25 июня 2005
3272

Анна Самохина: Я совсем не похожа на Риту!

В Петербурге появился первый частный театр "Театральный центр на Коломенской". Пока у него всего два спектакля. В одном из них -- "Влюбленный Мопассан" -- Анна и Александра Самохины, мать и дочь в жизни, играют мать и дочь. "Как они похожи!" -- отметили зрители.
Роковая красавица

В конце 80-х на экраны страны вышел фильм "Воры в законе" (по мотивам рассказов писателя Фазиля Искандера). Вора в законе сыграл неподражаемый Валентин Гафт, а его любовницу, роковую красавицу Риту -- Анна Самохина. Фильм имел оглушительный успех, в Риту-Анну влюбились, кажется, все мужчины. Такой красивой "восточной" актрисы в Советском Союзе просто не было. На нее буквально обрушился град предложений на роли "роковых красавиц" со всех киностудий страны! Позже Самохина скажет:

-- Я благодарна судьбе за то, что попала в этот фильм, он принес мне популярность. Однако с героиней фильма у меня нет ничего общего -- ни одного взгляда, шага. Я человек верующий, христианка. Но если бы меня снимали, какая я есть, было бы совершенно неинтересно. Я обычный человек, неэкзальтированный, неизбалованный, не люблю больших компаний...

-- Анна, как вы пережили тогда свалившуюся популярность?

-- Некогда было даже задумываться об этом, потому что с поезда -- в гостиницу, потом -- на съемки, в самолет, снова на съемочную площадку и обратно в дорогу. Там другая проблема была: как выжить. За четыре года я снялась в тридцати картинах. А сколько еще предложений было! В моду резко вошла проституция, которая вдруг обнаружилась в нашей стране. Но я категорически отказывалась от ролей проституток.

-- С фильмом вы тогда ездили по стране. Поклонники одолевали?

-- Поклонники нам не особо досаждают, разве что психически ненормальные люди да в состоянии алкогольного опьянения. Мы не эстрадные "звезды", у нас нет фанатов.

-- Правда, что фильм обругали критики, журналисты?

-- Да, говорили, что это "дешевка", "грубый кич", "конъюнктурщина"... А история все расставила на свои места. Зрители приняли фильм с восторгом. Столько лет прошло, и сегодня он уже похож на сказку, в нем нет грубости, пошлости. Там создан притягивающий образ свободной женщины, недаром же в рассказе она зовется "чегемской Кармен". Эта женщина не продается, не покупается, она свободна, способна на поступок, на все, что угодно, даже на убийство. Образ не вызывал отталкивающих впечатлений ни у женщин, ни у мужчин.

-- Вы с каким чувством смотрите сегодня "Воров в законе"?

-- За все эти годы я видела фильм раза три-четыре. Вообще не смотрю киноленты со своим участием, не могу смотреть на себя. Муж зовет из соседней комнаты, мол, иди, фильм, в котором ты снималась. Лишь иногда откликаюсь. Как ни странно, я много раз смотрела, раз семь (это рекорд для меня!) только "Китайский сервиз". Не из-за себя. Мне нравится этот фильм в целом, сюжет, актеры -- Сережа Безруков, Олег Янковский.
Свобода выбора

Удивительное дело: никто из питерских актеров не мог сказать, где же сейчас живет Анна Самохина -- в Москве? в Петербурге? Работает ли в театре? Все вспоминали лишь то, что в городе на Неве у нее ресторан...

-- Правда? Кому надо, знают, где я живу, - рассмеялась актриса, восхитительно красивая и сегодня. (В гримерке она готовится к выходу на сцену в роли французской маркизы).

-- Я занята в нескольких антрепризах. Нынче хорошее время для нас, свобода выбора. Актер может сам решать, где ему играть, у кого и с кем. Мне очень нравятся сейчас гастроли! Я давно не ездила по стране. А тут со спектаклем "Мастер и Маргарита" побывала на Украине. В Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке -- всюду полные залы.

А живу я за городом -- во Всеволожске Ленинградской области. Действительно, был период, когда переезжала в Москву, но как-то там не сложилось. Значит, не время было. Ну и слава Богу...

Анна Самохина родилась в Гурьевске Кемеровской области. Выросла в Череповце. В Ярославле окончила театральное училище и там же впервые вышла замуж -- за однокурсника Александра Самохина. Работали молодожены в Ростове-на-Дону, в ТЮЗе. В этом городе появилась на свет их дочка Александра. Первой ролью в кино для Анны стала Мерседес в телевизионном фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Узник замка Иф" по мотивам романа А. Дюма "Граф Монте-Кристо". Съемки проходили на Одесской киностудии. В том же 1988 году режиссер Юрий Кара пригласил Самохину на главную женскую роль в романтическом боевике "Воры в законе". Она была уже замужем, подрастала дочь.

-- До 24 лет я работала в Ростовском ТЮЗе, играя все, как положено: сказки, принцесс, чудовищ, жар-птиц, были роли и во "взрослых" спектаклях. Но вскоре пришлось уйти. Если я снималась, то коллеги возмущались:

-- А почему мы должны играть за нее сказку? Пусть прилетит из Москвы и играет свою Анчутку!

Актриса уходила на больничный, а мне приходилось лететь на спектакль. Я понимала тех актрис и если бы была на их месте, у меня тоже это вызывало бы раздражение. Это сейчас, когда отдельно оплачивается каждый спектакль, было бы у той актрисы Анчуток в десять раз больше, и она получала бы за них, соответственно, больше. Тогда же в свои выходные она должна была играть за меня, которая где-то, видите ли, снимается, за ту же зарплату. Согласитесь, несправедливо.

Я переехала в Питер, стала сниматься в двухсерийной картине "Дон Сезар де Базан" у Яна Фрида, это заняло почти год. Потом была "Царская охота" Виталия Мельникова, опять две серии и еще два года. За это время "обросла" знакомыми, связями, появились друзья и желание остаться в Петербурге. Ведь город -- это люди. Жили мы в гостинице и у друзей, свою квартиру купили не сразу. Ездила на съемки в Москву, Минск, Киев, Одессу... Но переезжать в Москву и все начинать сначала уже было тяжеловато.

-- А как вы попали в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола?

-- Мне очень помогли в жизни два сильных человека. Считаю, что в театре меня всему научил режиссер Вячеслав Алексеевич Гвоздков, он ученик Товстоногова. Я работала с ним в Ростове. А в кино -- Юрий Кара, ученик Герасимова. Гвоздков возглавил театр "Балтийский дом" (тогда -- имени Ленинского комсомола). Мы как-то с ним встретились, и он предложил мне интересную роль в спектакле "Шведский замок" по пьесе Франсуазы Саган. Роль мне понравилась. Спектакль был роскошный. Но в это время разразился жуткий театральный кризис. Даже в Питере стояли полупустые театры, а что говорить о "Балтдоме", который был не настолько популярен, как, скажем, БДТ или Театр Ленсовета. В зале на 800 мест -- 25 зрителей, на сцене -- два десятка актеров, огромные двухэтажные декорации...

Я ушла из театра достаточно скандально. Предупреждала, что мне стыдно играть в пустом зале. Не потому, что я сноб или вся из себя такая-разэтакая. Актер не может находиться на сцене с чувством стыда. Я извинилась перед публикой, сказала, что спектакля не будет и что я покидаю этот театр.

И в кино начался кризис. Студии не работали. На "Мосфильме" гулял ветер. Это было ужасно. Страшно! Настроение было самое упадническое. Соответственно, это отразилось на семейной жизни. Мой первый брак распался. Я вышла замуж за другого человека. Дима был кандидатом наук. Собрав деньги, где только можно, не крадя нефть, газ, мы влезли в долги и начали заниматься ресторанным бизнесом. Выстроили два ресторана в центре Петербурга -- "Граф Суворовъ" и "Поручик Ржевский", и вот уже десять лет прошло... Я -- один из учредителей. К сожалению, в связи с гастролями, немного запустила дело. Надо пересмотреть "политику", появились новые задумки. Часто удивляются, почему актеры заводят рестораны. Между прочим, это очень близкие сферы деятельности -- театр и ресторан. Если работаешь там, надо быть гибким, всегда находиться на волне. Мы выпускаем спектакли, и если точно попадаем в то, что хотят сегодня зрители, это замечательно. Так же и в обслуживании посетителей ресторана. Это психотерапия.
Мать и дочь

-- Анна, обычно актеры говорят, что не хотят, чтобы дети пошли по их стопам. У вас как было?

-- Естественно, мне тоже не хотелось. Но я не сопротивлялась, когда дочка поставила меня перед фактом. Ну что я сделаю? Я не вмешивалась, ей этого не хотелось, не готовила ее, не помогала. Все было по схеме, если можно так выразиться, "Райкин и сын".

-- Но фамилия ей помогла и помогает сейчас?

-- Знаете, сейчас вот Стас Пьеха дает много интервью и говорит: "А при чем здесь мои родители? Тем более бабушка, которая слово не то что за меня, за себя сказать не может!" И я в это верю.

Да, фамилия обратит на себя внимание. Оно, безусловно, сконцентрируется, заострится. Разве это плохо?

-- Какая Саша по характеру? Мягкая? Строптивая?

-- Очень добрая, отзывчивая девочка, надежный друг, на которого можно положиться. Она Скорпион. Ей присущи въедливость, самотерзания. Это в жизни. А какая в работе -- пусть коллеги скажут, актеры и режиссеры.

-- Каково вам вместе на сцене?

-- Мы на удивление партнерски не пересекаемся. Как-то так складывается, что я отыгрываю свои сцены, а потом вступает в работу она. Вот в спектакле "Мастер и Маргарита" я играю в первом акте, а Саша -- во втором. Я никогда не наблюдаю за ее репетициями. Знаете, как тяжело учителю, у которого в классе сидит собственный ребенок? Для нее я в театре партнер, коллега, мама же -- дома.

-- Вы очень похожи, и режиссеры этим воспользовались...

-- Да, схожесть нас преследует. Хотя говорят, что Саша больше похожа на Дженнифер Лопес... Наш творческий тандем образовался с сериала Дмитрия Светозарова "Три цвета любви". Саша там играет меня в юности, а дальше фильм продолжаю я. В "Черном вороне" я -- бабушка, Саша -- моя внучка.

Впервые дочь попала со мной в кино, когда ей было пять лет. Меня пригласили сняться вместе с ребенком. Правда, мы никогда не увидим тот фильм ("Волчья стая"). Его увезли за границу. Это шведская картина, ее снимали выходцы из Курдистана не для нашей страны.

Саша Самохина:

-- Я всегда мечтала стать только актрисой. Я такая мамина поклонница -- номер один! Все ее фильмы люблю и смотрела их, наверное, раз по тридцать... Восхищаюсь мамой, как женщиной, актрисой. Когда была помладше, подражала ей во всем. До смешного доходило. У мамы светлая кожа, у меня -- смуглая. Я покупала крем для лица на тон светлее, чтобы походить на нее!

Наверное, в жизни мне повезло. Хотя я в детстве почти не жила с родителями (меня растила бабушка). У меня всегда было хорошее материальное положение, я выросла нормальным человеком. Помощь от мамы сегодня, естественно, ощущаю в том, что у меня есть ее фамилия. Я учусь у нее. Например, благодаря ей поняла, как надо играть булгаковскую Маргариту. Представляете, в 20 лет, только окончив театральный институт, сразу получить такую роль?! Но я трезво смотрю на то, что у меня, может быть, не сложится карьера так, как у нее. Найду себя тогда в чем-то другом...
"Секреты" красоты

Рядом с Анной сегодня другой мужчина -- Евгений, ее третий муж. Они вместе три года.

-- Евгений, откройтесь: кто вы? Как можно было покорить такую женщину, как Анна?

-- (Рассмеялся): Я -- слуга народа. Отставной военный. Оставшуюся жизнь посвятил охоте... Как покорить? Доброта. Внимание. Ласка. Вот и все "секреты".

-- Анна, вы почти не изменились...

-- Но немного поправилась. "Секреты" же мои простые: высыпаться, отдыхать, иногда посещать курорты, санатории.

-- Жить на свежем воздухе -- прежде всего! -- добавляет муж.

-- И не пить? Не курить?

-- Ну почему? Что ж я, не человек? Иногда могу и закурить. И выпить -- с коллегами за премьеру, в праздники... В силу возраста я, конечно, уже придерживаюсь определенных правил. На свое счастье, не люблю сладкое и не люблю фрукты. Система Аткинса, где главное -- мясо и овощи, для меня идеальна. Утром съесть кусок мяса для меня так же нормально, как для другого -- кусочек сыра. Набрав вес выше нормы 20 килограммов, очень тяжело, я вам скажу, было избавляться от него...


www.vsp.ru
2005/06/25
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован