14 апреля 2006
12980

Галина Волчек: Меня долго убеждали, что я никчемный режиссер

15 апреля легендарный театр "Современник" отметит свой полувековой юбилей. В далеком 1956-м выпускники Школы-студии МХАТ Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Олег Ефремов задумали создать психологический театр, созвучный времени. Да и время - начало "оттепели" - как нельзя лучше подходило для смелых и дерзновенных творческих начинаний. Всякое было у "Современника" - падения и взлеты, разочарования и триумфы. О жизни "Современника" с его художественным руководителем Галиной Волчек беседует корреспондент "Родной газеты" Феликс Грозданов.

- Галина Борисовна, весь этот год вы то и дело повторяли, что юбилей театр отметит "только со зрителями". Раскройте тайну, что готовите?

- В этот день мы будем играть "Вечно живых" Розова, как и пятьдесят лет назад. Тогда, после спектакля, почти до утра шло его обсуждение со зрителями. Та ночь и стала началом "Современника". Теперь мы задумали ее повторить. Будет новый диалог с новым зрителем. Ни коллег, ни друзей, ни журналистов, ни чиновников мы не зовем к себе на праздник. Даже актерам нельзя будет привести своих родственников. В зале будут только зрители, которые оставались нам верны все эти годы.

- К юбилею театра в его репертуаре вновь появились "Пять вечеров" по пьесе Володина. Что заставило сделать ремейк прежнего легендарного спектакля?

- Это не ремейк, боже упаси! Я вообще не думаю, что какой-то спектакль можно без потерь восстановить. Да, нам предлагали в разное время вернуться и к "Войне", и к спектаклю "Двое на качелях". Но я отказывалась. А вот в "Пяти вечерах" все как-то сошлось: и наш любимый Александр Володин, и замечательные актеры Елена Яковлева и Сергей Гармаш. Да и просто захотелось посмотреть на ту историю глазами молодого режиссера. Я долго искала такого, кто не был бы отягощен грузом впечатлений, воспоминаний, а просто посмотрел бы сегодняшним взглядом на ту жизнь, на тех людей, на тех нас. И нашла. Ставит "Пять вечеров" Александр Огарев.

- Знаю, что до конца этого сезона зрителей ждет еще несколько премьер в "Современнике". Расскажите о них.

- У нас нет творческого портфеля, как бывало в прежние времена. Ведь сегодня нереально что-то запланировать, суметь подстроиться и под график режиссера, и под занятых в кино актеров. В эти дни мы выпускаем два новых спектакля - "Америка, часть вторая" Биляны Срблянович в постановке Нины Чусовой и "Три старушки под окном" Михаила Коломенского, режиссер Борис Мильграм. В июне у нас пройдут творческие вечера Чулпан Хаматовой и Дины Корзун. 25 мая - премьера спектакля "Клеопатра" Кирилла Серебренникова. Им и завершим сезон.

- После того как вы возглавили "Современник", сами на сцену не выходите. Почему?

- Так занята делами театра, что просто нет времени. Именно по этой причине я переехала из любимого Подмосковья в нелюбимую Москву, потому что не могу тратить на дорогу по 4 часа ежедневно. Не могу себе позволить думать о роли, образе, не могу найти время даже для заучивания текста! Ведь у меня в голове другие заботы: как и чем жить театру завтра, где найти хорошего режиссера, чем платить актерам зарплату? Но я все время играю, хотя зрителю этого и не видно. Постоянно, на каждой репетиции я столько раз вместе с актерами проигрываю их роли, что и подсчитать невозможно.

- Помню, когда юбилейный сезон только открывался, речь шла о том, что вы сыграете главную роль в спектакле "Жизнь впереди" по пьесе Ажана. Но сегодня про те планы что-то больше ничего не слышно.

- Да, постановка откладывается на неопределенный срок. Это связано с тем, что нынешние творческие планы скандально известного украинского режиссера Андрея Жолдака, оставившего Харьковский театр, связаны большей частью с Германией. И когда у него появится время для нас, неизвестно.

- На ваш взгляд, самое счастливое время для "Современника" уже было или еще впереди?

- Меня долгое время убеждали, что театра нет, что я его убила, что я бездарная актриса и никчемный режиссер. Так долго убеждали, что я начинала в это верить. Казалось, что все не так, все плохо. Потому моменты счастья запомнились особенно остро. Счастье - первая поездка театра в США, где нас встречали, как героев. Счастье - когда "Современник" получил там самую престижную театральную премию, в то время как в своей стране удостаивался лишь оплеух и пощечин. Счастье - когда после одного из недавних спектаклей "Крутой маршрут" во время поклонов кто-то из зрителей громко сказал: "Простите нас". Ну а разве не счастье, что мы отмечаем 50-летие театра? Даже самой не верится.

- За вами большой коллектив, большая история. Больше тридцати лет вы руководите театром. Кто помогал вам все эти годы?

- Многим людям я благодарна. Когда ушел Олег Ефремов - человек удивительный и друг замечательный, - думала, что все, конец. Театр остался без ведущего актера, без репертуара. Я - без сильного плеча рядом. И очень благодарна Игорю Кваше, который нашел нужные слова, помог не сломаться. Игорь вообще был всегда со мной рядом. Еще - Лилия Толмачева. Они никогда не изменяли театру, я доверяю им порой больше, чем себе.

СПРАВКА

Галина Борисовна ВОЛЧЕК родилась 19 марта 1933 года в Москве.

В 1955 году окончила Школу-студию МХАТ. В 1956 году вместе с Олегом Ефремовым и группой соратников участвовала в создании студии молодых актеров "Современник".

1962 год - режиссерский дебют - "Двое на качелях". В 1967 - "Обыкновенная история", Государственная премия СССР.

С 1972 года - художественный руководитель Московского театра "Современник". Ставит спектакли в США, Германии, Финляндии, Ирландии, Венгрии, Польше. Занимается театральной педагогикой за рубежом. Ведет курс лекций и практических занятий в Нью-Йоркском университете.

От первого брака, с Евгением Евстигнеевым, - сын Денис. Сегодня - известный режиссер кино ("Лимита", "Мама").

Народная артистка СССР (1988), кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1976) и "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1996).

"РОДНАЯ ГАЗЕТА"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован