23 апреля 2008
2961

Александр Семенников: С эвакуацией автомобилей будем разбираться досконально!

В 2005 году в Москве была создана Городская служба перемещения транспортных средств, задачами которой стали эвакуация автомобилей, задержанных сотрудниками ГИБДД за неправильную парковку и создание помех для движения городского транспорта, а также их хранение на специализированных стоянках. Помимо этого, служба перемещения должна информировать владельцев автомобилей о месте нахождения их машин. Но все ли правильно организовано в самой процедуре эвакуации и последующем хранении транспорта? Не сталкиваются ли автовладельцы с трудностями при получении своих машин?

О проблемах, связанных с эвакуацией автотранспорта, рассказал председатель комиссии Московской городской Думы по законодательству Александр СЕМЕННИКОВ.

- Александр Григорьевич, скажите, пожалуйста, действительно ли в Москве есть необходимость в эвакуации автомобилей или это прихоть городских властей?

- Недавно мне довелось участвовать в одной теледискуссии, посвященной работе "Городской службы перемещения транспортных средств" (ГСПТС), в обиходе называемой службой эвакуации. Я шел в студию, думая, что в основном придется обосновывать необходимость этой неприятной процедуры. Оказалось - нет, почти все разумные люди понимают, что эвакуация хотя и всех проблем не решает, но свою лепту в облегчение дорожной ситуации вносит. Ведь одна оставленная "не там" машина может перекрыть путь сотням и тысячам автомобилей, создать многочасовые и многокилометровые пробки. Трамваи и троллейбусы вообще не могут объехать препятствие, даже если соседняя полоса свободна! В Москве известны как минимум 55 мест, где пробки создаются из-за неправильно припаркованных машин. Один реализовал свою свободу встать там, где ему надо, - и лишил тысячи людей права без помех добраться до места назначения. В прошлом году общественный транспорт по этим причинам провел в пробках более 12 тысяч часов!

Ни уговоры, ни нынешние штрафы на таких законченных эгоистов не действуют. Пока еще будут построены все необходимые парковки! Но ездить-то надо сейчас, сегодня. Так что без радикальных средств не обойтись. С этим, повторюсь, большинство согласно.

- Служба перемещения работает по утвержденным правилам задержания автомобилей, помещения их на стоянку и хранения. Вся процедура четко прописана, а автолюбители жалуются, что нередко для того, чтобы вернуть машину, приходится дать взятку. Как избежать такой ситуации?

- Дьявол таится в деталях, и вот здесь-то разыгрываются нешуточные страсти. Почему неприятная, неудобная, но на сегодня необходимая мера обеспечения свободы движения транспорта сопровождается взятками и поборами, обросла "прилипалами", а процедура перемещения и возврата имущества гражданина, скрупулезно, казалось бы, регламентированная, оставляет неурегулированными очевидные и достаточно часто повторяющиеся ситуации? Почему изъятие автомобиля зачастую сопровождается причинением человеку абсолютно ненужных стрессов и служит источником незаконного обогащения?

Обозначу вопросы, которые просто необходимо решить в самом срочном порядке. Начнем с самого начала. Водитель вернулся к своему автомобилю, а его нет. Как узнать, что он не угнан, а перемещен на штрафстоянку и на какую конкретно? Вроде бы никаких проблем быть не должно. Существует система информирования об эвакуированных автомобилях, известны номера телефонов, действует "горячая линия", телефон доверия, регулярно публикуются адреса штрафстоянок. Но идеальной работу этой системы не назовешь. Задержки с поступлением такой информации в базу данных открывают окно для получения незаконных доходов, коррупции в этой сфере. Многие автовладельцы сталкивались с ситуацией - пришел, машины на месте нет, но тут же возникает некий человек, который в точности знает, когда и куда увезена машина, и готов за известную сумму уладить дело быстро и "без волокиты". Пусть не часто, но бывают ошибки - машина находится на штрафстоянке, а владельцу сообщают, что ее там нет. По словам ставшего широко известным учителя Евгения Выродова, его история началась именно с ошибки - увезенная эвакуатором "Ока" стояла на штрафстоянке, а ему заявили, что ее там нет. Он решил, что машину угнали, а спустя полгода получил умопомрачительный иск от эвакуаторщиков. Как можно обезопасить таких граждан от подобных ситуаций? Необходимо внести в нормативные акты, регламентирующие работу ГСПТС и ГИБДД, положение о немедленной передаче информации о перемещаемом автомобиле в централизованную базу данных, а также прописать меры ответственности ГСПТС и ГИБДД за своевременность, правильность и полноту информирования граждан. Полезно было бы проверить на коррупциогенность вообще весь механизм перемещения автомобилей. Ведь поступают даже сообщения о том, что увозят иногда машины, которые движению не мешают. В протокол вписывают совсем другое место, на котором якобы находилась машина, и доказать обратное невозможно. В такое верится с трудом, но если об этом говорят, надо разобраться.

- Зачастую автовладельцы продают машину по доверенности, и если она эвакуируется за неправильную парковку и помещается на стоянку, то кто должен оплачивать ее нахождение там, владелец машины или купивший ее гражданин? Должны ли сотрудники ГИБДД устанавливать владельца автомобиля?

- К сожалению, правовая культура наших сограждан еще не на высоте и пока не изжита практика "продажи" автомобиля по доверенности. Чем это грозит владельцу (а ездящий по доверенности формально владельцем не считается), показывает случай с пенсионером Виктором Тертухиным, получившим иск на 1700000 рублей за хранение старенькой "Таврии". Факт этот не единичный, по данным ГСПТС, таких автомобилей у них почти две с половиной сотни. Но если с практикой "продажи" по доверенности все более или менее ясно: с ней надо заканчивать, то вопрос об ответственности владельца за водителя, управлявшего его автомобилем по доверенности и неправильно припарковавшимся, на мой взгляд, требует обсуждения. И как же быть с презумпцией невиновности, со ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которой "лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина"?

Как развивается дело сегодня? Тот разгильдяй, что был за рулем, и в ус не дует, владелец автомобиля ничего не подозревает, машина в это время стоит на штрафстоянке. Служба перемещения владельца не ищет. ГИБДД - тоже. Между тем в пункте 15 "Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 года No 759, прямо говорится, что "о задержании наземного транспортного средства в отсутствие водителя незамедлительно сообщается в дежурную часть территориального органа внутренних дел. Оперативный дежурный органа внутренних дел информирует владельца (представителя владельца) о задержании наземного транспортного средства, принимая в случае необходимости меры для установления владельца (представителя владельца) наземного транспортного средства". То же самое указано и в "Порядке действий Государственного учреждения города Москвы "Городская служба перемещения транспортных средств" и ГУВД города Москвы при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче", утвержденном распоряжением Правительства Москвы от 19.02.2004 года No 234-РП.

Сформулировано правильно, но довольно расплывчато. Сроки, в течение которых необходимо предпринять "меры для установления владельца", не указаны, непонятно, что делать, если указанные "меры" результата не дали, кто и какую должен нести ответственность за такую ситуацию. Так же не ясно, какова здесь роль службы перемещения, почему с нее снята обязанность искать владельца? Пока же у нас крайним остается автовладелец, и это неправильно!

- Если владелец эвакуированного автомобиля не забирает его со стоянки, то сколько времени может машина там находиться? Ограничен ли срок хранения таких машин?

- В двусмысленной ситуации оказывается уже сама ГСПТС, когда владелец автомобиля известен, получил всю необходимую информацию, но не желает по каким-либо причинам забирать его обратно. Хранить его имущество год, два, три и затем взыскивать через суд суммы, в десятки раз превышающие реальную стоимость, - не слишком ли изощренно и кровожадно? Но сегодня служба перемещения, даже при желании, не может поступать иначе - документы, регулирующие ее деятельность, никаких сроков не устанавливают, и иных действий, кроме тех, что мы видим сейчас, не допускают. Здравый смысл подсказывает, что крайней мерой здесь может быть конфискация автомобиля, а срок хранения, по истечении которого можно было бы приступить к изъятию имущества гражданина, должен быть ограниченным, месяц или два. Конечно, эти предложения не претендуют на истину в последней инстанции, но вопрос не такой сложный, чтобы откладывать его до бесконечности.

- Как финансируется служба перемещения: из городского бюджета или благодаря собственной деятельности?

- Уже был период, когда служба перемещения строила свою работу как коммерческое предприятие. Жизнь более чем убедительно доказала, что ни в коем случае нельзя превращать перемещение автотранспорта в бизнес, нацеленный на извлечение прибыли. Но кто же сейчас за все платит? Вдумаемся - сегодня перемещение автомобилей и хранение в течение первых суток происходит бесплатно для нарушителей, они платят только штраф за административное правонарушение - от 100 до 300 рублей (в Санкт-Петербурге, кстати, эвакуация стоит 4 тысячи рублей и 25 рублей за каждый час хранения). Справедливо ли это? В год службе перемещения городской бюджет выделяет 700 млн. рублей, за хранение автомобилей в прошлом году нарушителями выплачено 8 млн. рублей. Баланс - минус 692 миллиона из нашего общегородского кармана. Получается, что платит не тот, кто нарушил, а тот, кто ни в чем не виноват. Считаю, что тема для обсуждения вполне уместна.

- Вы назвали целый ряд довольно острых проблем. Что планирует предпринять возглавляемая вами комиссия по законодательству?

- Проблемы действительно острые и оставлять их нерешенными - значит дискредитировать важное и необходимое дело, подрывать уважение граждан к закону. Ясно, что решение их потребует очень серьезной законодательной работы, внесение изменений и дополнений в действующие законы и другие нормативные акты, как городские, так и федеральные. Ясно, что потребуется самое тщательное, всестороннее их обсуждение с привлечением всех заинтересованных сторон: руководителей и работников Департамента транспорта и связи города Москвы, ГУП "ГСПТС", ГИБДД, представителей общественных организаций автомобилистов, юристов, депутатов Московской городской Думы. На одном из ближайших заседаний комиссии по законодательству Московской городской Думы мы планируем всесторонне обсудить эти, безусловно, жгучие и актуальные для автомобилистов города вопросы и выработать конкретные предложения.

Людмила Андреева
Московская правда - Московское Собрание, 23 апреля 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован