03 июля 2013
3495

Лечение по нелечебной визе: почему в России не развивается медицинский туризм

Среди российских товаров и услуг, востребованных на мировом рынке, особое место занимают медицинские услуги. Не секрет, что многие иностранцы едут к нам, например, поправить зрение с помощью лазерной коррекции или удлинить ноги на аппарате Илизарова. Казалось бы, государство должно всячески поддерживать клиники, которые развивают передовые медицинские технологии и привлекают пациентов из-за рубежа. Однако российским медучреждениям приходится преодолевать многочисленные барьеры. И это не всегда удается.Что мешает развитию? Группа врачей Волгоградского областного госпиталя ветеранов войн обратилась в редакцию с вопросом о визовых сроках для иностранных граждан, прибывающих к ним на лечение на длительный срок. Предположим, курс лечения иностранного пациента превышает три месяца. Поскольку такой пациент нетранспортабелен, он должен находиться в госпитале. Но миграционное законодательство ограничивает нахождение на территории России иностранных граждан тремя месяцами. Именно на такой срок выдается обыкновенная частная виза, по которой иностранец может прибыть в Россию на лечение (ст. 25.6 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). По-другому и не получается. Отдельного срока пребывания иностранных граждан, въезжающих исключительно для лечения, миграционное законодательство не устанавливает. Находиться в России в течение более длительного времени (до года) можно только при наличии определенных виз, например деловой. В стране немало медучреждений, которые способны предоставлять медицинские услуги мирового уровня, в том числе востребованные зарубежными пациентами. Но из-за визовых ограничений эти организации не досчитываются пациентов и выручки. Изучив законодательство, мы пришли к выводу, что проблема серьезная. Во-первых, миграционное законодательство действительно не позволяет иностранным гражданам, прибывающим в Россию на лечение, оформлять иные визы, отличные от частных, сроком не более трех месяцев. Если же иностранец приедет на лечение в медицинскую организацию по иной визе, отличной от частной, например по деловой, это будет нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность. Кроме того, иностранец может быть оштрафован за невыезд из России по истечении трех месяцев. Сумма штрафа в обоих случаях - от 2000 до 5000 руб. с возможным выдворением за пределы РФ и лишением права на въезд в Россию в течение пяти лет со дня выдворения (ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ и п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ). Медучреждение, оказывающее услуги иностранному гражданину, совершившему одно из названных правонарушений, может быть оштрафовано на сумму от 250 000 до 300 000 руб., а его должностные лица - на сумму от 25 000 до 30 000 руб. (ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ). Во-вторых, налицо нарушение прав. Законодательство в сфере охраны здоровья, регулирующее отношения по охране здоровья в России в том числе временно пребывающих иностранных граждан, дает им право заключать договоры с российскими медицинскими организациями на любой вид планового лечения. Под ним понимается оказание медицинских услуг на платной основе при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента (ст. 1, п. 3, 4 ст. 19 и п. 2, 4 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 5, 6 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 546). При заключении договора с иностранным гражданином у госпиталя возникает обязанность надлежащим образом, в том числе качественно, оказать медицинские услуги (ст. 307 и 309 ГК РФ). Для этого, как известно, требуется время, особенно когда речь идет об ортопедическом лечении. Как видим, в миграционном законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие иностранцам пребывать на плановом лечении в российских больницах в течение всего срока лечения - путем оформления одной визы либо путем продления уже выданной трехмесячной визы. Отметим, что законодательством продление действия визы предусмотрено только для экстренного лечения, то есть для оказания медицинских услуг при заболеваниях и состояниях, сопровождающихся угрозой жизни пациента (подп. 1 п. 4 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, п. 67 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335). К сожалению, а может и к счастью, плановое лечение не является экстренным. Наконец мы подошли к самому интересному. Рассматриваемые правоотношения регулируют три отрасли законодательства: гражданское, в сфере охраны здоровья и миграционное. Нормы гражданского законодательства и законодательства в сфере охраны здоровья предоставляют право иностранному гражданину и российской медицинской организации заключить договор на платное лечение, обязывая эту организацию оказать иностранцу плановую помощь без ограничений во времени. Но миграционное законодательство не дает иностранным гражданам и медучреждениям в полной мере воспользоваться предоставленными правами. Речь идет о заключении указанными лицами гражданского правового договора исходя из их воли (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Кроме того, миграционное законодательство подталкивает медучреждение к нарушению гражданско-правовых обязанностей по оказанию медицинских услуг иностранцам. Ведь, если госпиталь отправит за границу пациента до истечения срока действия визы, лечение так и не будет завершено. А значит, госпиталь не исполнит надлежащим образом свои гражданские обязанности, за что на него может быть возложена обязанность уплатить неустойку и возместить причиненные иностранному пациенту убытки (ст. 15, 330, 331, 393 и 394 ГК РФ). К тому же неоконченное лечение может привести к необратимым последствиям, угрожающим жизни и здоровью иностранного гражданина, то есть к причинению вреда его жизни и здоровью. И российскому медучреждению придется возместить вред (ст. 1064 ГК РФ). Получается, что, если медучреждение вовремя отправит своего иностранного пациента за границу, не возникнет административная ответственность за нарушение миграционного законодательства. Но есть вероятность, что наступит гражданско-правовая ответственность. Тем не менее в ситуации, когда медучреждение надлежащим образом окажет иностранному гражданину плановую медицинскую помощь в течение необходимого срока, превышающего три месяца, обе стороны договора нарушат миграционное законодательство. Что касается ответственности за неисполнение договора и причинение вреда, риск ее возникновения тоже есть: никто не застрахован от того, что пациент, не выехавший из России до истечения трех месяцев, не будет выдворен за ее пределы до окончания лечения. Таким образом, миграционное законодательство фактически ограничивает деятельность по оказанию иностранцам медицинских услуг с длительными сроками лечения (свыше трех месяцев). Иной возможности их продления (увеличения), кроме как нарушить законодательство, нет. Единственный выход - внести изменения в миграционное законодательство, поскольку именно оно определяет сроки пребывания иностранцев на территории РФ.

К сведению; Специальные визы для иностранцев, которым необходимо длительное лечение, предусмотрены во многих странах. Так, в США можно въехать для получения медицинской помощи по визе категории B-2. Срок ее действия - от года до двух лет. Иностранец может находиться в США в течение срока действия визы после того, как в порту прибытия сотрудник департамента отечественной безопасности США в документе, подтверждающем законность пребывания (карточка I-94), проставит отметку D/S (duration of status - в течение срока сохранения статуса въезжающего).

Опубликовано: "Ваш партнер-консультант" N19 (9435) за 2012 год стр.11, газета "Экономика и жизнь".

P.S. Этот материал опубликован, как продолжение темы, поднятой мною в статье "Большая государственная проблема", которую можно найти ниже на моей же здешней странице. С 2008 года, как возникла эта проблема, по ней было опубликовано несколько статей, сделаны запросы на сайты президента Медведева и президента Путина, обращение к депутату Госдумы от Волгоградской области. От депутата Госдумы и с сайта Медведева пришли ответы, что посланы запросы по этой теме в Федеральную Миграционную службу, и она сообщила, что не видит оснований что-то менять в миграционном законе, а с сайта Путина вообще ни ответа, ни привета... Так что воз и ныне там... Зато правительство у нас - Открытое! Михаил Гольдреер

 
 
 
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован