15 марта 2007
2153

АЛЕКСЕЙ БОБРОВ: `НА ТЕРРИТОРИИ УРАЛА И ВОЛГИ СОЗДАЕТСЯ ЕДИНЫЙ ЭНЕРГОСЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС`

Энергетика России находится на ключевом этапе реформирования. Изменения в энергетике затрагивают все сферы экономики и промышленного производства, поэтому не случайно этим вопросам уделяют пристальное внимание не только руководители отрасли, но и представители государственной власти самого высокого уровня. Тема энергообеспечения была одной из главных на недавнем Совете губернаторов при полномочном представителе Президента РФ в УрФО. Об итогах заседания совета и о том, как идет реформа энергосистемы Большого Урала рассказывает руководитель одной из важнейших структур на новой "энергетической карте" страны - генеральный директор ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала и Волги" Алексей Бобров.

- Алексей Олегович, о реформе энергетики уже многое сказано и написано, тем не менее, и вопросов остается достаточно. Расскажите, в чем основная суть реформы, и как будет выглядеть энергетический комплекс после завершения преобразований?

- Реформирование направлено в конечном счете на то, чтобы создать современную и эффективную национальную экономику, поскольку именно энергетику можно назвать ее "кровеносной системой". Основным инструментом реформы является разделение видов энергетического бизнеса и "погружение" в условия свободного рынка потенциально конкурентных отраслей, а именно - сбыта и генерации энергии. Транспортировка останется монопольным видом деятельности, контролируемым государством.

Что это означает в плане структуры энергетики? Из прежних АО-энерго выделяются профильные направления бизнеса, которые входят в новые межрегиональные организации. Тепловые электростанции "местного значения" объединяются в Территориальные генерирующие компании (ТГК), крупные электростанции федерального значения - в Оптовые генерирующие компании (ОГК). Параллельно выходят на рынок поставщики энергии - как выделяющиеся из прежних АО-энерго, так и новые, независимые структуры. Что касается сетевого комплекса, то здесь распределительные сети напряжением 110 кВ и ниже находятся в ведении 15 распределительных сетевых компаний (РСК), существующих под знакомыми брендами АО-энерго: "Свердловэнерго", "Челябэнерго" и т.д. Эти компании и объединяет наш холдинг - "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала и Волги". Сегодня можно отметить, что мы перешли от организационного этапа своей деятельности к этапу отраслевой консолидации и непосредственному решению задач по бесперебойному, качественному и надежному снабжению потребителей.

- В последнее время именно вопросы надежности энергоснабжения выходят на первый план - об этом говорят и руководители РАО ЕЭС, эти вопросы поднимались на совещании у Полномочного представителя Президента РФ в УрФО с участием губернаторов регионов. За счет чего сегодня обеспечивается безаварийность и безопасность энергоснабжения?

- Действительно, надежность энергоснабжения мы выделяем как приоритет в нашей работе. Эта проблема имеет много аспектов. Мир меняется, появляются вопросы энергетической безопасности, террористических угроз, про которые, допустим, лет десять назад никто не говорил.. Поэтому, например, мы особенно внимательно относимся к работе с так называемой первой категорией потребителей - предприятиями, расположенными на территории бывших "закрытых" городов Среднего и Южного Урала. Для обеспечения их надежного энергоснабжения мы очень плотно взаимодействуем с силовыми структурами, органами ФСБ, структурами ГО и ЧС.

Важно понимать, что от сбоев, причинами которых могут быть какие-то технические моменты, хищения, иные форс-мажорные обстоятельства, никто не застрахован. Наша задача - сделать так, чтобы на потребителе эти сбои никак не отразились. Для этого, собственно, и работаем. Пока получается обходиться без серьезных негативных последствий. Даже при серьезных авариях все вопросы удавалось решить за 30-40 минут.

Недавно мы провели подробное обследование электросетевого оборудования, находящегося в ведении "МРСК Урала и Волги". В результате появился конкретный план работ по ремонту и техническому перевооружению. Общий объем средств, которые будут направлены на эти цели - порядка 9 миллиардов рублей. Из них на глобальную реконструкцию пойдет не более 25%, остальное - на мелкие и средние технические мероприятия.

- Когда речь заходит о модернизации энергетики, сразу приходит мысль, что платить за это придется потребителю, поскольку вложения наверняка подразумевают рост тарифов...

- На самом деле, мы будем привлекать под техперевооружение и модернизацию инвестиционные средства. Сетевое хозяйство многие годы недофинансировалось, и государство, в том числе, в лице руководства РАО ЕЭС прекрасно понимает, что ситуацию надо исправлять. Поэтому вложения в энергосистему будут достаточно значительными - как со стороны акционеров, так и, надеемся, со стороны тех инвесторов, которые заинтересованы в развитии энергетического комплекса с точки зрения расширения своих производственных мощностей.

Что касается тарифной политики, то в этом вопросе я бы посоветовал обойтись без лишних спекуляций. На мой взгляд, вообще неправомерно говорить о росте тарифа, если повышение стоимости электроэнергии укладывается в рамки роста инфляции и других базовых финансовых показателей - средней заработной платы, пенсии и т.д. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) должна принять предельный рост тарифа на следующий год, а окончательную цифру будут определять региональные энергетические комиссии. Кстати, руководство ФСТ уже согласилось с предложением РАО "ЕЭС России" о том, что тарифы на электроэнергию должны индексироваться на уровень не прогнозной, а фактической инфляции. К примеру, в нынешнем году Правительством прогнозировался 8,5%-ный рост потребительских цен, однако еще в первом полугодии прогноз пришлось пересматривать в сторону увеличения, и сейчас он составляет 10-11%. Тарифы на электроэнергию при этом выросли на 9,2%.

- Какие направления деятельности, помимо обеспечения безаварийного энергоснабжения, являются базовыми для сетевых компаний?

- Перед "МРСК Урала и Волги" сегодня стоит задача по созданию единого энергосетевого комплекса на территории всех субъектов Федерации, где работает наш холдинг. К примеру, сегодня только в Свердловской области существует более сотни различных организаций, которые занимаются обслуживанием и эксплуатацией электросетей. Речь не идет о том, что все мелкие собственники в одночасье исчезнут, хотя мы и ведем определенную работу с этими структурами по слиянию и поглощению. Однако в любом случае взаимодействие между субъектами рынка должно быть простроено таким образом, чтобы потребитель не чувствовал разграничений. В этом и смысл единой энергосистемы - на всей территории должна существовать единая диспетчерская служба, единая противоаварийная защита, единые стандарты эксплуатации оборудования, система запасов энергии и т.д. Помимо прочего, это будет и существенным вкладом в решение проблемы энергобезопасности.

- Вы уже упомянули о том, что энергетика тесно связана с движением экономики в целом. Мы видим, как бурно сегодня развивается промышленность, что неизбежно означает рост энергопотребления. Возможно ли возникновение дефицита энергии в регионе?

- Сегодня уже 3,5 млн. человек живут в условиях энергодефицита. Средний рост потребления по УрФО составляет 4%, что в принципе немного - при таком росте мы выходим на пик энергопотребления, аналогичный 1990-му году, не раньше 2008 г. Однако в крупных городах иная ситуация: Екатеринбург, Челябинск, Ноябрьск, Сургут, ряд других мегаполисов уже растут на 10% ежегодно. В конце сентября эта тема обсуждалась, например, на совещании у тюменского губернатора Сергея Собянина. В Тюменской области вопросы энергодефицита в ближайшее время могут возникнуть не только в самом городе, но и, например, на юге области, а значит, необходимо повсеместное введение серьезных генерирующих мощностей, новых сетевых комплексов и т.д.

По нашим оценкам, сетевые компании должны в ближайшие годы обеспечить подключение новых потребителей суммарной мощностью до 9000 МВт. Это потребует больших организационных и финансовых затрат. При этом подчеркну, что подвергать риску энергоснабжение никто не собирается. Задачи стоят очень серьезные, и мы понимаем, каким путями их решать. До конца года мы подготовим и согласуем с руководителями регионов и крупнейших муниципальных образований поэтапные планы по развитию энергоснабжения, которые, уверен, будут реализованы.

Интервью А.О. Боброва журналу "Уральский федеральный округ", No 9-10 (сентябрь-октябрь 2005 г.)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован