24 июня 2010
8121

Марс-бросок

Эксперты представили прогноз развития мировой космонавтики до 2101 года

Что ждет космонавтику в ХХI веке? Когда полетит первый пилотируемый корабль с лазерным реактивным двигателем? Отель на орбите: фантастика или реальность?
Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Тем более достойны уважения те, кто рискнул написать "космический сценарий" до 2101 года: только что под редакцией академика Бориса Чертока вышла уникальная книга "Космонавтика ХХI века". Это не просто попытка прогноза развития космонавтики. Пожалуй, впервые представлено масштабное и комплексное исследование "звездных перспектив". И не на ближайшие 10-15 лет, и не на 30-40 - почти на век вперед!

Статус авторов, а их более сорока, - от академиков до студентов.

Академик Черток и в свои 98 лет любит поюморить. А потому проделанную работу Борис Евсеевич оценивает так: "Судя по количеству лысин и седых волос, мы вряд ли сумеем проверить, что написали. И очень хочется, чтобы потомки через 100 лет сказали: "Какие были умные мужики! И женщины, конечно, тоже".

Прогноз от Чертока

Через 10-15 лет, побив пятнадцатилетний рекорд "Мира", МКС будет затоплена. До этого ее работа будет поддерживаться за счет транспортных систем России и Европы. Для США МКС уже особого интереса не представляет. Россия, Европа и Япония без поддержки США обеспечивать работу МКС пока не способны.

Программы на ближайшие десять лет, утвержденные и в России, и в США, Китае и Индии, с поправками на глобальный кризис будут выполняться. Вместо знаменитой обсерватории "Хаббл", которая без профилактики с помощью "шаттлов" просуществует еще лет пять, будет выведена на орбиту новая обсерватория для изучения Вселенной. США первыми создадут системы, объединяющие информацию навигационных спутников "Newstar-GPS" с низкоорбитальными разведчиками и системами спутниковой связи и управления. Совместная обработка информации спутников трех уровней: низкоорбитальных, навигационных и геостационарных позволит оперативно управлять всеми видами транспорта.

Годовой бюджет НАСА в 2009 году превышал космический бюджет России почти в 10 раз. При таких начальных условиях нет сомнений, что в ближайшие 10-15 лет в США будут созданы новый сверхтяжелый носитель и пилотируемый корабль, хотя Обама и свернул лунную программу.

В течение ближайших 20-25 лет Китай будет вкладывать огромные средства под лозунгом "догнать и перегнать Америку и Россию в области космонавтики". Китай будет второй державой, способной осуществить реальное "господство в космосе".

До 2030 года Россия должна уделять основное внимание программам безусловной космической безопасности (спутникам всех видов связи, дистанционному зондированию Земли, включая разведку, системы ПРО, Глонасс и метео). Космические перспективы России будут во многом определяться сроками создания нового тяжелого (вместо "Протона" ) и столь же надежного носителя. На это уйдет лет десять-двенадцать. США тяжелый и сверхтяжелый носитель создадут в ближайшие 8-10 лет.

Колонизаторы Луны

Лунные базы - дело ближайших десятилетий. Вот оценка академика Чертока: США, если будут строить базу в одиночку, а они на это способны, то реальное начало возможно в 2015 году. На создание постоянно действующей лунной базы со штатом в 8-12 человек потребуется 8-10 лет. В лучшем случае такая база начнет функционировать в 2025 году.

Ученый прогнозирует: Россия самостоятельно в ближайшие 20-25 лет не способна создать свою базу. Вероятно, Китай создаст свою базу лет на 5 раньше России. Четвертым колонизатором Луны будет Индия. Маловероятно, но теоретически возможно объединение технических и экономических средств России с участием Европы для строительства международной Лунной базы.

В XXI веке впервые предстоит связать Луну с Землей надежной транспортной системой для технологических грузов и постоянно действующей с двухсторонним движением пилотируемой транспортной системой.

Весьма заманчиво создание обсерваторий на обратной стороне Луны. Луна будет служить экраном, защищающим аппаратуру обсерваторий от шумов, снижающих разрешающую способность современных наземных обсерваторий.

Переждать на Марсе

Пилотируемые полеты на Марс в ХХI веке технически возможны. Но мнения разделились. Позиция противников: зачем выкладывать не менее $300-500 млрд, если на все интересующие вопросы уже способны ответить роботы, управляемые с Земли? До конца XXI века на Марсе высадятся по меньшей мере еще 8-10 марсоходов.

Позиция сторонников: для поиска признаков жизни на Марсе наиболее перспективен именно полет человека. Правда, сроки называются разные. Так, одни считают, что это станет возможно уже в 2040-2060-е годы, другие же - что не раньше 2070-2080 годов.
Впрочем, есть проекты, доказывающие, что в экспедицию на Марс надо отправить не 6-12 человек, а не менее тысячи мужчин и женщин. В частности, некую спасательную идею в виде резервации на Марсе предложили китайские ученые. До возможной гибели всего человечества Китай успеет создать на Марсе поселения численностью не менее 1000 человек. Они привезут с собой технологию и средства, необходимые в будущем для возвращения на Землю.

Дальше - только роботы

Впрочем, мечта о колонии на Марсе, скорее всего, так и останется мечтой. Слишком враждебна эта планета: очень мало кислорода, жесткая радиация. Тем не менее, как полагает директор Института космических исследований академик Лев Зеленый, вполне вероятно, что какая-то база на Марсе будет создана уже к излету этого столетия. Но функции ее будут сугубо научными: примерно так же, как в Антарктиде.

Марс, видимо, станет последним рубежом Солнечной системы, которого должна достигнуть пилотируемая космонавтика. По крайней мере в обозримом будущем. Дальние планеты и их спутники до 2101 года останутся вотчиной автоматов.

От спутников, ведущих дистанционные исследования, необходимо перейти к посадочным аппаратам, пенетраторам, внедряющимся в глубь небесного тела, вездеходам. А на планетах и их спутниках, обладающих атмосферами, - к зондам-баллонам, которые могут продолжительное время находиться над поверхностью.

Ведущей научной задачей станут поиски живых организмов или их следов вне Земли. До 2030 года первым шагом может стать международный проект по исследованию спутников Юпитера. Внимание ученых привлекают два спутника - Европа и Ганимед, где под верхним слоем льда, видимо, находится океан жидкой воды. Следующий - Сатурн и его спутник Титан, который очень похож на Землю. В ближайшие десятилетия, скорее всего, будут предприняты новые научные экспедиции к системам Урана и Нептуна.

Кто последний на орбиту?

Начиная с Юрия Гагарина, в космосе побывали около 500 человек. При сохранении тех же темпов освоения космоса и с учетом расширения "космического клуба" общее число космонавтов-профессионалов, побывавших в космосе, к концу столетия может достичь 7-9 тысяч человек.

До 2015 года может быть открыта эпоха массовых путешествий в космос - на суборбитальных аэрокосмических самолетах SpaceShipTwo конструкции Берта Рутана.

Приняв на борт шесть пассажиров, два пилота доставят их на высоту 110 км, а через 5-7 минут они отправят свой лайнер в обратный путь. Стоимость билета за такой полет по "американской горке" всего около 200 тысяч долларов. Но, как подчеркивает доктор технических наук, главный научный сотрудник НИИ ЦПК им. Гагарина Борис Крючков, дешевизна эта кажущаяся. В действительности 1 минута суборбитального полета стоит почти в 25 раз больше, чем на российском корабле "Союз".

Компания заявляет о намерениях вывезти в космос 100 тысяч человек за 20 лет. Общее число туристов в космосе может за столетие составить 700-800 тысяч!

По оценкам экспертов, к 2040-2045 годам будет достигнут первый максимум космического туристического бума. Второй пик - около 2070-2080 годов. До 2020 года появятся орбитальные отели, где с комфортом будут размещаться сначала несколько человек, затем десятки. А в последней четверти века - сотни.

К 2070-2080 годам могут быть созданы многоместные лунные орбитальные космопланы, которые увеличат поток туристов к Луне. Возможно, до 200-300 человек в год. В 2080-2090 годах на больших лунных плато возможно появление туристических баз. И совсем уж из области фантастики: проживающие в них путешественники смогут выходить на поверхность Луны и совершать по ней поездки на луноходах.


Ретроспектива

Кто из великих ошибался в прогнозах

Лорд Кельвин, знаменитый британский ученый-математик и физик за 15 лет до полета братьев Райт: "Создание летательных аппаратов тяжелее воздуха невозможно".

Ли де Форест, профессор, изобретатель первых электронных ламп: "Только мечтатель вроде Жюль Верна может говорить о том, что возможно поместить человека в многоступенчатую ракету, запустить его в гравитационное поле Луны, а затем вернуть на Землю. Подобный пилотируемый полет невозможен".

Эрнест Резерфорд, первый ученый, которому удалось удачное расщепление атомного ядра: "Энергия, которая получается в результате ядерного распада, настолько незначительна, что любой, кто рассчитывает на получение дополнительного источника энергии от ядерной реакции, предается пустым мечтам".

В 1965 году выдающийся конструктор ракет Вернер фон Браун заявил:
"В недалеком будущем билет для путешествий на Луну будет стоить 5000 долларов".
Академик Игорь Васильевич Курчатов в 1956 году считал: управление термоядерной реакцией будет освоено через 10-15 лет.

В 1965 году после полетов "Востоков" и "Восходов" Сергей Павлович Королев, по свидетельству очевидцев, не в шутку, а всерьез говорил, что лет через десять-двадцать за выдающиеся заслуги трудящиеся будут летать в космос по профсоюзным путевкам.


Наталия Ячменникова

Источник:
"Российская газета" - Федеральный выпуск N5191 (112) от 26 мая 2010 г.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован