30 марта 2005
2558

Инна Святенко: Жизнь пешехода должна быть в безопасности

Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России растет с каждым годом. В прошлом году на дорогах погибло 35 тысяч россиян, что в 10 раз больше, чем в Англии, где количество машин примерно такое же. Сегодня у нас из каждых 100 тысяч человек в ДТП погибает 25 человек, тогда как в Финляндии только 5. Положение с аварийностью на российских дорогах можно назвать "национальным бедствием". Смертность от травм стоит уже на втором месте после смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а доля травм, полученных в ДТП, составляет 60 процентов. Виновными в большинстве дорожно-транспортных происшествий являются водители. О мерах, принимаемых в столице по повышению безопасности дорожного движения, рассказала председатель комиссии Московской городской Думы по безопасности депутат Инна Святенко.

- Инна Юрьевна, а какова ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в Москве? Какой вид ДТП является основным в столице?

- В Москве ситуация на дорогах достаточно сложная, и одной из причин этого является большое количество транспорта. На сегодняшний день в столице зарегистрировано более 3 миллионов автомобилей, не считая транзитных, к тому же поток автомобилей ежегодно увеличивается. Несмотря на усилия ГИБДД, дорожно-транспортные происшествия у нас случаются довольно часто, причем, согласно статистике, основным видом ДТП является наезд на пешеходов.

К сожалению, ни водителям, ни пешеходам не хватает внутренней культуры, для того чтобы быть взаимно вежливыми. Автомобилисты считают, что раз они на "железном коне", значит, у них есть преимущество, а пешеходы, понимая, что скоро они окажутся в нашем городе в меньшинстве, отстаивают свои права на то, чтобы с ними считались.

Если брать статистику за прошедший 2004 год, то доля наездов на пешеходов составила 52,8 процента от общего количества происшествий, что несколько меньше, чем в прошлые годы, но все равно этот вид ДТП остается у нас основным. Причем пешеходов сбивают даже в зоне пешеходных переходов. Так, в прошлом году на пешеходных переходах произошло 408 наездов на пешеходов, при этом погибло 66 человек, а ранено 364 человека. Всего же за 11 месяцев 2004 года в Москве в дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов погибло 652 человека и ранено 3850, то есть цифры пугающие, если даже сравнивать их с числом пострадавших от террористических актов. Но надо заметить, что в последние годы сокращается число дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. Например, в 2004 году количество таких ДТП сократилось на 11,5 процента.

- Вопрос о повышении безопасности пешеходов настолько важен, что он был обсужден на депутатских слушаниях в Мосгордуме. Что же предложило руководство ГИБДД для решения этой проблемы?

- Со стороны Госавтоинспекции было сделано несколько предложений. Так, на пешеходных переходах предлагается применять табло с индикацией времени горения сигналов, чтобы пешеходу было понятно, сколько секунд осталось до того момента, когда зажжется красный свет. При наличии таких табло пешеходу легче принять решение, начинать ему движение в сторону проезжей части или лучше подождать.

На слушаниях говорилось об использовании искусственных дорожных неровностей для принудительного снижения скорости движения автотранспорта. Такие неровности устанавливаются, в основном, на дорогах перед детскими и образовательными учреждениями, потому что это зона повышенной опасности, причем количество "лежачих полицейских" (как их называют в народе) с каждым годом возрастает.

Раньше искусственные дорожные неровности устанавливались стихийно, и это были настоящие "горбыли" на дороге, которые не соответствовали ГОСТам, из-за чего многие машины получали повреждения, потому что посадка у некоторых марок автомобилей низкая. Сейчас "лежачие полицейские" устанавливаются из специальных прорезиненных материалов, чтобы автомобилисты чувствовали себя комфортно.

Надо отметить, что в своих письмах избиратели часто обращаются с просьбой установить "лежачих полицейских" около той или иной школы для того, чтобы машины замедляли движение, а дети могли более спокойно себя чувствовать на дороге.

На депутатских слушаниях руководители ГИБДД говорили еще об одном методе повышения безопасности пешеходов - об установке направляющих пешеходных ограждений, которые не позволяют людям переходить улицу в неустановленном месте. По предложению Госавтоинспекции установка таких ограждений производится ГУП "Гормост" и префектурами административных округов города. Сейчас в Москве установлено 127 тысяч погонных метров направляющих пешеходных ограждений. Надо заметить, что пешеходные ограждения привлекли внимание некоторых рекламных фирм, по предложению которых и по согласованию с ГИБДД осуществляется установка ограждений оригинальных конструкций с элементами наружной рекламы.

Помимо этого, руководство Госавтоинспекции предложило выделять специальные полосы для движения городского транспорта, причем такие полосы должны располагаться вне проезжей части, поэтому их надо предусматривать при проектировании и строительстве новых дорог.

Хотелось бы отметить, что немаловажную роль в обеспечении безопасности пешеходов играет парковка автотранспорта. Сейчас нередко автовладельцы совершенно бесцеремонно паркуют свои машины прямо на пешеходных переходах, а пешеходы буквально выскакивают из-за машины. Трагедии происходят иногда даже на пешеходном переходе, и в таких случаях трудно выяснить, кто же все-таки был виноват, потому что водитель просто визуально не может видеть пешехода, который оказывается между двумя припаркованными на переходе машинами. Вот на депутатских слушаниях и шла речь об ужесточении санкций по отношению к таким водителям.

- Особенно тревожит тот факт, что продолжает расти количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях детей. Разработана ли система обучения детей навыкам безопасного поведения на дорогах?

- В последние годы среди детей проводилась большая профилактическая работа. На слушаниях выступал начальник ГИБДД города Москвы Сергей Казанцев, и он рассказывал о том, что на протяжении нескольких лет в школах преподаются Правила дорожного движения в рамках дисциплины "Основы безопасности жизни" (ОБЖ). Правда, преподаются эти правила учителями ОБЖ, а не сотрудниками ГИБДД.

А для того чтобы повысить профилактическую работу среди школьников, надо выделить Правила дорожного движения в отдельную дисциплину и, конечно, необходимо: привлекать к ее преподаванию сотрудников Госавтоинспекции. Очень приятно было услышать, что сотрудники ГИБДД готовы идти в школы и преподавать ребятам правила безопасного поведения на дорогах. Я думаю, что от этого будет только польза. Депутаты решили обсудить с руководством Департамента образования вопрос о выделении нескольких фиксированных часов для специального курса по Правилам дорожного движения, который будет преподаваться сотрудниками ГИБДД.

- Большое значение для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах имеет возрождение детских автогородков.

- Во времена моего детства в детских садах были специальные площадки, где малыши осваивали азы дорожного движения на самокатах и трехколесных велосипедах. Дети узнавали, на какой свет переходить улицу, куда смотреть и по какой стороне двигаться. Такая основа закладывалась с детства. Сейчас, к сожалению, такие городки в детских садах пришли в негодность, но их необходимо модернизировать и продолжать уроки с детьми.

Хочу напомнить, что в 1997 году было принято постановление правительства Москвы, а в 2001 году принят план мероприятий по улучшению условий дорожного движения, которыми предусматривалось строительство автогородков в каждом административном округе. Стандартный автогородок должен представлять собой закрытую площадку с нанесенной на ней различной разметкой, пешеходными переходами, всеми типами перекрестков, круговым, односторонним и двухсторонним движением. На такой площадке размещаются 50 дорожных знаковой 4 транспортных и 8 пешеходных светофоров. Здесь можно моделировать различные ситуации, которые встречаются каждый день на дорогах нашего города.

К сожалению, такие автогородки действуют сейчас только в Центральном и Западном административных округах. В других округах из-за отсутствия финансирования их строительство не ведется, хотя проектно-сметная документация составлена.

- Не кажется ли вам, что одной из причин большого количества ДТП на дорогах Москвы является плохая подготовка водителей? Говорят, что более трети тех, кто имеет права, вообще никогда не сдавали экзамены.

- Если говорить о работе автошкол, то, к сожалению, приходится констатировать, что уровень подготовки водителей очень невысокий. Ни для кого не секрет, что процедура сдачи экзаменов для получения водительских прав проходит несколько формально. Даже медицинскую справку для поступления в автошколу можно купить: об этом говорят объявления в газетах. Меня поражает такой оригинальный знак в виде затемненных очков, который вешает некоторые водители на заднее стекло. Когда объезжаешь такую, машину, то понимаешь, что водитель действительно полуслепой, и непонятно, каким образом он все-таки ведет машину: то ли на ощупь, то ли по звуку. Тем не менее это факт, поэтому медицинское освидетельствование тех, кто поступает в автошколу, должно быть на серьезном уровне.

Если у человека проблемы со зрением или еще какие-то проблемы со здоровьем, ему нужно воздержаться от вождения автотранспортного средства. Второй момент - многим не хватает того количества часов, которое предусмотрено в автошколах. В-третьих, существует система взяточничества, когда водительские права просто покупаются, а вы сами понимаете, какой уровень подготовки у такого водителя. Хорошо еще, если человек грамотный, возьмет и почитает Правила дорожного движения, может быть, у него и навыки вождения есть. А если ничего этого нет, а такой горе-водитель садится за руль - вот тогда и случается трагедия.

Статистика говорит о том, что большинство дорожно-транспортных происшествий совершают те, кто имеет водительский стаж менее двух лет. После двух лет вождения люди приобретают определенные навыки и ездят более аккуратно.

- Во время слушаний руководители ГИБДД говорили о необходимости усилить ответственность за нарушение Правил дорожного движения, так как сегодня штрафные санкции не являются адекватными мерами ответственности за совершение административных правонарушений и не в полной мере отвечают целям административного наказания. Предлагалось, в частности, базовую сумму (100 рублей) привести в соответствие с величиной минимального размера оплаты труда, а также внести ряд изменении в КоАП РФ, которые увеличат сумму административного штрафа за нарушение Правил дорожного движения. Какова позиция депутатов в этом вопросе?

- Я считаю, что административные санкции за целый ряд нарушений Правил дорожного движения, конечно, должны быть увеличены. На слушаниях депутаты говорили о готовности вносить изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и выступать с законодательными инициативами в Государственной Думе.

Беседу провела Людмила Столетнева
Московское собрание, 30 марта 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован