16 марта 2006
3365

Надежда Копытина: НДС - это налог на развитие. Развиваешься - хорошо, не развиваешься - плати НДС

Надежда Яковлевна, не так давно Президент Путин выразил обеспокоенность ростом импорта, он сказал, что темпы роста импорта в России слишком велики - 28% за 2005 г. Глава МЭРТ Герман Греф парировал, что это замечательно, что у нас импорт растет, а мы таким образом с инфляцией боремся. Правда, он пообещал, что таможенным администрированием мы с импортом бороться все же будем. А какова ваша точка зрения - чем является импорт для России и темпы его прироста, хорошо это или нет?


Я бы сказала, что явно хорошо, но именно с человеческой точки зрения. Рост импорта свидетельствует о том, что нефтедоллары обмениваются на продукты питания и другие удовольствия - автомобили, технику, одежду и обувь, т.д. Это тот самый отложенный спрос, который существовал долгие годы. Люди начали использовать новые ресурсы, а приобретаются они за границей. Когда растет импорт, это действительно сдерживает инфляцию, сдерживает дефицит товаров - и в результате это очень эффективно. Но если, например, так же увеличится импорт оборудования, то это был бы уже качественный рост, а не просто борьба с инфляцией. Было бы так - сегодня мы приобретаем лучшие мировые технологии, учимся создавать аналогичную продукцию, а в будущем - показатели импорта будут постепенно снижаться. Закупка нового оборудования и обновление производственных парков - это всегда на благо. От того, что растет потребительская способность населения в целом выигрывают все, но нет ничего хорошего в том, что в стране не наращивается производственная база, нет качественного роста. Со времен Петра Первого Россия развивалась именно за счет привоза и внедрения новых технологий, новых идей. Через некоторое время эти нововведения давали качественные результаты и развивалась внутренняя экономика страны. Сейчас наша экономика развивается за счет схемы купли-продажи. Понятно, что в Европе, Америке, Китае и Азии в целом уже созданы необходимые производственные мощности, что себестоимость произведенного продукта ниже за счет уже реализованной амортизации... По всем этим параметрам - сплошная победа внешних стран.

В чем заключается парадокс? В основной своей массе западные страны жестко регулируют свои рынки. Отличный пример с позиции рыбопереработки: в Европе понимают, что растет дефицит рыбы и морепродуктов, квоты на вылов сокращаются, и для того, чтобы увеличить объем рыбной продукции европейские страны поддерживают ввоз готовой продукции, снижают экспортные пошлины и принимают ряд других вспомогательных мер. Однако они используют при этом наши ресурсами, то есть - качественно регулируют ситуацию. При этом в страны ЕС все равно очень сложно войти с готовой продукцией, они защищены от зарубежных поставщиков. Да и кто нас там ждет? Там сделают все для того, чтобы российская компания не попала на рынок ЕС - у вас есть большая Россия, там и трудитесь. Но понятно, что любая компания заинтересована в мультирынках, потому что тогда она приобретет мультивалютный портфель, получит большую стабильность, уверенность в завтрашнем дне. И вообще, это всегда интересно, потому что на рынках разных стран разные требования, и компания освоившая их все быстрее растет, развивается, совершенствуется. Каждый по-своему прав...

В то же время я уверена, что у нашего правительства также много ресурсов для качественного управления отечественным рынком. Отличный пример того, что сделало само же государство и правительство - введение квот на ввоз в Россию импортного мяса. Это решение повлекло за собой активный рост производства отечественного куриного мяса. Сейчас начался бум на строительство свиноферм. По прогнозам следующим шагом станет развитие производство мяса крупного рогатого скота. Вопрос в сроках возврата инвестиций. В производстве куриного мяса это год, в свином бизнесе - 2 года, а для восстановления поголовья крупного рогатого скота понадобится уже 5-7 лет. Все больше компаний готовы создавать долгосрочные проекты в этом бизнесе, а зарубежный бизнес готов вкладывать инвестиции в их развитие. Вот оно - качественное регулирование - ввели квоты на ввоз мяса и получили собственных производителей. Ведь умеют же, понимают, как управлять рынком. То же самое можно сделать и с другими импортными продуктами, за исключением товаров, которые не могут быть произведены в нашей стране. Нужно использовать все возможности для стимулирования внутреннего производства, и тем самым - поддерживать российских производителей.


То есть, нужен дифференцированный подход к разным товарам?

Думаю, что да. Если нельзя быстро воссоздать какой-то товар, его нельзя квотировать. Эта информация быстро изучается и проверяется. У нас много профильных министерств, которые могут предоставить данные по срокам формирования производства аналогов импортной продукции. По данным аналитиков и экспертов можно составить оценку инвестиций на то или иное производство, получить другие необходимые расчеты и прогнозы.


Во время своей последней пресс-конференции Путин сказал, что от вступления в ВТО нас удерживает только позиция США, осталось договориться только с ними, со всеми остальными мы уже договорились.

Я не думаю, что причина только в позиции США. На данный момент основным требованием США для вхождения России в ВТО является сохранение запрета на открытие филиалов иностранных банков в России. Однако всего России было выдвинуто 6 обязательных требований. Одно из них - соглашение по энергоресурсам, по которому, как я понимаю, и возникли основные разногласия в кабинете правительства. Кроме того, Россия должна взять на себя обязанности по соблюдению международных соглашений и конвенций об авторских правах. Сегодня у правительства есть желание быстро навести порядок в "проблемных" вопросах, привести все в соответствие с выдвинутыми требованиями, но институты власти, необходимые для этого, еще не созданы. Взять хотя бы ситуацию с авторскими правами. Западные компании ничего не могут сделать против незаконного использования их брендов и подделывания их продукции. Западники тщетно бьются за свои права, а министерства не понимают, чего от них хотят, потому что ими еще не наработана практика защиты интеллектуальной собственности. А авторское право в творчестве отсутствует вообще. Недавний пример - фотовыставка, которую я организую. В создании данного проекта есть человек, который создает идею, есть фотограф и есть человек, который все это оплачивает - это я. На мою просьбу подписать договор, что я имею права на все работы созданные с моим участием. мне ответили: "Раз мы авторское право продавали, то оно принадлежит нам". И всё, уперлись в тупик. Получается, что и фотограф, и художник-стилист имеют право на использование моих работ, потому что я заплатила, чтобы они были созданы. Чтобы решить эту дилемму нужно проявить силу воли, привлечь специалиста по авторским правам, и потом за столом переговоров договариваться об использовании общего продукта. Но сказать, что это решение очевидно, нельзя. В производстве музыки можно иметь на руках авторский договор, но, например, посчитать количество выпущенных копий просто невозможно. Причем при использовании административного ресурса - продажи могут или продолжаться, или сдерживаться. В свое время первые лица ОРТ максимально сдерживали заводы по производству DVD с записью "Дневного дозора" и чтобы последним работать по договору, им нужно было решать эти вопросы уже совершенно на другом уровне. При этом выпустить пиратский DVD любого фильма намного проще! В один день и даже один год проблема с авторскими правами не будет решена. Поэтому понятно, что можно удовлетворить ряд требований по вступлению в ВТО, но у нас еще очень много слабых мест для того, чтобы эти отношения были закреплены. Более того, непонятна цель - для чего мы как страна идем на этот шаг, что мы от этого получаем, будем ли мы больше защищать свои интересы? Но и сейчас, не вступив в ВТО, мы не сдерживаем ввоз импортных товаров, позволяем завозить продукцию любого качества, в том числе и совершенно неприемлемого, не регулируем цены, не даем развиваться отечественным компаниям. В погоне за суперприбылью наших детей, будущее страны, отравляют контрафактными китайскими игрушками Лего с фосфатами. Потому что кто-то предпочел не платить за авторские права, а покупать подделку под известный бренд. И, к сожалению, это далеко не единичный случай. Хорошо, если удастся победить сложившуюся ситуацию, но в этой победе должны быть заинтересованы все.

Но для этого должно быть, как минимум, как можно больше открытой информации для населения.

Да. В России многие просто не знают своих прав и возможностей - что они могут требовать, как и где отстаивать свои права. Я понимаю проблемы авторского права как кинопродюсер, как организатор фотовыставок, как певица и по себе знаю, насколько порой люди могут чувствовать себя бесправными.

Во всяком случае, в ближайший год, как заявляет наше руководство, вступление в ВТО все-таки произойдет. В случае присоединения к ВТО - мы сейчас не говорим об отрасли в целом, - но с какими сложностями придется столкнуться Вашим предприятиям?

До сих пор многое совсем непонятно. С одной стороны есть обещания правительства, что в первый год после вступления России в ВТО отечественные рынки не будут открыты для иностранных производителей, а таможенные пошлины не снизятся и что эта договоренность была достигнута на высшем уровне. С другой - остается очень много вопросов что конкретно изменится. Получается, что, осознавая потенциальную угрозу, мы находимся в некоторой иллюзии, что и не такое бывало, прорвемся. А на самом деле, пора уже понять, что именно изменится, и с учетом будущих изменений выстраивать политику и концепцию дальнейшего развития бизнеса. Но пока есть уверенность в том, что все российские компании будут в равных условиях, а все западные - столкнутся с теми же самыми вопросами. По сути, вопросы будут для всех одинаковые и часто - многообразие вариантов ответа. Каждый будет принимать самое оптимальное для себя решение.

Но, во всяком случае, то, что доступ иностранных товаров на российский рынок станет гораздо более беспроблемным при присоединении России к ВТО - это очевидно.

Все останется так же, как и было. Входной НДС при пошлинах не отменят, доступ и сейчас свободен, - плати пошлины - и привози, что хочешь и сколько хочешь. Думаю, что квоты не отменят и после вступления в ВТО - это право останется у государства. Америка ведь регулирует, сколько зерна можно ввезти или вывезти из страны, понимает, что надо ежегодно вывозить мусор на миллиарды долларов - и вывозит в Китай, а взамен привозит товары из Китая. Страны регулируют свою экономику, и наша страна точно так же будет регулировать.

Но при этом в рамках процедуры ВТО, если какая-то компания считает, что ее притеснили, применили против нее дискриминационные меры, то она может подать иск, и по этому иску государство могут обязать, например, отменить пошлины для конкретного товара. И можно предположить, что западные производители, которые захотят захватить большую часть рынка здесь, могут начать этим пользоваться.

Я думаю, что на небольшие рынки это не очень сильно повлияет. Потому что у больших компаний выбора меньше, они часто вынуждены договариваться с другими крупными игроками рынка. А у маленьких компаний больше возможностей переориентации - всегда можно найти еще одно "узкое горлышко", куда можно пролезть. Но при этом небольшим компаниям очень непросто договариваться.- это очень нетривиальная задача, это всех пугает: "Ты будешь со мной договариваться? О чем мы можем договориться? У нас с тобой разные цели". На это я отвечаю: "Ты хочешь получать доход, и я хочу получать доход. В чем у нас разные цели? Мы играем на одном рынке, так давай вместе играть на этом рынке, давай договариваться о правилах". Например, сотрудничество производителей с розничными сетями иногда строится по такой схеме: поставщиков вынуждают идти на все более и более низкие цены. Но зачем компании-производителю любой ценой входить в сеть и не получать дохода? Понятно, что торговым сетям не всегда приятно слышать в свой адрес, что они злоупотребляют чужими ресурсами и что нужно договариваться о цивилизованном сотрудничестве. Но в свое время торговые войны в США между производителями и розничными сетями закончились именно благодаря переговорам. Использование "кооперативной" модели взаимодействия по цепочке "производитель-дистрибьютор-ритейлор" позволило снизить цены более, чем на 10,8%, при этом интересы всех участников процесса были соблюдены.

Общее мнение и в экспертном сообществе, и среди многих политиков, что налоговый режим в России крайне неблагоприятен для ведения бизнеса. Ваша компания в своей значительной части работает в Калининградской области, которая является особой экономической зоной, для которой есть особый налоговый режим. При этом на территории с обычным налоговым режимом у вас только производство грибов. В связи с этим возникает вопрос - какова Ваша оценка налогового режима в России в целом и в Калининградской области в частности? Есть ли у вашей компании планы по открытию производства в других регионах, где нет таких условий, как в Калининградской области?

Изначально производство морепродуктов и креветки в панцире было на заводе в Московской области. Надо сказать, что и сегодня оно тоже осталось - в Подмосковье мы производим не только грибы, но и другую продукцию под собственными брендами компании...

Сейчас закон об ОЭЗ в Калининградской области предусматривает значительные льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество только для компаний, которые осуществляют инвестиции и выполняют инвестиционные проекты в соответствии с требованиями этого закона. В соответствии с законом также существуют особенности таможенного режима ОЭЗ, которые непосредственно касаются нас, как производителей продукции. Эти особенности таможенного режима ОЭЗ позволяют нам несколько снизить себестоимость готовой продукции, но почти никак не влияют на налоговую составляющую.

Нельзя, однако, не отметить, что рыбопереработка в Калининградской области при этом работает преимущественно на импортном сырье, чему способствовал Закон об особой экономической зоне: по сути, рыбоконсервирование развивается по схеме так называемого "импортозамещения", когда сырье импортируется, а готовая продукция реализуется на основной территории РФ. При этом закон об ОЭЗ сыграл и позитивную роль: компании имеют возможность импортировать сырье беспошлинно. Что касается отрасли рыбодобычи, то закон не принес ей практически никакой пользы (за исключением беспошлинного импорта судов б/у и оборудования). Наоборот - он лишает ее даже тех льгот, которые необходимы в качестве компенсации транспортных и логистических издержек, связанных с отдаленностью от основной территории РФ. При наличии единого финансового и правового пространства с аналогичными производителями в "материковой", если можно так сказать, России эти издержки понижают конкурентоспособность предприятий рыбопромышленного комплекса области.

Говорить что, наладив производство в Калининградской области, мы стали пользоваться особыми льготами в налогообложении - неверно. По оценкам большого количества экспертов у нас не самые легкие налоги, но и не самые тяжелые. Но существует уверенность, что для достаточно большого числа компаний в России, стопроцентное выполнение требований закона по уплате налогов будет критичным в смысле возможности получения прибыли, и вообще возможности ведения бизнеса. На сегодняшний день наше налоговое законотворчество не отличается гибкостью. Есть страны, в которых с налогами еще сложнее. В них точно так же когда-то развилась оффшорная деятельность и появлялось стремление выводить часть капитала в оффшоры. Это мировая практика, это придумано не в России - наша страна просто присоединилась к ней и использует свои схемы, называя это оптимизацией бизнес-процессов или налогообложения. Но на самом деле, когда бизнес выстраивается подобным образом, то в дальнейшей перспективе это приведет к проигрышу. Каждого чиновника поставили на то место, на котором он должен быть, у каждого из них своя персональная миссия, цель и задача, которые он исполняет. А насколько качественно - с него будет спрошено сильными мира сего. Свою персональную ответственность, как бизнесмена и гражданина, я понимаю так - жить по закону и жить в рамках законодательства той страны, в которой я нахожусь. Я прекрасно понимаю, что нарушая законы, я наращиваю свою внутреннюю вину и понижаю право и на успех, и на удачу, и на возможность требовать своего. Я уже не смогу себе позволить с кого-то чего-то спросить, потому что я сама не законопослушна. Как я могу спрашивать со своего сотрудника, который будет чего-то не выполнять? Все это взаимосвязано.

Нельзя сказать, и того, что когда мы пришли в Калининградскую область, там все и всё делали официально. Но у нас была наша внутренняя политика - мы пришли туда для того, чтобы работать в "белую". На тот момент основная схема ухода от налогов (в основном НДС) была регистрация предприятия как ЧП и его существование до момента достижения лимитированной суммы выручки и регистрация нового ЧП. Схема ухода от налогов путем смены юридических лиц присуща в основном мелким предприятиям или предприятиям, не обладающим внеоборотными активами. Для нашей компании этот способ не приемлем. Но у нас иногда возникают проблемы с клиентами - розничной сетью или с дистрибьютором, которые не платят. А когда мы обращаемся на них в суд, то получаем в результате информацию, что компания уже свернула свою деятельность, на счетах ни копейки. В таких ситуациях у ритейлора всегда возникает возможность за полгода - год судебных процессов и исков уйти от ответственности. Производители и поставщики соответственно терпят убытки. Если, например, в Москве в розничных сетях есть ООО или ЗАО, то это имя практически не меняется, в крайнем случае - у большой розничной сети могут быть две компании в силу того, что так сложилось исторически, а компании, которые поставляли продукты, часто менялись. В этом году многие компании розничной сети даже предписали штрафы за смену имени, чтобы они так часто не менялись. В Калининграде раньше все было наоборот - там сети создавали ЧП, постоянно меняли лица, на которые зарегистрированы ЧП и было совершенно непонятно, с кем придется разбираться, если что-то случится. Когда Боос возглавил Калининградскую область, он пригласил крупных предпринимателей Калининградской области и поставил перед ними задачу прекратить использование теневых схем.

Но объем, уровень налогообложения для ведения бизнеса в России - какова ваша оценка?

Было бы хорошо, если бы ставки налогов на зарплату в дальнейшем были сокращены. Можно платить и больше, но в этом случае сложнее управлять процессами ценообразования.

То есть, хорошо бы, чтобы еще сократили налоги, но необязательно?

Хорошо бы... Но у правительства свои расчеты - если налоги сократят, то у государства не будет источников дохода. В прошлом году уже сократили процентные ставки на зарплатные налоги. Есть подоходный налог 13%, если бы компания была в каком то равенстве, 15%-17%, не до 26%, как сейчас, то, наверное, и сотрудники, и компании еще с большей охотой выполняли бы перед государством свои обязательства.

По-моему, больше снижать не собираются, во всяком случае, ЕСН, но зато есть идея снижения НДС до 13%.

Идея снижения НДС есть, и в то же время планировалось заменить его налогом с продаж. Я могу сказать, что в 2005 году мы сделали солидные налоговые выплаты по НДС, и в этом году предполагаем заплатить чуть ли не в два раза больше, потому что запланировано дальнейшее развитие компании. Для себя я переформулировала НДС - в налог на развитие. Если ты хочешь развиваться, то у тебя всегда будет заложен НДС "про запас" - так ведь устроена бухгалтерия, она существует в полном балансе. В Калининградской области соседствующая с нашим заводом компания очень качественно использует свой НДС - она просто развивает инфраструктуру вокруг своего предприятия. Вместо простой уплаты НДС в казну, она все отдает государству - улучшает дороги, строит железную дорогу и так далее. Если же ты не готов развиваться, тогда нужно отдавать НДС государству, которое знает, как перераспределить средства и использовать их для развития инфраструктуры.

Но в таком случае НДС не надо сокращать?

Я не берусь здесь оценивать ситуацию, что лучше 13% или 10% и 18%. У нас на большую часть продукции - морепродукты налог 10%, и я не могу сказать, что мы чувствуем себя сильно обиженными из-за этого. Но есть понимание, что приведение НДС к единой ставке 13% увеличит для компании налоговую нагрузку. А так же, что снижение ставки НДС с 18% не приведет к снижению цены на продукцию с таким НДС, а вот рост цены на товары с 10% ставкой однозначно будет, а это, прежде всего продукты питания.

Вы говорили о том, что пытаетесь выдавливать импорт.

Мы не выдавливаем, мы занимаемся импортозамещением.

А как вы оцениваете перспективу своей отрасли на ближайшее будущее - удастся ли эффективно импортозамещать западных производителей? Собираетесь ли вы расширять количество заводов, идти в другие регионы?

В других регионах мы расширяем продажи своей продукции. Создаем представительства, набираем торговых представителей, которые защищают интересы нашей компании. У нас есть очень сильные дистрибьюторы, с которыми мы сотрудничаем уже около 10 лет. Западные компании, приходя в Россию, изначально закладывают некий процент на развития, они могут позволить себе возможность в течение 5 лет развиваться без суперприбылей. У них есть основные задачи, за выполнение которых они отвечают, а с другой стороны - всегда есть материнская компания, которая инвестирует ресурсы в развитие российских представительств. Поэтому им важно выполнять тот план, те цели и задачи, которые были поставлены западной компанией. Соответственно, создавая заводы, сразу же создают качественную инфраструктуру - электро- и водоснабжение, отопление, очистные сооружения. Наша компания, создавая свои производственные мощности шаг за шагом, не всегда могла обеспечить единовременное развитие производства и инфраструктуры. Мы сначала постепенно приобретали какое-то имущество, а потом стремились повысить объем продаж, увеличить доходность и уйти из кредитной зависимости. А задачи западного бизнеса складываются несколько по-другому. Доля рынка, доход, объем выручки - это понятно, но они не просто строят заводы и становятся производителями, они решают социальные и налоговые вопросы. Через некоторое время все забывают, что это западные компании. Фактически они воспринимаются уже как российские бренды и поэтому к ним очень высока лояльность потребителей. Если же западная компания производит продукт вне России, то у них опять же есть колоссальные конкурентные преимущества - низкая себестоимость финансовых ресурсов, колоссальные производственные мощности, отработанные технологии и большие возможности управления. Поэтому всегда или достаточно часто у них очень низкая себестоимость производства. Отечественные компании в таком сравнении часто проигрывают - мы контролируем цифры, думаем об эффективности бизнеса и часто видим, что нам нечего противопоставить. Так что заниматься импортозамещением не так просто. Почему, например, мы сделали ставку на охлажденные продукты? Потому что эту категорию товара не привезешь - емкость рынка не столь велика, а инвестировать в производство надо много, поэтому не каждый производитель возьмется за это. Мы приходим в те отрасли бизнеса, которые не так сильно развиты. Мы не работаем на кондитерском или на мясном рынке, которые хорошо развиты, которые уже стагнируют. Там все понятно, там уже все поделено, туда может прийти какой-нибудь гигант и забрать часть, но в целом все игроки уже расписаны. Западные компании - это прописанные бизнес-процессы, это традиции, это история, это высокая производительность. У них практически безграничные ресурсы - все посчитано, все учтено, стратегия развития прописана лет на 5-10 вперед. Российской компании, которой 10-12 лет с момента основания, все это надо делать "с нуля". Каждый год должен проходить как 10 лет, а еще лучше - как 15 лет, чтобы, когда откроются новые возможности ВТО, компания была к этому готова. А если она не встанет на путь такого развития и внутреннего самосовершенствования, то возникает очень много рисков для дальнейшего развития.

А в чем тогда ваши конкурентные преимущества?

Наши конкурентные преимущества - это то, что мы живем в России, говорим на русском языке, лучше знаем предпочтения отечественных потребителей, да и просто любим то, что мы делаем. У нас есть знания, накопленные как в производстве морепродуктов, так и в выращивании шампиньонов. Это не самые простые бизнесы, они требуют опыта и знаний, технологий, очень качественного внутреннего взаимодействия, внутренней логистики. Что касается бизнеса морепродуктов, то везде, этот бизнес сопряжен со сбором сырья со всего мира. Нет такой практики, чтобы все ресурсы были сконцентрированы в одной стране, и здесь же было налажено и производство и продажи. Морепродукты выращиваются или вылавливаются в разных морях, под разными флагами и происходит колоссальный товарообмен мирового масштаба. Конкурентное преимущество России в богатстве природными и географическими ресурсами, в стоимости сырья и относительно низкой стоимости рабочей силы. Я с удовольствием думаю о партнерстве с западной компанией лет на 5-10 - у них есть чему учиться. Я была бы готова поставлять сырье взамен на обучение производству продуктов с высокой добавленной стоимостью и умению отвечать потребностям потребителя. Например, по рыбопродуктам у них есть зимний ассортимент и летний ассортимент. Между ассортиментами существует разница, но по большому счету это просто маркетинговый ход. Вот подобным решениям я с удовольствием поучилась бы у западных компаний. Вот в культивировании шампиньонов мы внедрили голландскую технологию - самую передовую в мировой практике этой отрасли. Невозможно даже предположить, что сейчас в Россию придет большое количество голландских производителей шампиньонов. Технология-то голландская, но много нюансов. Например в Голландии самый максимально возможный перепад годовых температур составляет 50 градусов, а в России он часто может превышать 80 градусов. В Голландии не надо строить крышу компостного двора, потому что там всегда относительно тепло, а в России крыша на компостном дворе просто должна быть. Мы работаем в таких условиях с прекрасными показателями производительности, а в высоких голландских технологиях даже возможность такая не предусмотрена. Есть "особенности национальной охоты", особенности русской души, которые непонятны и непостижимы западному менталитету. Это и есть те конкурентные преимущества, когда умом и логикой не понять, почему русский человек может так, а западный не может.

16 марта 2006
http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=60046

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован