24 сентября 2012
17083

1. Деятельность международных правительственных организаций

Кроме тех, кто в России профессионально занимается
этой проблематикой, все остальные отключены от участия
в соответствующих процессах в рамках многонациональных
институтов[1]

А. Торкунов, ректор МГИМО(У)

Динамика роста антропогенного воздействия человечества
на окружающую среду в различных сферах деятельности
вызывает усиливающееся беспокойство[2]

И. Лянгер


Важнейшую роль в решении проблемы климатической безопасности играют, естественно, правительства, которые определяют национальную экологическую политику и ее соответствие международным нормам. Так, исследователь МГИМО(У) В.А. Горбанёв показывает взаимодействия и взаимопротиводействия этих тенденций на следующем примере.

"... Важное место в работе конференции в Канкуне заняла проблема обязательств по сокращению выбросов парниковых газов к 2020 г. Здесь также мало что изменилось. Подготовлены две таблицы с целями сокращения эмиссии для развитых и развивающихся стран. Но эти цели не зафиксированы официально и не имеют юридической силы. Однако были вновь подтверждены конкретные цифры для обсуждения:

- к 2020 году США предполагают уменьшить эмиссию парниковых газов на 17% по сравнению с уровнем 2005 г., и на 83% - к 2050 г.;

- Япония предусматривает сокращение на 25% по сравнению с уровнем 1990 г.;

- Канада планирует снижение на 20% по сравнению с уровнем 2006 г.;

- Австралия - снижение 25% по сравнению с уровнем 2000 г.;

- ЕС - снижение на 30% по сравнению с уровнем 1990 г.;

- Россия - снижение на 25% по сравнению с уровнем 1990 г.

Причем ряд стран, в том числе и Россия, сделали оговорку, что указанные цифры будут достигнуты, если будет достигнуто глобальное соглашение, обязывающее другие страны к сопоставимым уменьшениям эмиссий. Как отметила эксперт МГИМО(У) Н. Пискулова, на новые стратегии по противодействию изменению климата в США в 2009 г. выделено около 80 млрд долл., в Китае на ближайшие пять лет - 454 млрд долл.

В то же время развивающиеся страны, как считает советник президента России по проблемам климата, президент Всемирной метеорологической организации А. Бедрицкий, прежде всего, такие крупные эмитенты, как Китай, Индия, Бразилия, не желают брать на себя конкретные обязательства по снижению эмиссий парниковых газов; они полагают, что развитые державы, как главные виновники деградации окружающей среды, должны начать с себя. И, тем не менее, Индия сообщила о намерении уменьшить эмиссии парниковых газов на 25%, а Бразилия - на 1,8%..."[3].

Проблема изменения климата является одной из приоритетных тем Организации Объединенных Наций. На сегодняшний день ООН остается основной площадкой обсуждения и глобального регулирования проблем климата. Работа системы учреждений ООН является важнейшим элементом адаптации к глобальным климатическим изменениям.

Под эгидой ООН действует Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), которая была создана в 1988 г. совместно и Всемирной метеорологической организацией (ВМО) ООН и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП). МГЭИК - организация, объединяющая несколько сотен ученых из 130 стран мира, основная роль которой заключается в оценке имеющейся научно-технической и социально-экономической информации о климатических изменениях и подготовке инициатив в области противодействия изменениям климата.

В настоящий момент МГЭИК возглавляет Р. Пачаури, который от имени этой организации в 2007 г. вместе с А. Гором получил Нобелевскую премию мира. Нобелевский комитет отметил вклад МГЭИК в укрепление научного понимания проблемы изменения климата, в том числе связи между антропогенной деятельностью человека и глобальными климатическими изменениями.

"Роль МГЭИК состоит в оценке на всесторонней, объективной, открытой и транспарентной основе имеющейся научно-технической и социально-экономической информации, связанной с пониманием научной основы риска изменения климата, вызванного деятельностью человека, его потенциального воздействия и вариантов адаптации и смягчения последствий. МГЭИК не ведет ни научных исследований, ни мониторинга данных, связанных с климатом, или других соответствующих параметров. Ее оценки основываются, главным образом, на прошедшей внешнее рецензирование и опубликованной научно-технической литературе"[4].

Основной задачей МГЭИК является выпуск с регулярными интервалами оценок состояния знаний об изменении климата. МГЭИК подготовлен ряд оценочных докладов, технических документов, методологий, широко используемых политиками, учеными и широким кругом экспертов. В оценочных докладах содержатся результаты комплексного исследования климатических изменений, их причин и возможных последствий, а также оценка потенциала по принятию адаптационных мер и снижению антропогенного воздействия на климатическую систему как на глобальном, так и на региональном уровнях.

МГЭИК также занимается работой над методологиями составления национальных кадастров парниковых газов.

В своей структуре МГЭИК имеет три рабочие группы и одну целевую группу.

Рабочая группа I оценивает научные аспекты климатической системы и изменения климата.

Рабочая группа II рассматривает вопросы уязвимости социально-экономических и природных систем к изменению климата, отрицательные и положительные последствия изменения климата и варианты адаптации к ним.

Рабочая группа III оценивает варианты ограничения выбросов парниковых газов и тем самым смягчения последствий изменения климата.

Целевая группа по национальным кадастрам парниковых газов отвечает за Программу МГЭИК по национальным кадастрам парниковых газов.

Пленарные заседания Группы экспертов проходят примерно раз в год. На таких заседаниях принимаются решения о принципах, структуре, программе работы МГЭИК, избирается председатель, а также согласуется круг вопросов, охватываемых докладами МГЭИК, и принимаются сами доклады.

Первый оценочный доклад, представленный МГЭИК в 1990 г., заложил основу для создания РКИК ООН. В 2007 г. МГЭИК презентовал Четвертый оценочный доклад, в котором содержатся самые последние научные выводы.

В 2007 г. МГЭИК была присуждена Нобелевская премия мира "за усилия по укреплению и распространению знаний о проблеме антропогенного воздействия на изменение климата и формирование основы для принятия необходимых мер по противодействию этому изменению"[5].

Ведущие российские ученые и специалисты из Росгидромета, Российской академии наук и других организаций вносят большой вклад в подготовку и написание регулярных докладов МГЭИК об оценке состояния знаний об изменении климата, различных технических докладов и составлении кадастра парниковых газов. Так, в подготовке Четвертого оценочного доклада МГЭИК (2007 г.) принимало участие около 15 российских авторов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1997 г. N 1311р национальным координатором Российской Федерации в МГЭИК назначен директор Института глобального климата и экологии (ИГКЭ) Росгидромета и Российской академии наук, академик-секретарь Отделения океанологии, физики атмосферы и географии Российской академии наук Ю. Израэль. С 2002 г. по 2008 г. академик Ю. Израэль занимал пост вице-председателя МГЭИК.

На 29-й сессии МГЭИК (31 августа - 4 сентября 2008 г., Женева, Швейцария) состоялось очередное переизбрание Бюро МГЭИК. Заместитель директора ИГКЭ Росгидромета и РАН С. Семенов избран на пост вице-председателя Бюро МГЭИК по второй рабочей группе МГЭИК.

Опубликованные доклады распространяются среди заинтересованных организаций для принятия своевременных решений в политике, хозяйственной деятельности, науке и образовании.

Каждые 6-7 лет МГЭИК публикует так называемые оценочные доклады, в которых отражены результаты комплексного исследования климатических изменений, их причин и возможных последствий, а также оценка потенциала по принятию адаптационных мер и снижению антропогенного воздействия на климатическую систему как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Первый оценочный доклад МГЭИК подготовила в 1990 г. Представленные в нем выводы подтвердили факт изменений климатической системы Земли, которые с большой вероятностью вызваны деятельностью человека. Первый оценочный доклад лег впоследствии в основу Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

В начале 2001 г. МГЭИК завершила свой Третий оценочный доклад "Изменение климата-2001", который внес существенный вклад в развитие научного базиса в области изучения проблемы изменения глобального климата, в создание методологической базы для разработки и принятия мер по смягчению последствий этого изменения и по адаптации к нему.

Свой Четвертый оценочный доклад МГЭИК представила в 2007 г. В нем содержатся самые последние научные данные о проблеме изменения климата.

Однако в январе 2010 г. вокруг деятельности МГЭИК разразился скандал. Было объявлено, что в своих расчетах организация допустила очень серьезную ошибку. В докладе от 2007 г. скорость таяния льдов Гималаев была неверно соотнесена со временем полного исчезновения гималайских ледников. В докладе был указан 2035 год, хотя на самом деле ледники, по всей вероятности, растают к 2350 г.

Существуют различные точки зрения относительно происхождения этой ошибки. Некоторые считают, что в своих докладах МГЭИК использовала непроверенные данные и сослалась на уже опубликованные материалы других ученых. Многие полагают, что составители доклада намеренно поменяли две цифры местами для того, чтобы привлечь внимание к проблеме изменения климата.

Тем не менее, этот доклад вызвал особое внимание Индии, Китая и ряда других близлежащих стран. Исчезновение ледников к 2035 г. означало бы для них смертельную опасность. Многих специалистов в этой сфере также сильно поразили данные, опубликованные в докладе. Они утверждали, что ледники толщиной в сотни и тысячи метров никак не могут растаять в такой срок.

19 января 2010 г. МГЭИК была вынуждена сообщить, что она совершила ошибку в расчетах, связанных со скоростью таяния льдов в Гималаях. С этого момента появилось большое количество разговоров, относительно необходимости и эффективности работы МГЭИК в мире. На ежегодном собрании Ник Наттел, председатель ЮНЕП, объявил о том, что ООН собирается провести проверку деятельности МГЭИК. Руководство МГЭИК уже взяло на себя обязательство проводить проверку своих проектов по строгой научной процедуре. Также будет пересмотрен еще раз доклад от 2007 года с целью выявления возможных ошибок.

В своем интервью BBC заместитель председателя МГЭИК Жан-Паскаль ван Исперселе сказал: "Я не понимаю, как одна ошибка в 3000- страничном докладе может подорвать доверие ко всему докладу. Некоторые люди ухватились за эту ошибку и пытаются использовать ее для подрыва доверия к МГЭИК, но если мы сможем объяснить сложившуюся ситуацию, то это поспособствует укреплению авторитета МГЭИК, показав, что мы готовы учиться на своих ошибках"[6].

Эксперт по изменению климата Совета по международным отношениям М. Леви уверен, что, несмотря на то, что в обзоре были допущены некоторые ошибки, в целом МГЭИК должна оставаться авторитетной организацией: "Жалко, что незначительное количество ошибок повлекло за собой такие большие политические последствия"[7]. Он дает свои рекомендации относительно возможного улучшения деятельности МГЭИК. Во-первых, лидерам и сторонникам МГЭИК не стоит чрезмерно оправдываться и защищаться. Все доклады МГЭИК очень длинные и содержат большое количество деталей. Нет ничего особенного, что есть некоторые незначительные ошибки.

Во-вторых, руководители, а также председатель группы ни в коем случае не должны занимать какие-либо позиции в сфере политики. Их деятельность не должна носить политической окраски. Организация должна быть политически нейтральной. В-третьих, для многих членов группа, это всего лишь дополнительная обязанность к их основной работе. Важно сделать так, чтобы Группа для ее руководства и участников стала основным местом работы"[8].

Специалист по экологическим проблемам университета в Колорадо Роджер Пилк уверен, что группе необходимо пересмотреть институциальную политику и процедуры группы. Необходимо создать специальный механизм, целью которого будет решать все вопросы, связанные с обнаружением ошибок: "До тех пор, пока МГЭИК не проведет институциональную реформу, она не будет соответствовать требованиям XXI века. Группа будет сдавать позиции и в итоге полностью потеряет авторитет"[9].

Тем не мене, на протяжении долгого времени, несмотря на постоянную критику, МГЭИК остается наиболее авторитетной международной организацией по вопросам изменения климата. Выводы группы стали основой большого количества международных климатических переговоров и документов, прежде всего РКИК ООН и Киотского протокола. Пятый доклад МГЭИК ожидается к 2014 г.

Тема изменения климата обсуждается в ходе различных встреч высокого уровня, включая Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный Совет ООН, неофициальные прения по изменению климата в Генеральной Ассамблее ООН. ОНН организовала важные конференции, на которых обсуждались климатические проблемы (Рио-де-Жанейро, Бали, Копенгаген и т.д.). Такие важные документы, как Рамочная конвенция по изменению климата и Киотский протокол, были разработаны именно под эгидой ООН. ООН считается "подходящим многосторонним механизмом для создания необходимого режима, связанного с изменением климата"[10].

Говоря о проблеме изменения климата, Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркивает: "Изменение климата - одна из наиболее комплексных, многогранных и серьезных угроз, с которыми сталкивается мировое сообщество. Реагирование на эту угрозу неразрывно связано с решением насущных задач обеспечения устойчивого развития и глобальной справедливости, противодействия уязвимости и повышения устойчивости к внешним воздействиям, роста экономики, сокращения масштабов нищеты и решения социальных проблем, а также построения такого мира, который мы бы хотели передать нашим детям"[11]. Именно этой теме он посвятил свой первый доклад. Он уверен, что ООН должна непременно играть основную роль в процессе принятия международных действий по решению этой проблемы.

ООН ставит перед собой цель содействия заключению международного соглашения об эффективной рамочной программе на период после 2012 г. Также ООН намерена создать межсекторальный механизм для претворения в жизнь будущих соглашений и для более эффективного выполнения действующих мандатов.

Глава ООН подчеркнул, что цена бездействия будет очень высокой, и призвал активизировать усилия по противодействию этой проблеме. "Переговоры по климату продвигаются слишком медленно. Ледники планеты тают быстрее, чем мы приближаемся к прогрессу по их защите и защите всех нас", - заявил Пан Ги Мун[12].

В ходе всей своей деятельности Генеральный Секретарь обращался к мировым лидерам с призывом считаться с проблемой изменения климата и подчеркивал, что "цена бездействия - в отношении экологии, людей и финансов - намного превзойдет затраты на немедленные действия".

Генеральный Секретарь создал рабочую группу, состоящую из четырех полномочных представителей по изменению климата. Эта группа должна помогать ему в консультациях с вовлеченными в процесс сторонами, в том числе правительствами государств, по вопросам содействия прогрессу в многосторонних переговорах, проводимых в ООН. В 2007 г. в эту группу были назначены Гру Гарлем Брундтленд, бывший премьер-министр Норвегии, и Лагос Эскобар, бывший президент Чили. Позже к ним присоединились бывший президент Ботсваны Фестус Могае и Срджан Керим, в прошлом - министр иностранных дел бывшей югославской Республики Македония и президент Генеральной Ассамблеи.

В 2010 г., на совместной видеоконференции Пан Ги Муна с занимавшим в то время пост премьер-министра Великобритании Гордоном Брауном и премьер-министром Эфиопии Мелесом Зенауи было объявлено о создании группы, которая займется мобилизацией ресурсов для финансирования усилий развивающихся стран по борьбе с изменением климата.

Глава ООН заявил, что остальные члены новой группы будут назначены в ближайшие 10 месяцев. Ими станут главы государств и правительств, министры или представители финансовых учреждений. "Будет выдержан баланс между развивающими и промышленно развитыми странами", - отметил Пан Ги Мун в ходе видеоконференции с Лондоном и Аддис-Абебой[13].

Генеральный Секретарь убежден, что развивающиеся страны должны добиваться сокращения эмиссий парниковых газов, но это не должно привести к замедлению темпов их развития. Многие бедные страны уже сегодня страдают от последствий глобального потепления, и богатые страны несут моральную ответственность за оказание им финансовой помощи в деле смягчения этих последствий и адаптации к ним.

ООН проводит программы по поддержке мер, направленных на борьбу с изменением климата, на глобальном, региональном и локальном уровнях.

На международном уровне ключевая роль в области борьбы с изменением климата принадлежит Рамочной Конвенции ООН по изменению климату. Секретариат РКИК призван обеспечивать материально-техническое и основное обслуживание заседаний Конвенций, а также осуществлять координацию с другими процессами.

На национальном уровне главная роль по урегулированию процессов изменения климата принадлежит Программе развития ООН (ПРООН) и другим представленным в странах организациям системы ООН. Они оказывают поддержку национальным правительствам, а также привлекают другие национальные заинтересованные стороны - неправительственные организации, университеты, исследовательские учреждения, частный сектор. Важным инструментом в содействии странам в принятии мер реагирования в связи с изменением климата и обеспечении согласованности мер является учет в национальных планах развития климатических аспектов, включая научно-технические достижении. Нередко при наличии политической воли на национальном уровне отсутствует необходимый потенциал, что препятствует предпринимаемым на этом уровне усилиям. Важную роль в заполнении такого пробела играет система Организации Объединенных Наций.

ООН создает различные программы, которые направлены на адаптацию, смягчение последствий проблемы изменения климата, внедрение новых технологий, финансирование подобных мероприятий. Эти меры ООН предпринимает в сферах общего планирования, энергетики, сельского хозяйства, водных ресурсов, лесных ресурсов, здравоохранения, транспорта.

ООН работает над повышением уровня информированности и образования населения, расширения всеобщего доступа к информации. В рамках программы ЮНЕСКО по вопросам экологической этики проводятся кампании по просвещению населения об этических аспектах экологических изменений в целях разработки и осуществления эффективных нормативно-директивных мер, включая определение путей оценки потребностей и прав будущих поколений и решение вопроса о том, какие именно ресурсы следует охранять и за счет каких затрат или усилий.

"ООН проводит целый ряд мероприятий, касающихся проблемы изменения климата. Они включают в себя:

Всемирную программу исследования климата, организаторами которой являются ВМО, МОК ЮНЕСКО и Международный совет по науке (МСНС); "Глобальную экологическую перспективу", в рамках которой осуществляются раннее предупреждение и оценка возникающих угроз (ЮНЕП), и проведение строгих и объективных обзоров уровня знаний о климатических процессах и последствиях (ЮНЕСКО); Глобальную систему наблюдений за сушей; Систему предупреждения чрезвычайных ситуаций (СПЧС) в связи с трансграничным распространением вредителей и болезней, опасных для животных и растений (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)); исследование последствий изменения климата для здоровья человека (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)); оперативное исследование последствий изменения климата для детей и поддержку усилий детей на местном уровне по улучшению и мониторингу состояния окружающей среды в общинах (Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)); анализ уязвимости и мониторинг продуктов питания (Всемирная продовольственная программа (ВПП)); предоставление климатических и сезонных прогнозов в Африке в целях содействия улучшению процесса принятия решений в климатозависимых секторах (например, земледелие и водопользование) в регионе (Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)); содействие малоимущим сельским общинам в повышении их способности адаптироваться к климатическим колебаниям путем разработки планов также на случай чрезвычайных ситуаций и непредвиденных обстоятельств (включая системы раннего предупреждения и планы действий в связи с чрезвычайными ситуациями) (Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР))"[14].

В рамках ООН действует Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Это специализированное учреждение, уполномоченное содействовать промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству. "Основная цель деятельности ЮНИДО, определенная в Соглашении, заключается в содействии международному сотрудничеству в экономической, технологической, промышленной и научных сферах между предприятиями, ассоциациями, организациями и фирмами из развитых и развивающихся стран"[15].

ЮНИДО способствует разработке проектов по смягчению выбросов парниковых газов в промышленном секторе и обеспечивает прямое участие представителей промышленности в таких мероприятиях, связанных с межправительственным процессом по вопросам изменения климата, как сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и заседания вспомогательных органов, и в соответствующих параллельных мероприятиях.

Важное внимание ЮНИДО уделяет энергоэффективности промышленности и устранению препятствий, мешающих разработке энергоэффективных проектов, направленных на сокращение выбросов двуокиси углерода и повышение конкурентоспособности и производительности в промышленности. Подчеркивается роль промышленности как ключевого сектора для проведения адаптационных мероприятий и необходимость отражения адаптационной политики и стратегий в политике промышленного развития на национальном уровне.

Большая работа по борьбе с изменением климата проводится в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Эта программа является основным органом ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и международных организаций по решению проблем в области охраны окружающей среды и устойчивого развития на глобальном, региональном и национальном уровне.

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Совет управляющих ЮНЕП состоит из 58 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. Исполнительным директором ЮНЕП с июня 2006 г. является Ахим Штайнер.

Проблема изменения климата занимает важное место в деятельности ЮНЕП. В своей программе на 2010-2011 гг. ЮНЕП поставил эту проблему на первое место. Целью ЮНЕП в этом направлении является укрепление способности стран, особенно развивающихся, планировать меры реагирования на изменение климата в рамках процессов национального развития.

Стратегия ЮНЕП в области изменения климата дополняет собой процессы и деятельность других учреждений, включая секретариат Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотского протокола к ней. Она предусматривает:

- содействие странам, особенно развивающимся, в переходе на низкоуглеродные технологии посредством налаживания партнерства и привлечения частного сектора к деятельности по повышению энергоэффективности; ускоренного формирования рынков технологий, рассчитанных на возобновляемые источники энергии, содействия финансированию экологически чистых энергетических технологий и поощрения равноправного доступа к более экологически чистым источникам энергии. Кроме того, ЮНЕП окажет учреждениям Организации Объединенных Наций содействие в том, чтобы сделать систему Организации Объединенных Наций климатически нейтральной;

- помощь странам, особенно развивающимся, в снижении их уязвимости и повышении их устойчивости к последствиям изменения климата путем создания и укрепления национального институционального потенциала в области оценки уязвимости и планирования адаптационных мероприятий, а также поддержки национальных усилий, направленных на включение мер по адаптации к изменению климата в практику управления экосистемами;

- содействие лучшему пониманию результатов научных исследований в области изменения климата и их использованию для выработки обоснованной политики посредством распространения результатов оценок, подготовленных Межправительственной группой по изменению климата, а также специальных докладов и иной научной информации, рассчитанной на конкретные группы; содействие осознанию факта увеличения выбросов парниковых газов в результате обезлесения и деградации лесов; оказания научной, правовой и институциональной поддержки учреждениям и должностным лицам из развивающихся стран, участвующим в переговорах по вопросам изменения климата;

- повышение общего уровня понимания проблемы изменения климата путем разъяснения основных аспектов этой проблемы ясным и понятным для различных категорий неспециалистов языком, в том числе и с целью повлиять на их потребительский выбор[16].

Проблеме изменения климата уделяется много внимания и в работе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). "ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения"[17].

По поводу проблемы изменения климата д-р Маргарет Чен, Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения, заявила следующее: "Основная проблема кратко сформулирована так: изменения климата угрожают здоровью людей. Потепление климата на планете будет происходить постепенно, однако последствия экстремальных климатических явлений - ураганы, наводнения, периоды засухи и сильной жары - будут возникать внезапно и ощущаться очень остро. Обе тенденции могут неблагоприятно воздействовать на самые основополагающие детерминанты здоровья, такие, как воздух, вода, пища, крыша над головой и отсутствие болезней"[18].

В настоящее время мы являемся свидетелями того, что последствия изменения климата очень сильно сказываются на здоровье человека: больше народу умирают от чрезмерной жары, происходят изменения в области заболевания трансмиссивными болезнями, меняется модель стихийных бедствий. Эти последствия сказываются в основном на уязвимых группах населения, например, самые молодые и самые пожилые люди, люди со слабым здоровьем, неимущие слои и изолированные группы населения.

Последствия изменения климата для здоровья полностью устранить никогда не получится. Однако все же некоторые из них можно предотвратить и контролировать. "В здравоохранении и связанных с ним секторах разработаны меры по уменьшению воздействия изменяющегося климата и его последствий. Так, например, могут помочь такие хорошо известные и проверенные меры, как борьба с переносчиками заболеваний, уменьшение загрязнения воздуха транспортными средствами, а также эффективное использование земель и рациональное водопользование. Кроме того, многие из мер, необходимых для предотвращения изменения климата, полезны для здоровья. Так, например, благодаря более широкому пользованию велосипедами и общественным транспортом вместо личных машин в промышленно развитых странах могут уменьшиться выбросы парниковых газов. Это также будет способствовать улучшению качества воздуха и приведет к улучшению здоровья органов дыхания и сокращению преждевременной смертности. Чем раньше будут приняты эти меры, тем большее воздействие они окажут на здоровье населения"[19].

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и авторитетным источником информации системы ООН по вопросам состояния и поведения атмосферы Земли, ее взаимодействия с океанами, образуемого климата и возникающего распределения водных ресурсов"[20].

ВМО была основана в 1950 г., членами организации являются 189 стран-членов и территорий. Штаб-квартира ВМО находится в Женеве, Швейцария. 23 марта, в день вступления в силу Конвенции об основании ВМО, отмечается Всемирный метеорологический день.

ВМО активно занимается вопросами изменения климата.

ВМО поддерживает региональные форумы по ориентировочным прогнозам климата. Такие форумы собирают вместе климатологов с целью выработки единого мнения относительно сезонных климатических прогнозов. ВМО объединяют различные группы пользователей в области предотвращения опасности бедствий, здравоохранения, сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, туризма и энергетики для обсуждения потенциальных воздействий изменения климата.

ВМО занимается координацией деятельности, связанной с климатической информацией. Например, мониторинг климата, управление климатическими данными, обнаружение изменения климата, сезонные межгодовые прогнозы климата, оценки воздействия изменения климата.

Глобальная система наблюдений за климатом и Глобальная система наблюдений за океаном играют важную роль в улучшении сбора данных, необходимых для подготовки климатических прогнозов и обнаружения изменения климата.

В этой сфере в рамках Всемирной климатической программы действует Всемирная программа климатических применений и обслуживания. Эта программа призвана способствовать правильному применению знаний и информации на благо общества.

В ВМО действует Всемирная программа исследования климата. С помощью этой программы ВМО и ее партнеры содействуют исследованию климата для фундаментального научного понимания физической системы и процессов, необходимого для определения степени предсказуемости климата и влияния на него человеческой деятельности.

ВМО выпустила доклад "Наш будущий климат". В этом докладе само явление глобального потепления признается установленным фактом, антропогенным причинам уделяется важное значение в докладе. В докладе указывается на опасность для человечества будущих изменений. "Они хоть и краткосрочны в геологическом масштабе времени (Не более нескольких сотен лет - пока мировая энергетика основывается на ископаемом топливе), но за это время будет нанесен необратимый урон многим экосистемам, а человечеству придется понести огромные экономические и социальные потери"[21].

Этот доклад призывает к борьбе за восстановление климата на нескольких фронтах. Необходимо сделать промышленность более эффективной, перевести автомобили на другие виды горючего, лучше организовывать землепользование, восстанавливать леса, больше внимания уделять альтернативным источникам энергии. "Мы должны изменить наши жизненные установки и быть готовыми жить так, чтобы обеспечить и благополучие всех государств и сохранить климат"[22].

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - это ведущий мировой форум научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерных технологий и проблем нераспространения. "МАГАТЭ, созданное в рамках Организации Объединенных Наций в 1957 г. в качестве самостоятельной организации, представляет собой воплощение программной президента США Д. Эйзенхауэра "Атом для мира", с которой он выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 г. Он предложил создать международный орган, призванный как контролировать атомную энергию, так и содействовать ее использованию"[23].

Ядерная энергия - это чистая энергия с точки зрения эмиссии парниковых газов. Количество вредных выбросов от нее минимальное. "В настоящее время 439 энергетических ядерных реакторов производят почти 16% мировой электроэнергии. В 9 странах на ядерную энергетику приходится более 40% вырабатываемой энергии"[24]. Аналитики имеют различные точки зрения относительно использования ядерной энергии в будущем. Как минимум, очевидно, что если количество использования ядерной энергии сильно снизится, то это значительно затруднит процесс сокращения вредных выбросов. В обратном же случае рост использования ядерной энергии может внести значительный вклад в решение проблемы изменения климата. В любом случае, важно осознавать, что роль МАГАТЭ очень велика.

МАГАТЭ не проводит никакой деятельности, специально направленной на борьбу с изменением климата. Однако деятельность МАГАТЭ всецело соответствует этой цели. МАГАТЭ старается избежать политизации вопросов климата. "Агентство представляет собой ценный пример того, как международной институт может внести значительный вклад в борьбу с изменением климата, не являясь при этом официально вовлеченным в глобальную климатическую политику"[25].


_______________

[1] Торкунов А.В. Внешнеполитическое обеспечение модернизации. В кн.: По дороге к будущему / А.В. Торкунов ред.-сост. А.В. Мальгин, А.Л. Чечевишников. М.: Аспект Пресс. 2010. С. 13.

[2] Кукушкина А.В. Экологическая безопасность, разоружение и военная деятельность государств: международно-правовые аспекты / Предисловие И.Б. Лянгера. М.: ЛКИ, 2008. С. 5.

[3] Горбанёв В.А. Глобальные изменения климата: от Рио до Канкуна // Вестник МГИМО(У). 2011. N 4 (19). С. 247.

[4] См. подробнее: International panel on climate change / Официальный сайт МГЭИК / Эл. ресурс / http://www.ipcc.ch/home_languages_main_russian.htm

[5] Времени все меньше // Официальный сайт Организации Объединенных Наций / Эл. ресурс / http://www.un.org/ru/unforpeople/climate1.shtml

[6] ООН признает ошибку в прогнозе//BBC Russian, 21 января 2010 г. / Эл. ресурс / http://www.bbc.co.uk/russian/lg/science/2010/01/100121_glaciers_ 2035_row.shtml

[7] Michael A. Levi. How to Fix Climate Science Reporting, February, 24th, 2010/Council on foreign relations [Электронный ресурс] http://www.cfr.org/bios/11890

[8] Michael A. Levi. How to Fix Climate Science Reporting, February, 24th, 2010/Council on foreign relations [Электронный ресурс] http://www.cfr.org/bios/11890

[9] См. подробнее: Climate Science: Roger Pielke Sr./Pielke Research Group News and Commentary [Электронный ресурс] http://pielkeclimatesci.wordpress.com/

[10] Обзор деятельности Организации Объединенных Наций, касающейся изменения климата/Доклад Генерального секретаря Генеральной Ассамблее, 10 января 2008 г. / Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/204/48/PDF/N0820448.pdf? Open Element

[11] Secretary-General`s address to UNIS-UN Conference on Climate Change New York, 1 March 2007 / Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] http://www.un.org/apps/sg/sgstats.asp?nid=2462

[12] Там же.

[13] Лидеры Эфиопии и Великобритании возглавят группу по мобилизации финансовых ресурсов на борьбу с изменением климата / Центр новостей ООН, 12.02.2010 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] http://www.un.org/russian/mobile/fullstorynews.asp?newsID=13094

[14] Обзор деятельности Организации Объединенных Наций, касающейся изменения климата / Доклад Генерального секретаря Генеральной Ассамблее, 10 января 2008 г. / Официальный сайт Организации Объединенных Наций / Эл. ресурс / http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/204/48/PDF/N0820448.pdf? OpenElement

[15] Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) / Официальный сайт / Эл. ресурс / http://www.unido.org/

[16] Программа ЮНЕП на 2010-2011 годы, подпрограмма 1 "Изменение климата"/ (UNEP/GC 25/12).

[17] Всемирная организация здравоохранения/Официальный сайт / Эл. ресурс / http://www.who.int/about/ru/

[18] Воздействие изменения климата на здоровье людей/Заявление Генерального директора ВОЗ, д-ра Маргарет Чен, 7 апреля 2008 г ./ Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения / Эл. ресурс / http://www.who.int/mediacentre/news/statements/2008/s05/ru/print.html

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Наш будущий климат/Всемирная Метеорологическая Организация, Швейцария, 2003 / Официальный сайт Всемирной Метеорологической Организации (ВМО) / Эл. ресурс / http://www.wmo.ch/pages/themes/climate/index_ru.html

[22] Там же.

[23] Официальный сайт МАГАТЭ / Эл. ресурс / http://www.un.org/ru/ga/ iaea/

[24] Ядерная безопасность/ МАГАТЭ / Эл. ресурс / http://www.un.org/ru/development/progareas/global/nuclear.shtml

[25] Katherine Michonski and Michael A. Levi. Harnessing International Institutions to Address Climate Change, 2010/Council on foreign relations / Эл. ресурс / http://www.cfr.org/publication/21609/harnessing_international_institutions_to_address_climate_change.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован