсуждении данного вопроса.


Во всем мире социальная ответственность бизнеса означает его совокупный вклад в устойчивое развитие общества. Под этим понимается создание любых экономических благ, контроль над отходами производства, обучение работников, честная реклама, а также масса других показателей экономической, социальной и экологической результативности предприятия. Нельзя сказать, что российские компании не являются социально ответственными, так как они просто вынуждены заниматься этими вопросами. К примеру, в условиях высокой конкуренции на рынке труда, сотрудники будут выбирать компании, платящие большие зарплаты, имеющие лучший соцпакет, больше вкладывающие в развитие персонала.


Поэтому бизнес для успешного развития стремится держать обратную связь со всеми заинтересованными группами и адекватно отвечать на их запросы. Другое дело, что многие телодвижения бизнеса в этой области не видны, либо воспринимаются только в разрезе деловой активности. К примеру, недавно наш завод "Ледово Светлый", работающий в Калининградской области, получил европейский ветеринарный сертификат, так называемый еврономер.


С одной стороны, это важно для развития бизнеса, так как дает нам возможность экспортировать продукцию в страны Евросоюза. В частности в ближайших планах у нас Германия и Польша. Но одновременно мы повышаем качество продукции и для внутреннего рынка. Российский потребитель пока еще не очень требователен к качеству, поэтому наличие международного сертификата не является у нас обязательным для работы. Значит, совершенствуя стандарты производства, мы вкладываем в образование нашего потребителя, способствуем формированию потребительской культуры. Это и есть социальная ответственность в одном из своих проявлений.


Сюда же можно отнести и нашу работу по разработке внутренних стандартов, улучшению бизнес-процессов, которая никому кроме нас не заметна. Но эта работа - наш вклад в развитие общества, потому что этим мы заставляем наших конкурентов "подтягиваться" как минимум до нашего уровня. А потребителю мы даем критерии для принятия обоснованных решений при выборе продуктов.


Еще раз хочу подчеркнуть, что это свойственно любой компании, работающей в условиях рынка. Поэтому сегодня, на мой взгляд, правильней было бы говорить не о повышении социальной ответственности бизнеса, а о создании адекватных механизмов контроля со стороны общества над исполнением бизнесом своих социальных обязательств. Не секрет, что во многих случаях данная информация является закрытой, и в этом главная недоработка бизнеса.


В связи с этим хочется отметить инициативу РСПП, который предложил бизнесу регулярно составлять отчетность в области устойчивого развития по мировым стандартам. Принципы этой отчетности, разработанные в рамках проекта GRI (Global Reporting Initiative), позволят нам, не выдумывая велосипед, доходчиво и полно показать всем заинтересованным группам и самим себе тот вклад, который мы вносим в развитие общества. Мы получим четкую картинку того, что делаем для общества, и достаточны ли эти действия. Это необходимо для того, чтобы не сделать из социальной ответственности оброк, от которого бизнесу выгоднее будет уклоняться, нежели исполнять.

10 августа 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=50729
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован