22 декабря 2000
4948

Александр Смоленский поплыл

Основатель СБС-Агро хочет стать судовладельцем
Вчерашний прогноз нашей газеты о том, что Александру Смоленскому (имя которого сейчас не склоняет только ленивый) самое время делать ответные шаги, себя оправдал. В ответ на вопрос корреспондента газеты "Время новостей", не мешают ли бизнесу олигарха постоянные обвинения в уводе активов от кредиторов СБС-Агро, г-н Смоленский предложил дождаться вторника, когда будет обнародовано его обращение о ситуации вокруг банка. На вчерашней пресс-конференции он отказался сообщить подробности, но попросил считать это публичной офертой. По имеющейся информации, речь идет о его предложении кредиторам (в первую очередь вкладчикам) реструктурировать долги СБС-Агро.

Второй сенсационной новостью стало сообщение о создании холдинга "Национальная судоходная компания" (НСК), учредителями которого в равных долях стали союз "Финансово-промышленная федерация" (ФПФ, где Смоленский является председателем совета директоров) и Дальневосточная государственная морская академия. Александр Павлович, известный размахом своих замыслов, и на этот раз не стал мелочиться и решил заняться возрождением национального коммерческого флота России. К слову, Россия, потеряв собственный флот, тратит ежегодно 2 млрд долл. из бюджета на фрахт иностранного.

Свое новое увлечение глава ФПФ объяснил тем, что в банковской системе -- переизбыток ресурсов, развиваются негосударственное пенсионное страхование и страховой рынок, а инструментов для вложения капитала нет. "Власти призывают вкладывать деньги в реальный сектор, но страна сегодня может осваивать не более 2--3 млрд долл. инвестиций, потому что нет проектов. Кроме того, у меня нет желания наступать на те же грабли и играться в бумажки, вкладывая свободную ликвидность в обязательства государства. Хочется чего-то реального", -- сказал он. Выбор нетрадиционной для себя отрасли олигарх объяснил и того проще: "На нефть мы не тянем, там и без нас хватает насосов, с металлом у нас (в России. -- Ред.) тоже все понятно, а мне лично близки коммуникации".

В ближайшее время в рамках холдинга будут созданы компании, которые займутся обеспечением морских (в том числе внешнеторговых) и речных перевозок грузов, добычей, переработкой и реализацией рыбы и даже строительством транспортных и рыбопромысловых судов. Таким образом, будет построена вертикально интегрированная компания с "полным набором" услуг, суда которой будут ходить под российским флагом и флагом Дальневосточной академии. Благодаря последнему у них будут определенные льготы (например, освобождение от уплаты налога на имущество) и привилегии как в России, так и за рубежом. Как сказал член совета директоров ФПФ Рафаил Метрикин, "это дает возможность решать экономические задачи, не отдавая флот под офшорные флаги", как сейчас в основном и делается. По его словам, одна из основных задач холдинга -- вернуть суда под российскую юрисдикцию, после чего НСК их сможет арендовать.

Но строительство собственного флота -- дело далекой перспективы (впрочем, у академии уже есть своя небольшая флотилия), и сначала НСК будет заниматься лишь арендой судов. По его словам, общая сумма вложений в ближайшие два года составит 10--15 млн долларов, а вся полученная ФПФ прибыль будет вкладываться в развитие холдинга (академия обязана ее реинвестировать в развитие научного и учебного процесса). Как выразился г-н Метрикин, в группе "достаточно свободных денег, которые можно вкладывать надолго". А, как признался Александр Смоленский, его личная выгода -- "создать своей клиентской базе достаточно безопасные вложения. Пусть инвестируют, а банк свою комиссию получит плюс обслуживание финансовых потоков".

Светлана ПЕТРОВА

www.vremya.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован