Эксклюзив
12 ноября 2008
23224

Алексей Подберезкин: Социальная политика и опережающее развитие

Принятый в марте 2007 г. проект бюджета на 2008-2010 год, на мой взгляд, игнорирует потребности опережающих инвестиций в человеческий капитал. Он - инерционен. И эта инерция, как предполагается, сохранится еще на 3 года. Так, при общем росте расходов в реальном исчислении за три года на 18,1%, на образование доля расходов снижается с 5% в 2007 году до 4,2% в 2010 году, а на здравоохранение - с 3,8% до 4% .



Притом, что на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность расходы вырастут в 1,5 раза. Это, очевидно, говорит о приоритетах правительства РФ. Как видно из анализа проекта бюджета, сделанного экспертами Счетной палаты, приоритеты развития потенциала человеческой личности в бюджетной политике отражены явно недостаточно .

В реальном выражении расходы на образование в целом несколько возрастают в 2008 году, а затем сокращаются, что обусловлено завершением реализации большей части мероприятий ПНП "Образование".

Практически неизменны (в реальном выражении) расходы на среднее и высшее профессиональное образование, молодежную политику и оздоровление детей.

Снижаются расходы на начальное профессионально образование, прикладные научные исследования в области образования и другие вопросы в области образования.

Резкий рост в 2010 году расходов на общее образование связан с резервированием бюджетных средств, передаваемых в форме межбюджетных трансфертов субъектам РФ на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство.




Сокращение в 2009-2010 гг. объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, в 2009-2010 годах по сравнению с 2007-2008 годами обусловлено уменьшением ассигнований, направляемых на проведение разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также расходов инвестиционного характера.

При этом значительно сокращается доля расходов на периодическую печать и издательства.

Рост расходов предусмотрен только на проведение прикладных научных исследований.

При сокращении расходов в реальном выражении по разделу в целом в 2008 и 2009 году, к 2010 году они несколько превышают уровень 2007 года.

По подразделу скорая медицинская помощь основное снижение реальных расходов предусмотрено в 2010 году. Аналогичная картина наблюдается по подразделу физическая культура и спорт.

В структуре расходов по данному разделу основная их часть приходится на здравоохранение - 86,2% в 2010 году (как и в 2007 году).

Рост ассигнований на другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта в 2008 году связан с увеличением бюджетных инвестиций в федеральные целевые программы, в строительство объектов общегражданского назначения, а также на международное сотрудничество. В 2009-2010 годах ожидается их снижение относительно уровня 2008 года.


Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение (в процентах к общему объему ассигнований по разделу, соответственно 67,1 - 81,6% и 30 - 29,3%).

При этом учет инфляционных процессов показывает, что при росте расходов на охрану семьи, материнства и детства, пенсионное и социальное обеспечение, расходы на социальное обслуживание население прогнозируются на уровне, незначительно превышающем уровень 2007 года, при снижении расходов на прикладные научные исследования и другие вопросы в области социальной политики.

Такой бюджет позволяет говорить, во-первых, о том, что заявления президента о приоритетах развития человеческого капитала не находят реального обеспечения в бюджете страны, а, во-вторых, что сама среднесрочная идеология и стратегия правительства остается по-прежнему инерционной, ориентированная прежде всего на сохранение нынешних макроэкономических тенденций.

Вопрос о том, что же делать? - риторический. В принципе общественное мнение к весне 2008 года пришло если не к консенсусу, то к самому общему пониманию больных точек и первоочередных мер в социальной политике. Так, С.Глазьев предлагает выделить несколько ключевых проблем, волнующих общество, и предложить конкретные планы их решения.

1. Запредельное социальное неравенство, вызывающее острое неприятие подавляющего большинства населения. Причина этого неприятия заключается не только в массовой бедности, но и в традициях русской и советской культуры, в которых фундаментальное значение имеет принцип социальной справедливости. Для решения этой проблемы необходимо:

- привести минимальную оплату труда в соответствие с прожиточным минимумом;

- удвоить оплату труда работникам бюджетной сферы, исходя из принципа выравнивания ее уровня со средней зарплатой в производственной сфере;

- исправить ранее сделанные ошибки в угоду недобросовестным предпринимателям и коррумпированным чиновникам - восстановить прогрессивную шкалу подоходного налога, налоги на наследство (на имущество, приобретенное после 1991 г.) и дарение;

- ввести прогрессивный налог на прирост капитала для собственников приватизированных предприятий (уплачиваемый с разницы между ценой приобретения активов в момент приватизации и ценой их продажи на рынке);

- ввести прогрессивный налог на земельные участки (начиная с 20 соток), используемые в частных потребительских целях;

- приступить к восстановлению дореформенных сбережений граждан (соответствующая программа разработана и может быть реализована в течение 8 лет).

2. Отсутствие перспективы самореализации для большинства молодых людей. Решение этой проблемы потребует серьезных системных и длительных усилий в следующих направлениях:

- реальная модернизация системы образования, ключевым звеном которой должно стать повышение оплаты и престижа труда учителя;

- организация доступного беспроцентного образовательного кредита с его погашением после трех лет с момента получения диплома;

- создание системы поддержки научно-технического и предпринимательского творчества молодых специалистов;

- льготная ипотека для молодых семей с частичным погашением кредита государством после рождения детей;

- восстановление системы профессионально-технического образования, финансируемого за счет федерального бюджета;

- резкое ужесточение наказания за распространение наркотиков;

- устранение брешей в ограничении оборота алкогольных напитков, "пробитых" лоббистами пивной и слабоалкогольной промышленности (включение пива и других слабоалкогольных напитков в число алкогольных);

- восстановление сетей детских садов, спортивных, музыкальных, художественных, языковых школ и секций, домов культуры, досуговых центров для детей и молодежи; восстановление права муниципальных властей заниматься этой деятельностью (исправление ошибки в распределении полномочий между уровнями власти).

3. Повышение уровня пенсий при одновременном завершении пенсионной реформы. Для этого целесообразно средства Стабфонда направлять не на дотирование текущих пенсионных выплат, а на формирование накопительной составляющей пенсионной системы.

В этих же целях может быть использована программа восстановления дореформенных сбережений с их целевым использованием в качестве пенсионных накоплений.

4. Дальнейшее наращивание жилищного строительства в рамках как уже принятых программ, так и развертывания новых с одновременным устранением образовавшихся узких мест. В том числе:

- бесплатное выделение земельных участков для массового жилищного строительства на условиях конкурса по минимизации цены квадратного метра жилой площади;

- резервирование соответствующих городских земель в муниципальной или государственной собственности;

- введение жестких антимонопольных мер в отношении цементной промышленности, реализация специальной программы модернизации и расширения промышленности стройматериалов;

- организация централизованного льготного кредитования модернизации жилищно-коммунального хозяйства;

- субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам.

5. Оздоровление населения, повышение продолжительности жизни.

Наряду с продолжением уже осуществляющихся мер в рамках нацпроекта Здоровье необходимо:

- реализовать крупномасштабную программу восстановления отечественной фармакологической промышленности на основе современных достижений молекулярной биологии, создать в этих целях государственную биотехнологическую корпорацию;

- развернуть широкое использование в современных технологий диагностики, основанных на достижениях клеточной медицины;

- ввести механизм реальной ответственности страховых медицинских кампаний за оказание качественных медицинских услуг их клиентам;

- сохранить многоканальную систему финансирования здравоохранения, существенно увеличив ассигнования из федерального бюджета на модернизацию сети государственных медицинских учреждений;

- развернуть кампанию борьбы с курением, повысить акцизы на табачные изделия до уровня развитых стран;

- кардинально повысить эффективность госконтроля за оборотом алкогольной продукции, разрешить местным и региональным органам власти вводить любые дополнительные ограничения.



Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор.

www.viperson.ru

12.11.2008

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован