10 сентября 2004
1373

Анна Белова: `Реальные люди` давят своим весом

Сколько бы ни говорили в России о важности развития малого и среднего бизнеса, погоду на рынке по-прежнему делают крупные предприятия и холдинги. Поэтому всероссийский форум крупного бизнеса, прошедший на днях в московском "Президент-отеле", был назван соответствующе: "Предприятия, имеющие наибольший вес в экономике России: мифы и реальность".

Министерские работают "по-крупному"

Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, выступая на форуме, прямо отнёс вопрос развития малого бизнеса к... "маргинальным проблемам". Крупный бизнес, по его мнению, значительно жизнеспособнее, поскольку у него сильнее "пробивные" возможности, он легче преодолевает административные препоны и имеет большие ресурсы всех видов. Правда, если малое предприятие, в случае изменения рыночной конъюнктуры, может быстро переключиться с выделки пельменей на пошив платьев, то огромному холдингу это будет почти не под силу.

По заверению Шаронова, в сфере крупного бизнеса доля госсектора будет по-прежнему сокращаться. Заместитель Грефа (вполне в духе своего шефа) заявил, что государство в России "выполняет функции общественного договора", а хозяйствование в эти функции, по его мнению, не вписывается - как "несвойственный для государства" элемент. В связи с чем МЭРТ даже собирается подкорректировать самого Президента, расширив созданный главой государства список подлежащих приватизации стратегических предприятий. Правда, какие именно объекты министерство хочет продать вопреки мнению Владимира Путина, Андрей Шаронов назвать отказался.
Государству же, по его мнению, следует не держать заводы в госсобственности, а лишь "создавать институты рыночной экономики, используя свои эксклюзивные права". А еще - подготовить российскую промышленность к неизбежному шоку от вступления в ВТО, предоставив ей некий "буферный период" для адаптации к жёстко-конкурентным условиям мировой экономики.

Однако, вопреки желаниям г-на Шаронова, в рейтинге предприятий, "имеющих наибольший вес" в российской экономике, первые места занимают не частные холдинги, а естественные монополии с государственным контрольным пакетом. На "пьедестале почета", например, стоят РАО "Газпром", ОАО "РЖД" и РАО "ЕЭС России". Из рейтинга также следует, что наибольший вес в экономике страны имеют сырьевые добывающие предприятия, в первую очередь связанные с нефтяным сектором, а также металлурги. Машиностроителей в этом списке весьма немного, и первый из них - гигант "АвтоВАЗ" - лишь на 9-м месте. Пищевики же вообще удостоились максимально 41-й строчки - в лице пивоваренной компании "Балтика".
Интересно, что из рейтинга выпал "заживо похороненный" "ЮКОС", хотя подавляющее большинство активов этой компании у нее пока не отобрали (сами авторы списка объясняли отсутствие "ЮКОСа" тем, что он "не предоставил информацию" для рейтинга). В отсутствие опального нефтяного короля "жёлтую майку" лидера российской "нефтянки" надел "Лукойл", удостоившийся 4-го номера в общем рейтинге "весомости".

В рынок - на "голубом вагоне"

Не секрет, что естественные госмонополии, в изобилии представленные на форуме крупного бизнеса, очень стремятся исключить из своего имени приставку "гос", в связи с чем поголовно одержимы проектами самореформирования. К примеру, РАО "ЕЭС России" к 2008 году надеется вывести из-под госконтроля тепловые оптогенерирующие компании, двадцать ТГК, а также службы сбыта и ремонта, о чем сообщил член правления энергохолдинга Василий Зубакин. "К 2008 году РАО "ЕЭС" перестанет быть крупнейшим игроком на рынке электроэнергии, - заявил он, - его правопреемниками станут независимые компании". Аналогичные планы вынашивает и ОАО "РЖД", стремящееся выделить из своего состава отдельные пассажирские и грузовые дирекции.
Замглавы МЭРТ Андрей Шаронов даже вынужден был напомнить монополистам, что естественные монополии должно реформировать только Правительство России, а холдингу Чубайса персонально сообщил, что этот "монопольный сектор будет пока оставаться в ведении государства".

Что касается "Российских Железных Дорог", то у них на ближнемагистральных перевозках конкурент всё же имеется - в лице автомобильного транспорта. Однако вице-президент рельсового холдинга Анна Белова автоперевозчиков серьезными соперниками не считает, поскольку, по ее мнению, огромные расстояния и специфика перевозимых грузов "по умолчанию" обеспечивают в России победу путейцам. По ее статистике, 84% грузов перевозятся в России по железной дороге и лишь 6% - по асфальтовой. Серьезность автомобильного соперничества Анна Белова признаёт только для контейнерных перевозках и на северо-западном направлении (в сторону Хельсинки). В Европе же, отметила она, из-за небольших расстояний автотранспорт для железных дорог - конкурент более чем серьезный.

Претензий к ОАО "РЖД" у субъектов рынка оказалось значительно больше, чем к "империям" Миллера и Чубайса. Предприятия-владельцы собственных вагонов не преминули упрекнуть монополиста в создании таких тарифных условий, при которых грузовой вагон РЖД окупится за 8-9 лет, а частный - примерно за столетие. Участников форума интересовали причины роста числа фирменных поездов (с соответствующим подорожанием билетов), а также то, почему "РЖД" не хочет возить льготников, и на какого вообще потребителя ориентируется рельсовый холдинг на рынке пассажирских перевозок.

На всё у "стальной" госпожи Беловой был один ответ: "Рынок есть рынок". Не нравятся условия перевозки своими вагонами - используй наши и плати, соответственно, нам. Социальная функция госмонополии по обслуживанию льготников, по мнению г-жи Беловой, не имеет к "РЖД" абсолютно никакого отношения, поскольку эта функция "нерыночна" и должна быть полностью "перевалена" на Минфин. "Почему грузоотправители должны оплачивать льготников?" - возмущалась госпожа Белова. А фирменных поездов в России, оказывается, всего 120 (правда, сколько нефирменных, вице-президент ОАО "РЖД" предпочла не называть). "Это как толлвей. Не хочешь ехать по платной дороге - рядом есть муниципальная", - заявила леди-путеец.
В качестве примера такого "толлвея" она привела скоростной пригородный поезд "Спутник" Москва-Мытищи, параллельно с которым "ходит обычная зелёная электричка". Цвет "обычной электрички", кстати, видная железнодорожница явно подзабыла: на Московско-Ярославском направлении все пригородные электропоезда давно перекрашены из зелёного в голубой.

Паникёров будут "бить рублём". Или долларом

В успешном развитии российских предприятий немалую заинтересованность испытывают банки, которые видят в них крупных заёмщиков. Как полагает вице-президент "БИН-банка" Сергей Ануреев, частные российские банки для большинства заводов и фабрик остаются единственным способом получить наличность, поскольку выпуск евробондов или кредит западного банка доступны лишь "избранным", а допэмиссия акций или выпуск облигаций имеют определенные сложности и не гарантируют притока средств.

Однако, отметил Ануреев, кредит предприятиям должен быть "дешевым" и "длинным", то есть выдаваться на длительный срок под очень небольшие проценты.
Сейчас же за рублевый кредит приходится платить около 20% годовых, и занять удается в лучшем случае на год. При этом даже в нынешних условиях ставка кредита "для обычного российского предприятия" может быть снижена до 10-12% в рублях и до 3% - в валюте. Правда, для этого Правительству России необходимо будет уравнять в правах частные банки с государственными. "Более высокие проценты в частных банках - это премия за риск", - заявил Сергей Ануреев.

Главным требованием банковской сферы, о котором было заявлено на форуме крупного бизнеса, стала отмена права вкладчиков досрочно снимать со счетов свои денежные средства. По мнению того же Ануреева, такая непопулярная мера может быть продавлена аналогично закону об "автогражданке", и после непродолжительного взрыва возмущения в народе станет привычной. Острая необходимость запрета гражданам распоряжаться своими деньгами, доверенными банкам, мотивируется тем, что именно одномоментное изъятие денег со счетов привело к краху ряда московских банков, включая "Гута-банк", летом этого года.
Правда, возможны послабления - г-н Ануреев предлагает милостиво разрешить досрочно снимать суммы до пятисот долларов. Если больше - вкладчику придется обращаться в Центробанк или платить штраф, наподобие печально известной "десятины" "Альфа-банка".

...Если глава Ассоциации региональных банков Александр Мурычев в своем выступлении ухитрился уйти от прямой поддержки предложений своего коллеги, то зампред кредитного комитета Госдумы Анатолий Аксаков безоговорочно поддержал вице-президента "БИН-банка" и сообщил, что российский парламент будет в нужном направлении менять Гражданский кодекс - после запуска системы страхования вкладов.

Александр Мурычев же предложил обратить внимание на то, что многие банки были созданы промышленными холдингами и рассматриваются ими в качестве своих "кошельков", обязанных давать деньги по первому требованию. Когда же банк обращается за возвращением кредита, "хозяин" устраивает скандал. По мнению главы Ассоциации, должна быть обеспечена независимость кредитных учреждений, в том числе тем, что кредитовать предприятия следует только под залог их недвижимости.

Со стороны самих банков проблем в кредитовании не предвидится, поскольку они обладают колоссальными "неработающими" средствами. В первую очередь это касается накопительных частей пенсий и обязательных резервов - по данным замглавы Департамента финансовой политики Минфина Андрея Воронцова, в доверительном управлении управляющих компаний находится 47 миллиардов рублей, и эта сумма будет только расти (первые выплаты пенсий по новой схеме начнутся только в 2013 году).

Куда вкладывать эти деньги, непонятно даже Минфину, поскольку в ближайшие годы государство не будет активно занимать на внутреннем рынке, а в "случайные" бумаги нельзя вложиться по закону. Сейчас же 77% "пенсионных средств" вложено в ценные госбумаги. С принятием очередной серии законов и запуском системы страхования вкладов количество пассивных резервов станет просто угрожающим, и банкиры логично видят выход в кредитовании отечественных товаропроизводителей. "Банковский сектор России вполне адекватен экономике, которой мы располагаем", - подчеркнул Александр Мурычев.


10/09/2004
http://www.rosbalt.ru/2004/09/10/177179.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован