29 августа 2007
2973

Инна Святенко: `Романтиков с большой дороги` ограничат в правах

Почему мы беззащитны перед бомжами?



Этот вопрос не очень любят обсуждать, но именно он находится в числе проблем, которые больше всего беспокоят москвичей: "Когда же в Москве наведут порядок с бродягами?" Опустившиеся люди, запах от которых вызывает рвотный рефлекс, в общественном транспорте, подъездах жилых домов и на улицах города вызывают поток жалоб и обращений горожан.

Откуда берутся бомжи?

Наш мегаполис как магнит притягивает и положительное, и негативное. Острыми проблемами остаются бродяжничество и преступность. Преступники-гастролеры, наркоманы, проститутки, попрошайки и, конечно же, лица, занимающиеся бродяжничеством, стекаются в Москву из различных регионов России и ближайшего зарубежья. Они считают, что именно в столице проще найти средства к существованию, больше богатых людей, подающих милостыню, а совершив преступление, легче затеряться в толпе.

Если рассматривать лиц, занимающихся бродяжничеством, как социальную группу, то ее формирование происходит из разных источников. Главным является миграция, в основном в поисках заработка и возможности выжить при отсутствии жилья.

Миграционный поток, пополняющий ряды бродяг, можно разделить на две части. Во-первых, это безработные граждане, прибывающие в Москву из регионов России и стран СНГ, которые не могут устроиться на работу в Москве на законных основаниях или не хотят работать легально. Их зачастую обманывают работодатели, они остаются без документов и средств к существованию и опускаются до положения бродяг. Во-вторых, лица, занимающиеся бродяжничеством. Они считают, что им легче выжить в Москве, чем в том регионе, где они утратили жилплощадь.

Оказавшись в Москве в подобной ситуации, эти люди либо не могут выбраться из нее самостоятельно, либо уже не желают что-то менять в своей жизни. В этом реальная угроза как для самих бродяг, так и для безопасности москвичей.

Какой вред от бродяги?

При социологическом опросе лиц, занимающихся бродяжничеством, 17% на вопрос об источнике средств существования ответили - "беру то, что "плохо лежит", подразумевая воровство. Но я уверена - эта цифра значительно выше.

По данным ГУВД г. Москвы, среди лиц, занимавшихся бродяжничеством в Москве и помещавшихся в приемники-распределители органов внутренних дел, 3% находились в розыске за совершение преступлений.

37% московских бродяг имеют судимость, средний срок пребывания в местах лишения свободы - 8 лет.

Можно предположить, что некоторые из опрашиваемых лиц скрыли свое криминальное прошлое, и в реальности процент судимых в среде бродяг значительно выше.

Наивысший процент лиц, освободившихся из мест лишения свободы, отмечен среди "вокзальных" бродяг, которые фактически диктуют свои условия другим "обитателям" вокзалов.

Бродяги, живущие так называемыми семьями от трех и более человек, также в основном состоят из ранее судимых. Особо отмечу, что ранее судимые лица могут представлять реальную опасность для окружающих, так как в большинстве случаев они имеют колюще-режущие предметы, а порой и огнестрельное оружие. Именно они чаще занимаются воровством и грабежами.

Понятно, что многие преступления совершаются от безысходности, невозможности заработать иным путем, безразличия окружающих. Но, конечно, особую опасность представляют бродяги, неоднократно ранее судимые, которые просто живут такой криминальной деятельностью, не опасаясь последствий.

Зачем он спит в подъезде?

По данным Центрального бюро судмедэкспертизы, за прошедшую зиму на территории города от общего переохлаждения организма погибло более 370 человек. В большинстве случаев это неопознанные граждане, занимавшиеся бродяжничеством. Печальный факт. Но стоит напомнить, что зимой 2002-2003 годов замерзли насмерть 1223 человека. Резкий всплеск смертности бродяг произошел после закрытия приемников-распределителей. Городским социальным службам удалось снизить эту цифру более чем в три раза.

Социальные работники достигли таких результатов путем расширения "контингента", с которым они работают. Иногородние граждане получили возможность временно находиться в московских социальных учреждениях с последующей отправкой к постоянному месту жительства за счет городского бюджета.

Кто-то может сказать: зачем Москва тратит деньги на содержание и отправку иногородних граждан? Помимо чисто гуманного аспекта, такие меры заметно улучшают криминогенную и санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе.

А может, за 101-й километр?

Вопрос особо актуален еще и потому, что среди бродяг каждый пятый ранее болел туберкулезом, не говоря уже о невыявленных больных.

Интересен и факт, что в последние три года число обращений бродяг на санобработку от педикулеза и чесотки в городские санпропускники остается на уровне 145-146 тысяч санобработок в год и не растет. Но проблема сама по себе не решится.

Сегодня законодательство о социальном обслуживании предполагает добровольность и, как говорят юристы, заявительный характер. Все меры принуждения по отношению к бродягам и алкоголикам в нашей стране в переходный период были отменены - нет ни 209-й статьи Уголовного кодекса РСФСР, ни ЛТП, ни приемников-распределителей.

Но жизнь показала, что без принудительных мер воздействия эту проблему не решить. Опыт массовых волнений с поджогами и погромами во Франции заставил задуматься, что открытость границ, доступность помощи французских социальных служб, когда обратившемуся человеку не задают вопросов, привели к тому, что 70% среди пользователей социальных услуг там составляют нелегальные мигранты, то есть люди, которые пребывают в стране незаконно.

Гарантируя гражданам право на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания в России, важно определить границы, в пределах которых реализация данных прав не будет нарушать права других граждан. Но прежде чем спросить с человека, необходимо предоставить ему все возможности для нормальной жизни.

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует комплексный нормативный правовой акт, регулирующий статус лиц, замеченных в бродяжничестве. Это снижает эффективность мер по борьбе с этими негативными явлениями.

И, конечно, следует, как и предполагает проект федерального закона о бродяжничестве и бездомности, ограничить права и свободы лиц, занимающихся бродяжничеством, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов остальных граждан.

Кроме того, представляется целесообразным ввести на территории Российской Федерации специальный регистрационный режим для бездомных и лиц, занимающихся бродяжничеством.

Думаю, такие законопроекты позволят создать эффективную систему предупреждения бездомности, ограничения бродяжничества, а также социальной поддержки бездомных граждан. И, конечно, будут способствовать ликвидации этих негативных социальных явлений и оздоровлению общества в целом. Они наиболее важны именно для Москвы.

Инна Святенко, председатель Комиссии Мосгордумы по безопасности
Вечерняя Москва, 29 августа 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован