26 июля 2007
1977

Горький мед вокзала

Мы приехали смотреть строительство железнодорожного вокзала утром. Но даже если бы мы приехали ночью, то все равно застали бы строителей на рабочих местах. Работы там ведутся круглосуточно.
Контрольный срок - 15 сентября. До этого времени нужно завершить реконструкцию старого здания вокзала и строительство новых зданий - так называемых вставки и конкорса. Вставка - это великолепная конструкция с прозрачным стеклянным куполом и прозрачным же надземным переходом-галереей от остановки транспорта к залу ожидания на третьем этаже. Конкорс - это здание над путями и платформами.
Главный инженер "Неймаринженеринг" Зоран Маркович рассказывает, что первоначально проект предусматривал симметричное расположение здания вокзала. Вставка должна была быть именно вставкой и располагаться в центре, между двумя одинаковыми корпусами - старым и новым. Но когда дело дошло до финансирования, выяснилось, что денег не хватает. Пришлось пожертвовать новым корпусом. Сейчас строящееся и реконструируемое здания называются "первой очередью", а запланированные третий корпус и четырехэтажная парковка справа от вокзала - "второй очередью". Вторая очередь должна быть построена в ближайшие годы.
Реконструкцию старого здания ведет 21-й трест, финансируется она из бюджета Республики Башкортостан. Вставку и конкорс строит фирма "Неймаринженеринг" из Сербии и Черногории, оплачивает работы ОАО "Российские железные дороги". "Неймаринженеринг" победила в конкурсе проектов и с 2004 года ведет работы в Уфе. Проект разрабатывался специализированными институтами в Москве и Белграде, его автор - Горан Драгичевич.
Сейчас на строительстве вставки и конкорса работают 120 человек. Руководящее звено, специалисты и квалифицированные рабочие приехали из Сербии и Черногории. На подсобные работы принимаются и таджики, и узбеки, но их немного. Когда начнется отделка, примут еще 60 человек. "А пока лишние люди только мешают!" - сказал Маркович. В настоящее время ведутся инженерные работы - тянутся воздуховоды, пожарные системы. Почти готовы все коммуникации.
В главном зале "вставки" предусмотрено три эскалатора и три лифта, которые будут транспортировать пассажиров с первого на второй и на третий этажи, и обратно. Людям, прибывшим к вокзалу на трамвае, не нужно будет напрягаться и тащиться с сумками через привокзальную площадь. Сразу с остановки они войдут в надземный переход, поставят багаж на движущуюся дорожку - травелатор и въедут прямо в зал ожидания, к информационному табло. Точно так же пассажиры смогут проделать и обратный путь - к остановкам автобуса и трамвая. Тем, кто захочет поехать на такси, придется выйти из здания с первого этажа.
Очень внушительно смотрится купол вставки. Вернее, это пока просто каркас, без стекол, но уже красиво. Его высота - 25 метров. Остеклят купол стеклопакетом с солнцезащитной пленкой и утеплителем. Цвет предполагается желтовато-красноватый, как выразился Маркович, "цвет меда". В разное время суток цвет купола будет меняться. Окна главного здания, обращенные к городу, будут в витражах. Остальной фасад - алюминиевый.
Внутри пока помещение совершенно "раздетое", в нем есть только стены, и прокладываются инженерные сети. Поэтому возникают сомнения - успеют ли строители до часа Х воплотить все задуманное в жизнь.
- Это только кажется, что работы много, - уверенно ответил главный инженер, - сейчас начнем штукатурить, полы класть, все быстро пойдет!
Несомненная удача проекта - продолжение главного здания над железнодорожными путями - конкорс. Во-первых, эстетические плюсы. Если пассажиры, входящие в старое невысокое помещение, и не догадывались о близком соседстве реки Белой, то белградские архитекторы сразу разглядели все преимущества ландшафта и использовали их по полной программе. Сейчас с третьего этажа открывается чудесный вид на реку и заречные дали. Ну и чисто прикладные удобства этого решения - на эскалаторе можно будет спуститься прямо на нужную платформу и путь.
Возводить конкорс тяжело - для работы строителям предоставляют специальные "окна" между поездами. Но уже благополучно поставлены опоры, и положен пол строения над четырьмя железнодорожными путями. Осталось еще три проема. Эти работы планируется закончить до 20 августа.
На взгляд дилетанта, вроде бы все в относительном порядке, хотя, конечно, берут сомнения насчет сроков окончания работ. А вот специалисты беспокоятся гораздо больше. И не мудрено - они оперируют конкретными цифрами и фактами.
Вчера в Уфу приезжали вице-президент ОАО РЖД Олег Тони, курирующий вопросы капитального строительства, и начальник Куйбышевской железной дороги Анатолий Левченко. Целью их визита было обсуждение с Президентом и Правительством РБ хода строительства.
Когда приезжают большие начальники, собирается много других начальников, владеющих полной информацией по этому вопросу. Этот раз не стал исключением. Поэтому "БАШвестЪ" воспользовался случаем и взял у них интервью.
Вот что рассказал руководитель проекта, заместитель генерального директора компании "Неймаринженеринг" Виктор Мазанов:
- В связи с тем, что нет средств на финансирование нового здания вокзала, были пересмотрены проектные решения. Пришлось откорректировать уже готовые проекты, прошедшие экспертизу. Мы сделали их более экономичными - вместо трех зданий пока будет два. Новые решения сданы в экспертизу, на следующей неделе должно быть заключение. И, соответственно, будет определена сумма дополнительных работ.
- В чем трудности, связанные с недостатком финансирования? - продолжил Мазанов. - Сейчас мы вынуждены зарывать котлован, который выкопали под третий корпус. Меняется стена вставки, которая должна была соприкасаться с третьим корпусом. Мы ее закрыли, будем отделывать под цвет фасада этого здания. Проектное решение немного изменилось и во входной группе - были предусмотрены наклонные крылья, их не будет. И внутреннее содержание теперь будет немного иным - на него пойдут деньги, сэкономленные на третьем, не строящемся корпусе. Это около 300 миллионов рублей. Сейчас по графику мы пытаемся сдать это здание к 15 сентября. Успеем ли - это зависит от погоды, от частоты движения поездов, ведь мы же работаем в перерывах между движением. Скорее всего, мы успеем сделать каркас здания и будем вести к завершению отделочные работы.
Представителям ОАО "РЖД" не нравится то, что работы на вокзале ведут две организации. Заместитель начальника отдела технической политики Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги Григорий Принь выразился образно:
- Может ли быть порядок на кухне, если там две хозяйки? Так и здесь, был бы один подрядчик, с него можно было бы за все спросить. А сейчас поле деятельности четко не разграничено. В свое время руководители не скрепили устную договоренность документом, и возникают спорные вопросы.
Виктор Мазанов высказался конкретнее:
- В старом здании работы ведет 21 трест, у них свой график, который скрыт от наших глаз и не очень понятен. Не ясно, что будет закупаться. И вообще, там сейчас работы ведет какая-то другая проектная организация. Изменяется проект, а мы не в курсе дела. Когда корректировка проекта ведется не генпроектировщиком, а другой организацией, это проблема для ОАО "РЖД". Потому что новый проект должен пройти экспертизу, а как эта новая проектная организация ее будет проходить - непонятно.
В общем, проблем выше крыши, даже выше нового купола вокзала. Общая сметная стоимость строительства - 622 миллиона рублей без НДС. С начала строительства освоено 556 миллионов. В том числе, помимо строительства здания вокзала, 179 миллионов ушло на вынос технической экипировки со станции Уфа на станцию Чишмы - техническое обеспечение ОАО "РЖД" не без основания считает не менее важным, чем новый вокзал. Лимит на 2007 год уже подходит к концу. По словам Мазанова, в этом году планируется добавить для обеспечения дополнительного оборудования еще 108 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на наружные инженерные сети и коммуникации.
Ну и на сладкое ложка меда, но уже не белградского, а башкирского. Вчера в ходе визита в Уфу Олег Тони встретился с Президентом РБ Муртазой Рахимовым. Они договорились, что в 2008 году необходимо приступить к строительству объектов второй очереди - нового здания вокзала, многоуровневой автостоянки и к реконструкции подземного тоннеля под железнодорожными путями. Рахимов заверил, что в ближайшее время объекты первой очереди будут завершены. А вице-президент ОАО "Российские железные дороги" заверил главу республики, что в компании положительно решат финансовые вопросы по выделению в следующем году одного миллиарда рублей на завершение реконструкции вокзала.

Евгения Сюткина.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован